Среди казахских девушек немало тех, кто попал в деструктивные религиозные течения. Они ведут асоциональный образ жизни, бросают своих детей, и  вступают в  деструктивный брак, третьей или второй женой.

По каким признакам можно определить, что ваша родственница или знакомая стала жертвой салафизма?  Ответ теолога  ниже.

По словам теолога  Назерке Жетписбай, большинство женщин в салафизме находятся под  влиянием своих мужей.  Они, собственно, и приняли салафизм из-за промывки мозгов со стороны супругов. В 90 % случаев этих женщин сбили с пути. 

 Кроме того, этим женщинам не хватило образования. Роль образования в этом вопросе недооценена, к сожалению.

Теолог Назерке Жетписбай  работает в  Духовном управлении, которое занимается вопросами женщин. За годы работы управлению удалось вернуть к нормальной жизни 31 женщину. 13 женщин вернулись в салафизм.

 

«Это работа не только в одном направлении.  Мы общались не только с женщинами. Мы вели работу и с их мужьями.  Мы не утверждаем, что все эти женщины  вернулись к нормальной жизни. Из салафизма тяжело выйти. Это не только работа  теологов, но и психологов. Однако, после нашей работы женщины задумались и потихонечку  принимают традиционный ханафийский мазхаб.  Когда-то  более 30 женщин  были представительницами  салафизма. Понимаете, болезнь не сразу проходит. У любой болезни есть свои этапы излечения. С деструктивным сознанием так же. Нужны разговоры. Общение. Мы влияем на них. Это работа не двух трех дней. А целых месяцев, а порой и лет. С этими людьми нужно долго и кропотливо вести беседы. Отвечать на их вопросы. Ставить себя на их место», — подчеркнула теолог.

Сама Назерке Жетписбай имеет огромный опыт в общении с женщинами  из салафизма. Она видела  их тяжелые судьбы. По словам теолога, большинство женщин находятся под влиянием своих мужей. Более того, в 90 % случаях именно мужья сбили жен с толку.  Те же женщины, уехавшие в Сирию, последовали за своими мужьями. Есть женщины, бросившие бизнес и даже своих детей.  Это выглядит так. Женщина находит в социальной сети салафита. Он ее готов принять. Но, только без ребенка. И ради замужества, она оставляет своего ребенка на родителей. В общем, женщины готовы на все пойти ради мужчины».

« Мы говорили с этими женщинами лично. Спрашивали об их образовании.  Самое страшное, что многие из них не имеют даже среднего образования. Мало женщин с высшим образованием. Среди ста женщин, только две-три с дипломом. Остальные без образования. Они не образованы. В виду этого легко попадают под влияние. Своего мнения нет. Для них слово мужа-закон»,- отмечает специалист.

 « В основном, это женщины старше 30 лет. Кому-то сорок. Есть важный момент. Женщины, которые представляют уйгурскую диаспору, скрывают свои религиозные взгляды. Однако, у  нас есть опытные психологи, которые все-таки могут докопаться до сути. И мы выясняем их религиозные позиции»- делится Назерке Жетписбай.

 

«Самый простой вопрос. Я спрашиваю, есть ли разница в прочтении намаза со стороны мужчины и женщины. Многие отвечают, что разницы нет. Потому, что псевдосалафизм говорит о том, что правила, установленные пророком едины. Спрашиваешь, какую книгу она читает. Она отвечает, что Куран в переводе Э.Кулииева».

По словам теолога, это верный признак. Эти женщины жертвенны. Они не грамотны. Некритичны к информации. Для них слово мужей-закон. Для них нет другой правды. Их позиция- верить мужу, чтобы он не сделал и не сказал. Они не читают. Не являются активными пользователями интернета. К примеру, я их спрашиваю, почему они читают намаз определенным образом. Они отвечают, что их так научил муж. Даёшь им альтернативную литературу, они говорят, что будут советоваться с мужем, прежде чем прочесть ее.

 

Им показываешь информацию с сайтов вроде azan.kz и muftyat.kz, они отвечают, что их главные учителя-это их мужья. У них нет критического мышления, они  закрыты к диалогу, не слушают доводы разума. С этой категорией тяжело работать. Ибо изначально они невежественные.  

Вы представляете, что будет с  этими женщинами, если завтра не станет их мужа? Он умрет, или его посадят.

 

Приведу пример. Мы пытались трудоустроить двух женщин. У одной не было высшего образования, вторая даже не могла писать. Не знала что такое заявление, как его подавать.  Сама она  с букетом болезней, второй раз замужем.

 

От первого мужа у нее один ребенок, от второго двое детей. Второй муж избивал ее старшего сына. Не давал ему житья. В прошлом году они развелись. Потом она сходилась с ним, и муж в конечном итоге забрал  у нее дочерей. Он так же выгнал ее из дома.

« А что я могла сделать против мужа? – спросила она меня. У меня нет ни жилья, ни работы, ни образования. Закон в любом случае лишил бы меня родительских прав».

На самом деле, это огромная ошибка. В вопросе опеки над детьми, закон всегда на стороне женщины. Я ей объяснила, что нужно написать заявление на мужа. Они официально разведены. Суду достаточно знать, что она не отказывается от родительских прав. Мужчина в таком случае считается вором. Он без закона присвоил себе детей.  На него можно завести уголовное дело и наказать.  Со стороны женщины ощутила упадок сил и сопротивление. Будто она не верит моим словам.

Что касается первой женщины, она не разведена с мужем по закону. Они с мужем читали намаз. Позже женщина заметила, что муж стал мыслить деструктивно.  Детям запрещал смотреть телевизор, не пускал их на разные кружки и секции. Заставлял сидеть дома и читать молитвы. Она решила уйти.

Однажды муж совсем пошел в разнос.  Он  тайно женился на женщине узбекской национальности, выкрал все документы детей и бросил жену.  Она ждала своих детей. Но, он не вернул их женщине. Она направилась кризисный центр, чтобы посоветоваться, что ей делать.  Однако, она не сдалась.  Борется. У нее нет поникшего настроения, которое мы наблюдаем у вышеописанной героини.   Мне кажется, это за счет того, что у нее есть хоть какая-то грамотность. Все же упирается в вопрос образования.  

 

Sn.kz

Рубрика: