АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

Геополитика и правительства тюркских и монгольских народов Глава VI

Системы управления государством.
Жреческая система управления.
Для управления государством, тем более империей нужны особые Знания. У тех, у кого не было этих Знаний, обычно такие государства исчезали через 2-3 поколения или они были не самостоятельны, и не играли в этом мире ни какую роль. В древние времена знания по управлению государства и народами принадлежали жречеству. Они стояли во главе религий. Свои Знания жрецы передавали по наследству. Последние 5-7 тысяч лет основные мощные жреческие центры были в Месопотамии, Египте, Индии, доколумбовской Центральной Америке. Жрецы имели свою структуру управления, согласно посвящению занимали должности по иерархической жреческой лестнице. Жрецы были не только во главе религии, но и главными идеологами народа и государства. Стоявшим наверху иерархической лестницы жрецам в священных книгах приписывались знания великих тайн природы. Египетское государство просуществовало более 5 тысяч лет, есть над, чем задуматься. Социально-политическая структура Египетского государства формировалось по сословному принципу. Основных сословий было 5, и социальная пирамида имела вид:

— Высшее сословие — жрецы, фараон;

— Правящее сословие — правительство, чиновники, воины;

— Деловые люди — хозяйственные руководители разных уровней;

— Труженики;

— Низы общества и невольники рабы.

Все выборы происходили по горизонтали своих сословий. Такая сословная система в древнем Египте просуществовала в течение 5500 лет. «В Древнем Египте на основе одного и того же иероглифа можно было из текста извлечь понятие бога, жреца, судьбы, фараона.»39 Высшее жречество древнего Египта звалось “иерофантами”, что означало умение читать судьбу, предвидеть будущее. Всего было 22 иерофанта (читающий судьбу). Предвидеть будущее — есть основа управления, поскольку: управлять— это значит, на основе Знания возможных состояний приводить общество к избранному варианту из множества возможных. Естественно, что избрание варианта обусловлено нравственностью тех, кто управляет. Египетские жрецы вели исторические и философские записи. Они, располагали библиотеками, в которых были записаны, сохранялись и изучались древние тайны.

Жрецы воспитывали личную культуру мысли. И они достигали высокого уровня возможностей постижения знаний. Жрецами были разработаны системы воздействия на простых людей, действующие в обход сознания через подсознание. Примером такого воздействия служит музыка. Она сразу воздействует на подсознание, в обход сознания. Особенно эффективно воздействие в детском возрасте, до полового созревания. И не случайно в Древнем Египте жрецы ставили фараонами мальчиков в 9-14 лет. Именно в этом возрасте социальная ответственность легко внушается и подкрепляется. И в таком возрасте легко формировать человека биоробота, убежденного в правоте своих деяний. Через таких фараонов (биороботов) жрецы руководили страной. Кроме видимого знания  управления государством, жрецы знали другую систему знаний, недоступною простым людям. И никому жрецы так просто свои знания не дарили. Знания – это была их сила, это было их могущество, это была их власть.

Жрецы присматривали за храмами, были сведущи в ритуалах и составляли молитвы.   В этих храмах решались вопросы, связанные как с богом, так и с людьми. Здесь вершились важнейшие государственные дела, включая назначение наследника фараона.

Министры, полководцы, чиновники, хозяйственные руководители разных уровней, инженеры – все они выполняли работы, согласно своего служебного положения.  Низы общества были крестьяне и нанимаемые на работы рабочие. На низшей иерархической ступени были рабы, захваченные в плен при войнах с другими государствами и народами. Египтяне были с бюрократическими наклонностями. Они тщательно записывали все события и истории в документы. Документы периода 26 династий сохранились и по сегодня не мало.

С рождением христианства исчезла египетская цивилизация с ее древним жречеством. Немало из египетской религии: символов, мифов, истории сохранилось в иудаизме, в христианстве, в исламе. В иудаизме, в христианстве, в исламе: структура управления, иерархическая лестница священнослужителей осталась от египетского жречества. Священнослужители, как и в Египте, стоят не только во главе религии, но они главные идеологи народа и государства. Изменения произошли в проповедниках: Раввины передают свою должность по наследству, как в египетском жречестве, а в христианстве и в исламе священнослужителям может стать любой человек. Кроме того в древние времена было еще Знания шумерских жрецов, которые занимались кабалистикой. Не малые знания были у Вавилонских жрецов. Тайные Знания египетских, шумерских и вавилонских жрецов не исчезли. Их переняли иудейские мудрецы (оккультисты), римское Папство, тайные ордена, ложи и т.д.

До середины XI в. римское Папство было еще слабым. Германский император был выше над папой, поэтому, престол Святого Петра занимали исключительно немцы, избранные императором. Император господствовал в церкви, он выбирал пап, римляне сами уступили ему это право. Но вот появился Гильдебранд, позже он стал называться папа Григорий VII. Он задался целью укрепить церковь и папство, освободить их от земных властей и подчинить им императора и королей. Борьба римского папства с императором закончилась победой духовенства. Победа состояла в том, что папу стали выбирать, а не назначать.

После своей победы Папа Григорий VII начал бурную деятельность и смог внушать правителям европейских государств и рыцарям  мысль, что надо освободить Палестину и «Гробницы Христовой», а для этого надо начать войну против врагов христианства и Господа, то есть против мусульман.  Папа Григорий VII  сумел организовать Крестовые походы на Ближний Восток. Во время крестовых походов некоторые рыцари стали организовываться в тайные ордена –  тамплиеры, госпитальеры, иоанниты, тевтонцы. Со временем наиболее могущественным из них стал орден тамплиеров.  С этого периода началась тайная война за главенство в Европе между Ватиканом и тайными организациями. До начала XVI века побеждало папство, но с начала XVI века начались восстания по всей Европе за реформы христианства.  30 летняя религиозная война (1618-1648гг.) залила Европу кровью. Резня, между протестантами и католиками закончилась ослаблением власти римского Папы, и усилила влияние тайных организаций. А революции в начале XX века смели непокорных императоров – османского, германского и русского. С этого периода власть в Европе и США перешла в руки тайных обществ, орденов, масонских лож, и т.д.

На Западе  и в США в высших эшелонах власти со средних веков выдвигались королевские кланы и банкирские кланы-дома. Европейские древние рода соединялись в родство с иудейскими родами, создавали совместные закрытые тайные ордена или ложи. Численность таких организаций никто не знает. В официальных изданиях считают, что их число более 34 тысяч масонских лож. Но дело не только и не столько в численности, сколько в характере организаций, ее реальном влиянии. Тайные организации отработали эффективные методы, позволяющие им продвигать своих людей на высшие финансовые, экономические, военные, политические и т.д. важные посты в руководстве ведущих стран Запада. С помощью тайной власти (тайных масонских лож)   и открытой (через выборы),  эти родовые кланы (семьи) правили и продолжают править сейчас в Европе и  в США. Система управления  в Западных странах либеральная.  Американские и страны Запада выборы проходят в виде шоу. Они интересны и неожиданны, как хорошее цирковое представление. У каждого кандидата – своя роль, своя группа поддержки. Хотя “разделения ветвей власти” на публичные и тайные очень сложна, но при всем этом “управляемость” западной демократии чрезвычайно высока. Она определяется вовсе не пляшущими на сцене или выступающими с нестандартными речами кандидатами, а чрезвычайно глубоко эшелонированными и замаскированными структурами, которых по определению не видно – так, блеснет иногда в глаза что-то похожее на ниточку или крючок, не более того. Положение усугубляется тем, что в настоящее время борьбу за господ­ство в мире ведут уже и не страны, а тайные ордена в деятельность которых, так или ина­че, вовлечена элита всех стран мира. Это приводит к тому, что государственные интересы становятся для элиты второстепенной задачей, и вместо того, что бы защищать свой народ, государственный аппарат начинает работать на собственное обогащение.

С древних времен на Западе земля была частной собственностью и принадлежала феодалам. Поэтому развитие в европейских странах было поэтапно: рабовладельческое, феодальное (крепостное), помещичье-крестьянское. С развитием капитализма все средства производства в основном были в частных руках. Только в случае войн или национальных бедствий государство брало инициативу в свои руки.

Европейские страны и США никогда не были завоеваны. Европейцы сами завоевывали и колонизировали другие государства и народы. В современное время в европейских странах и в США преобладает либерально рыночная экономика. США глобальная держава первого разряда. США и западные государства на современное время, самые передовые страны в экономике, науке и технике. Эти развитые государства с высочайшим уровнем жизни населения. Имеют самые современные и могущественные армии в мире.

Китайская система управления. Китайская империя существует более 5 тысяч лет, в отличие от Египта, которая канула во времени. Знания по управлению государства в Китае, требует тщательного исследования.  Основных сословий было 5, и социальная пирамида имела вид:

— Высшее сословие — император;

— Правящее сословие — правительство, воины, чиновники;

— Деловые люди —хозяйственные руководители разных уровней;

— Труженики;

— Низы общества и невольники рабы.

Китайцы придумали государство сами. Из всех культур, которые китайцы сами придумывали, было государство. Они не заимствовали его у соседей.

С древних времен китайцы поклонялись культу Небу Тэнь. Культ Неба Тэнь было не столько верховным божеством, сколько высшим олицетворением разума, справедливости добродетеля. При этом на Небо перешло представление о прямой связи божественных сил с правителем. Претендуя на родство с Небом, китайские  правители стали именовать свою империю Поднебесной – Тэнь-Ся (Тан-Ся), а себя Тэнь-Цзы (Тан-Цзы) – «сыновьями Неба» и этот титул сохранился за правителем Китая вплоть до XX в. Для китайских правителей отожествление с Небом Тэнь (Тан – по-татарски – восход солнца, рассвет) означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственный Китай (Чжун го – Срединное государство) и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба. Концепцией Неба являлась вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии, и существа с разумом и волей, частично управляющими судьбами людей.

В 1027г. до н.э. армия Чжоу завоевала царство Шан. После падения династии Шан наступил период династии Чжоу. Правитель Чжоу-гун собрал великую ассамблею из лидеров Чжоу и провозгласил доктрину. Согласно ей царская власть обусловлена Мандатом Неба. Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, мандат будет у него отобран. Хотя главным инструментом свержения власти можно считать оружие. В действительности падение династии Шан было обусловлено утерей ею Небесного Мандата. Поэтому, сказал он, «новый царь должен уделять самое пристальное внимание своей добродетели. Посмотрите на его древних предшественников, правитель Ся: Небо лелеяло и защищало их, пока не отвернулось от последнего из этих правителей, жестокого и беспощадного». Точно так же, продолжил Чжоу-гун, «последний правитель Шан предался праздности, забросил дела управления и не совершал должных жертвоприношений. И тогда Небо уничтожило его… Наш же чжоуский царь милостиво относился к людям, следовал добродетели и исполнял долг перед божествами и Небом. Небо наставило нас, оказало нам милость, избрало нас и наделило нас Мандатом Неба, чтобы править в ваших бесчисленных землях». В Китае с древних времен говорили, что тот правитель, который не печется о душе своих подданных, неправедный, Небо лишает таких своего благословения, а потому и подданные покидают их. Эта доктрина будет действовать на протяжении нескольких тысячелетий, и она будет сохранять доминирующее положение в китайском политическом мышлении. Если император не будет добродетелем, и не будет соблюдать интересы Китая и его народа, то народ или военные поднимали восстания и свергали императора. Предводитель восстания начинал новую династию и получал в правление мандат Неба.

Жреческой касты в Китае не было. Вместо жречества китайская цивилизация взрастила близкий, но в то же время совершенно иной общественный класс.  «Внутренние и внешние сложности, борьба за власть, разросшийся правительственный аппарат требовали, чтобы правители все больше и больше полагались в делах управления на ученых людей, обращаясь к ним за советом. Эти люди были наследниками традиции древней традиции. Так появился класс высокообразованных людей, поставлявший государству непревзойденных гражданских чиновников, замечательных мыслителей и художников. Эти люди, являвшиеся источником и проводником китайских интеллектуальных достижений, стали известны как ученые. Именно китайский ученый играл основную роль в составлении или сохранении большей части монументальных работ, позднее вошедших в состав конфуцианского Пятикнижия, или «У цзин» (буквально – пять канонов). Это были самые древние письменные произведения, известные со времен шанских надписей на черепашьих панцирях, которые стали основополагающими текстами китайской культуры. Они были вплетены в саму ткань национального существования. Они не содержали отчетов о божественных откровениях (как в Библии или Коране), к которым Восток не испытывал особого интереса, но с теми же Святыми Писаниями их роднит разнообразие содержания, варьирующееся от истории, как реальной, так и вымышленной, до песен и притч, а также политических, этических и религиозных пассажей. Китай имеет огромное преимущество перед другими народами, тем, что он имеет 3400 лет непрерывной письменной истории. Историография занимала почетное место в Китае. Историческая память считалась совестью нации.

Однако наибольший вклад в развитие китайской цивилизации своей страны китайский ученый внес в роли учителя и государственного служащего. При консультировании правителя главным оружием ученого было цитирование древнего прецедента, от которого никто не мог просто так отмахнуться. Если, чтобы удержать правителя от неразумной политики, ученый придумывал его сам, то он не шел на обман вопреки своему тщательно оберегаемому честному имени, а всего, лишь делал вывод из непонятных простому уму моральных доводов, которыми руководствовались уважаемые предки. Порою ему не удавалось найти дипломатичного способа, настоять на совете, идущем вразрез с сильным желанием своевольного правителя, и в таком случае он рисковал как своею должностью, так и своею жизнью. Но это не удерживало его, поскольку он всегда был готов принять смерть в знак преданности своему правителю. Его преданность была неотделима от честности и заботы о всеобщем благосостоянии: он считал, что, если правитель несправедлив, жесток, деспотичен или развратен, это непременно приведет к плохим последствиям – бунтам, нестабильной экономике, потоку беженцев, которые укрепят амбициозное соседнее княжество. Кроме того, такое поведение, неподобающее для образованного человека и тем более правителя, было проявлением неуважения к собственным предкам.»40

Начиная с Ханьской династии в I веке н.э. были введены государственные вступительные экзамены на принятие на работу чиновников. Начиная с этого периода, в Китае перестала существовать  наследственная аристократия, любой способный китаец мог войти в эли­ту общества. Для этого нужно было закончить учебное заведение высшего образования, представить доказательства, что он и его родные ни когда не были судимы, затем сдать государственный экзамен на чин. Обязательным требованием экзамена было знание истории и конфуцианской этики. Конфуцианская этика основывалась на почитание культа духа Неба и поклонение духам предков. После сдачи экзамена он становился маленьким чиновником, который впоследствии возвышаясь по карьере, достигал  абсолютной власти. Так решалась для молодежи относительная справедливость по возвышению по иерархической лестнице. Соответственно любой чиновник, прекрасно знал историю Китая. История, это наука всех наук. Китайцы были с бюрократическими наклонностями. Все что считали нужным, они записывали в своих книгах и хранили для истории.

Древний Китай не знал жрецов, как не знал он и великих персонифицированных богов и храмов в их честь. Те же высшие божества, которым поклонялись китайцы (Небо, Земля), не нуждались в специальных жрецах, ибо обязанности первосвященника в ритуалах в их честь исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники, наследственные предсказатели, имеющие государственное мышление, были, в первую очередь, чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя, а их собственно религиозные функции оставались на втором плане. В основном, вся деятельность жрецов-чиновников была направлена, прежде всего, на выполнение необходимых административных обязанностей, призванных сохранять устойчивость санкционированной Небом общественной структуры. Даже в том случае, когда основной функцией жреца-чиновника были, казалось бы, чисто ритуальные обязанности (календарно-астрологические подсчеты, забота о сохранности ритуальной утвари, подготовка жертвоприношения), он никак не считал себя кем-то вроде священника. Такая десакрализация чисто религиозной стороны жизни китайского общества была важной особенностью религиозной системы дальнейшего Китая.

Среди крестьян существовало множество местных культов и суеверий, активно действовали шаманы, занимались они лечением, предсказаниями. Были еще гадатели, толкователи снов, определители счастливых дней, благоприятные для строительства места и т.д., которые обслуживали текущие потребности населения. Главный участник шаманских кампаний – шаман облачался в свои одежды, впадал в транс, исполнял иступленные пляски, пророчествовал, изгонял злых духов и вызывал дождь. Представители высших классов были невысокого мнения о шаманах, их общению с духами, считая, что в нем есть очень много от заискивания и раболепства. Лишь в очень редких случаях, когда шаман имел государственное мышление, он мог достичь значимого положения в органах власти, но в то же время он пользовался большим уважением среди народных масс.

По всей вероятности, индийские буддийские монахи начали массово проникать в Китай со своими учениями в I веке н. э. Это было обусловлено распространением даосизма, в котором многое перекликалось с практикой буддизма. Постепенно под влиянием буддизма попала китайская архитектура – монастыри, храмы и пагоды. Он проник также в китайскую философию, литературу, язык и изобразительное искусство. Следует отметить что, несмотря на взаимное влияние буддизма, и даосизма, между ними существовали и фундаментальные различия. Буддизм видел достижения блаженства в освобождении от телесного существования, тогда как практика даосизма была направлена на продление земной жизни. Не менее глубокими были противоречия между буддизмом и конфуцианством. Буддисты верили, что совершенствование человека и спасение его души достигается без взаимодействия с другими людьми, а приверженцы конфуцианства настаивали, что ценность личности определяется ее взаимоотношениями с семьей и обществом. Тем не менее, для простых людей буддизм имел много привлекательных черт. Так, например, притеснявшие бедняка начальники в будущей жизни займут низшее положение, а сам терпевший несправедливость человек в своей следующей реинкарнации будет иметь высокий ранг и насладится благоденствием. Некоторые крестьяне занимали в долг и не возвращали, объясняя своим должникам, что вернут долг в следующей жизни после реинкарнации. Буддизм в Китае плохо приживался, так как для представителей высших классов китайского общества, в большинстве своем исповедовавших свою веру и конфуцианство, буддизм был непривлекателен. Он имел явную антисемейную направленность – в том смысле, что истинным буддистом считался монах, который покинул семью ради жизни в монастыре, что противоречило вековой традиции сыновнего послушания. Поэтому китайская аристократия, чиновничество и многие императоры практически боролись с буддизмом. Закрывали и не допускали строить буддийские храмы. Монахов держали под контролем и причисляли буддизм к иноземным религиям. Китайские чиновники считали, что в монастырях скрываются от правосудия много бродяг. В основном старались их выпроводить из страны и перенаправить кочевникам и тибетцам. В последующие века китайская аристократия, чиновничество и императоры,  вели жесткую борьбу против проникновения в Китай ислама, христианства и иудаизма.

Китай был земледельческим государством. Как и все древнеземледельческие государства, в Китае был рабовладельческий строй. Начиная с I тысячелетия до эры, когда  власть Китая начали захватывать кочевники, рабство стало постепенно отмирать. Китайская империя стала принадлежать императору в лице государства. Земля стала государственной собственностью, и ее император давал в пользование за службу своим приближенным, полководцам, родственникам и т.д. Она не передавалась по наследству. За плохую службу земля отбиралась и передавалась другому лицу. Крестьяне арендовали землю у государства.

Китай сам завоевывал соседние государства и был много раз сам завоеван. Китай завоевывали кочевники тюрки, монголы, маньчжуры. Их династии правили до тех пор, пока они служили Китаю и работали на интересы народа. Как только они начинали править плохо, в соответствии доктрине народ изгонял захватчиков или уничтожал.

После революции 1911 года и изгнания маньчжурской династии, в Китае установилась, как считают сами китайцы – коммунистическая династия. В красной династии до 1979 года история КНР была периодом Мао Цзэдуна. С 1979 по 1989 – периодом Дэн Сяопина. А с 1989 – периодом Цзян Цзэминя. В 2012 году 18-й съезд избрал Ху Цзиньтао. Специалисты китаеведы считают, что только внешняя оболочка идеологии Китая, коммунистическая. А основным ядром идеологии остается конфуцианство. И это стало очевидно видно особенно в последнее время. Поэтому в Китае государственная собственность на землю сохранилась по сегодняшний день.  Средства производства большая её часть принадлежат государству. Развитие Китая идет по традиционным канонам, с плановым развитием экономики, с частичной  рыночной экономикой.

Китай сегодня вторая ведущая держава мира после США. К 2019 году по прогнозам аналитиков ожидается, что Китай по совокупной мощи примет статус «глобальной державы первого разряда» и станет абсолютным лидером мира.

Кочевая система управления. У кочевников тюрков и монголов основных

сословий было 4, и социальная пирамида имела вид:

— Высшее сословие — тэнрекот (тэнрекут), каган, хан, султан (император);

— Правящее сословие — вожди родов и племен, правительство, воины, чиновники;

— Деловые люди — хозяйственные руководители разных уровней;

— Кочевники – табунщики, пастухи, охотники;

Кочевники тюрки и монголы разделялись на племена. Племя разделялось на рода, колена, подколена. В Степи условия жизни были суровые и полны опасности. Без спаянной родовой взаимовыручки жить было невозможно. В одних родах старейшина избирался, в других старейшина завещался по наследству, но и назначенного старейшину должны были избрать. Племена объединялись в федеративное государство добровольно, а если требовало время и обстоятельство, то принуждали к этому тех недальновидных вождей, которые из-за своих амбиций могли навредить кочевому миру. На чрезвычайном собрании, где собирались вожди, беи, главные военачальники племен избирали общего вождя. Власть вождя была велика, но не абсолютна. Ее ограничивала родовая аристократия – старейшины, каждый из которых имел вооруженную дружину численностью от 2 до 10 тысяч всадников. Кочевники тюрки и монголы создавали  централизованные государства или империи. Хуннские императоры (II до н.э. по II н.э.) назывались тэнрекотом (тэнрикутом). Руководители провинций или наместники назначались самим тэнрикутом. Хуннская держава делилась на отдельные провинции. Провинции делились на военно-административные единицы по 10, 100, 1000, 10000 человек. Таким образом, все земли, принадлежавшие империи, были под властью тэнрекута (императора), раздававшего уделы своим сыновьям и ближайшим родственникам, которые, в свою очередь, наделяли уделы приближенных на кормление. Уделы не передавалась по наследству. За плохую службу территория отбиралась и передавалась другому лицу. Земля принадлежала роду, племени. Рода разделяли степь между собой. Несмотря на централизацию власти, разложение рода и образования классов у кочевников не происходило. Поэтому имущественного расслоения быть не могло: род продолжал оставаться хозяином всех средств производства, и только обладание предметами личного потребления отличало кочевника между собой. Для содержания государственного аппарата требовались средства. Поэтому налагался  налог на собственность и крупный рогатый скот. Средства поступали также с подчиненных племен в виде дани и от врагов в виде военной добычи. За предоставленные участки для содержания скота кочевники несли в отношении государства повинность хозяйственного характера, куда входило обслуживание почтовой связи и т. д., но главной была воинская повинность.

По прошедшие и тысячи лет такое отношение к земле не менялось, оно было и во времена Чингиз-хана. Чингиз-хан считал, что собственником всей земли в государстве может быть лишь само государство, и как носитель вышей государственной власти (император) он от имени государства разделил ее между членами своего рода и своими ближайшими сподвижниками нойонами. Закрепленная за ними земля оставалась государственной, владеть ею означало править на ней, но, естественно, не продавать, не спекулировать, как иногда это понимают наши современники. Считать нойонов аристократами было бы неправильно по одному тому, что должность они получали за выслугу, а за проступки могли быть разжалованы. Получив в свои владения уделы (улусы), они становились самостоятельными правителями в своих улусах с условием, что будут за это исправно выполнять определенные повинности.

У древних хуннов были свои религиозные представления. Наиболее почитаемым божеством у хуннов было Кён Тэнре – Небесное Солнце (по-татарски хён, кён, кун, кояш).

Именно поэтому хунны приняли самоназвание Кунны, то есть Солнцепоклонники. С течением времени культ Неба, которого татары называли Тэнре (Тан на татарском языке переводится – рассвет, восход солнца), окончательно вытеснил культ Солнца (Кён) в главной функции верховного божества. По представлениям хуннов, все сущее на Земле подвластно Кюк Тэнре – воплощению небесного начала, создателю вселенной Духу Неба. Именно Кюк Тэнре выступил, прежде всего, как верховное божество, находящееся в небесной зоне Вселенной, распоряжающееся судьбами, как целых народов, так и их правителей – тэнрекотов (тэнрекутом). Концепцией Неба являлась вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии. При этом на Небо перешло представление о прямой связи божественных сил с правителем: хуннский правитель (царь, император) стал считаться сыном Неба и называться тэнрекот (тэнрикут). Кот (Кут) – зародыш, двойник, жизненная сила, сама суть жизни, приходящая с космоса, счастье, удача. В концепции Неба большое значение имело место обитания духов предков. Поэтому тэнрекут, (Небоподобный — император) и представители высшей знати имели в столице империи храмы духам своих предков.

Удельно-лестничная система устанавливала очередность наследования престола: согласно степному обычаю, сохранившемуся со времен хуннов, тюрков, наследовал не сын отца, а младший брат – старшего и старший племянник – младшего дядю. Кандидат на престол утверждался на курултае башбугов (по терминологии других племен – беков). А пока правил тэнрекут, принцы крови получали в управление уделы. При такой системе престолонаследии, власть распределялась среди всех членов рода, тем самым укрепляя единство среди родственников. Будущий кандидат в правителя спокойно ждали своей очереди, не плетя заговоры. Кроме того такая система престонаследия предотвращала вступление на престол несовершеннолетнего царевича, что могло бы поставить державу в критическое положение. При таком наследования престола управление государством осуществлялось родовой клановой системой. Несмотря на установление очередности наследования престола, в державе существовал институт выборности тэнрекота. К выборам относились со всей ответственностью. Тэнрекут должен был быть храбрым, справедливым, умным, честным и во время выборов, беки в душе чувствовали и говорили, что на него указывает сам Тэнре. Законный выбранный вождь мыслился как тэнреподобный, возникший в Тэнре. Претендуя на родство с Небом, хуннские правители стали именовать свою империю Тэнрекотством – Поднебесная империя. Для хуннских правителей отожествление с Небом Тэнре – означало принятие на себя ответственности за всю хуннскую державу. Он не должен был обогащаться, сев на трон. Власть тэнрекота основывалась не на узурпации прав народа или защите одних слоев населения, а в его обязанность входило быть справедливым представителем интересов всего своего народа. Поэтому в хуннской державе не было резкого социального неравенства. Народ смотрел на тэнрекота не как на паразита, а как на своего покровителя. Но хунны считали, что милость Неба не гарантирована правителю навсегда, что быть достойным ее нелегко. В хуннской державе действовала доктрина, которая на протяжении тысячелетия сохраняла доминирующее положение в тюркском политическом мышлении. Согласно доктрине царская власть обусловлена Мандатом Неба. Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, перестанет представлять интересы народа и государства, то мандат Неба будет у него отобран. Поэтому тэнрекот стремился уделять самое пристальное внимание своей добродетели, интересам государства и народа. Если же он забывал свое предназначение, то тогда говорили, что Тэнре лишает его разума, требует его переизбрать. Главным инструментом свержения власти, если не получается мирно, является оружие. Если тэнрекот случайно погибал, т.е. отправлялся к Тэнре, тогда говорили, что он потерял Небесный Мандат. В функции тэнрекота входило не только управление державой, но он был одновременно и главным священнослужителем в государстве.

В кочевой истории тюрков и монголов не было жреческой касты как в Египте, в Вавилоне не было такого классового общества ученых как в Китае.  В тюркских кочевых империях не было высших образовательных заведений и академий наук, как в Китае. Не было книгохранилищ. Связано было это с образом кочевой жизни. По этой причине они уступали в Знаниях китайцам. Второй причиной: тюрки и монголы часто меняли алфавиты (4-5 раз за короткое время), а это вело к тому, что на новом алфавите не могло читать новое поколение, поэтому старые книги и записи уничтожались. Так обнулялись Знания, накопленные предками.

Хунны не знали, и великих персонифицированных богов и храмов в их честь. Те же высшие божества, которым поклонялись хунны (Небо, Земля), не нуждались в специальных жрецах, ибо обязанности первосвященника в ритуалах в их честь исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники, были, в первую очередь, чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя, а их собственно религиозные функции оставались на втором плане. Если Культ Неба (по современному он называется тэнгрианство) был имперским мировоззрением, то наряду с ним у кочевников, земледельцев, охотников существовало множество бытовых местных культов и суеверий. Активно действовали наследственные предсказатели «камы», «багучелар» в современной терминологии их называют шаманы. Они занимались предсказаниями, лечением. Главный участник шаманских камланий – кам облачался в свои одежды, впадал в транс, исполнял иступленные пляски, пророчествовал, изгонял злых духов и вызывал дождь. Были еще гадатели, толкователи снов, определители счастливых дней, определители благоприятных для строительства мест и т.д., все они обслуживали текущие потребности населения. Те камы, которые имели государственное мышление, занимали значимое положение в органах власти, и в то же время они пользовались большим уважением среди народных масс.

В середине VI века образовалась (6-8 вв.) Тюркская империя. Правитель стал называться каганом. После распада тюркского каганата в Средней Азии, Восточный Туркестан началась иммиграция кочевников, которые стали образовывать тюркские империи Караханидов, Газневидов, Сельджуков, Хорезмшахов. Эти империи в Средней Азии были не долговечные, и обычно исчезали в течение двух трех поколений, разделившись на части. Правящая верхушка под влиянием миссионеров, местных чиновников, находящихся в услужении государства и т.д. стала перенимать образ жизни других народов, что не совпадало с желанием основной массы кочевников. Самые главные причины исчезновения этих государств:

* отрыв правящей верхушки от основной тюркской массы;

* опора ханов (султанов) на  иранскую, арабскую чиновничью власть;

* пренебрежение ханов (султанов) тюркской идеологией и образом жизни;

* произвол власти имущих и их отношение к своему народу не как к своим сородичам, а как обычным подданным, которые обязаны только подчиняться и платить налоги, что привело к произволу, правовому и материальному неравенству граждан.

Из степей появлялась новая орда, и все на­чиналось сначала. Правящая верхушка этих империй стала принимать ислам. Высокий титул с тюркским названием каган стал существовать параллельно с новым мусульманским титулом «султан», а это давало в последующем поводы для конфликтов среди членов династии. Сразу возникли противоречия  в установление очередности наследования престола. Родственники желали, чтобы престол передавался по Степным законам, правитель младшему брату или племяннику, а семья, стоящая у власти желала по оседлым имперским законам, от отца к сыну.  Отодвинутые от власти родственники, опираясь на степные законы, начинали вести междоусобную войну за престол, что вело к ослаблению и распаду государства.

У кочевников, как правило, отсутствовали феодальные отношения, а преобладали патриархально-феодальные. Психология кочевника просто не допускала мысли о частной или феодально-личной собственности на землю. В представлении кочевника земля – это пастбище. А пастбище – коллективная собственность рода или племени. Вот почему при Сельджуках, Хорезмшахов, Караханидов и при Османах (все они вышли из тюрков-кочевников) земля в Средней Азии и Малой Азии считалась государственной собственностью, формально принадлежала султану, олицетворявшему государство. Султан раздавал военной знати и сановникам не наследственные владения, а лены – временные земельные держания. Причем право на их эксплуатацию было обусловлено несением военной или иной службы.

Управлялись кочевые империи по клановой системе и личной преданности. В условиях безальтернативных выборов, такая система дает отрицательные результаты в управлении. Наверх проходят не лучшие, а худшие — бездарные и продажные. Пока у власти талантливый вождь, он собирал вокруг себя стратегически мыслящих людей, да и жизнь народа относительно была справедлива, с перспективой на будущее. Но стоило вождю умереть, и если к власти путем интриг, братоубийств, отцеубийств приходил бездарный человек, то его быстро начинали окружать интриганы и казнокрады. Так продолжалось не долго. Обычно кочевники, борясь за справедливость, сами разваливали свою империю или государство.

Самое главное тюркские и монгольские вожди потеряли свой Степной дух, точнее свой кот (кут) и рухнуло имя тэнрекот (тенгрикут) небоподобный и остался шлейф из каганов, ханов, султанов, шахов, эмиров, беков и биев и служивых позорных мурз, и в конечном итоге п-резидентов.

Пока кочевники сидели на коне, а кавалерия была самым сильным родом войск, тюрки и монголы завоевывали другие государства и народы. Как только в армии стран мира стали применять пушки, которые были эффективнее, чем кавалерия, тюрки и монголы потеряли военное превосходство.  Во время правления чингизидов все кочевники были завоеваны. К середине  XX в. почти все кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни.

В начале 90-х годов XX века, после распада Советского Союза образовались независимые тюркские государства. Тюркские и монгольские государства управляются по родству и личной преданности. Своих тайных организаций нет. Часть тюркской верхушки вступает членами в западные тайные организации, но дальше прихожей их не пускают. Ученых у тюрков и монголов много, но они не пользуются авторитетом. Их мнения правящей верхушкой власти не учитывается. Власть не реагирует на выводы ученых, сделанные во время конференций. Ученые живут своей жизнью, а правящая верхушка своей. С приобретением своих государственных символов эти республики отнюдь не стали свободными и самостоятельными. И за какие-то 5 лет, после объявления независимости, благополучные республики, с развитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой, экономикой и культурой быстро превратились в бедные и нищие государства. Промышленное производство развалилось, наука и культура находятся в упадке. Процветает преступность, большой рост безработицы и социальное неравенство людей. Республики отброшены назад и превратились в полуколониальные сырьевые придатки Запада и Китая. Сегодня уровень жизни в этих республиках сравним с уровнем жизни в самых слаборазвитых африканских странах. Основная масса нищенствует и вынуждена выезжать на заработки в другие государства. Нет государственной идеологии. Нет стратегии на будущее. Нет военной доктрины тюркских стран, есть инструкции, рассчитанные против угрозы бандитов боевиков, охрана маршрутов поставок сырья и топлива, и против внутреннего сепаратизма. В руководствах тюркских стран считают, что у них нет внешних врагов (за исключением Азербайджана, который имеет врага на словах), а значит,  не нужна ни воздушно-космические рода войск,  ни массовая армия, способная защищать экономические интересы страны, ибо серьезных врагов у них нет.

Содержание:

Глава I: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-i/
Глава II: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-ii/
Глава III: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-iii/
Глава IV: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-iv/
Глава V: https://www.altyn-orda.kz/library/49789/
Глава VI: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-vi/
Глава VII: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-vii/