АЛТЫНОРДА
Новости КазахстанаРегионы

Вектор взлета и падения… Валихан Тулешев: Приоритет – модернизация нации

Год 2012-й оказался чрезвычайно богатым на события как позитивного, так и негативного плана. В этом ряду триумфальная победа наших атлетов на Лондонской олимпиаде, принятие нашей заявки на проведение ЭКСПО–2017 в Астане, возведение и запуск в строй новых заводов, школ, детских садов и предприятий.
И здесь же печальные события на «Аркан-Кергене», в Иле-Алатауском национальном парке. Тренды в стране действовали разнонаправленные. И если одни показывали направленность Казахстана к прогрессу и процветанию, то другие носили явно регрессивный, разрушительный характер, демонстрирующий настроения некой части казахстанского общества, явно не желающей идти в ногу со временем. И об этом наш разговор с заместителем директора Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан Валиханом Тулешевым.

ЛИТЕР-Неделя: Ваш институт проводил мониторинг внутренней и внешней политики, проводимой нашей страной в 2012 году. Хотелось бы выслушать вашу оценку, экспертов, экономистов и политологов, о ситуации в стране. Какой она представляется вам в целом?
В.Т.: Прежде всего следует отметить, что в Казахстане, как и во всех странах мира, в 2012 году наблюдалась достаточно противоречивая картина. Как всякая живая система, страна переживала действие разнонаправленных тенденций, образовавшихся с обретением независимости. В 2012 году кризис позволил по- новому взглянуть на последствия неосмотрительной либерализации религиозной, да и всей общественной сферы, в направлении устранения недочетов и ошибок. Корректировке в 2012 году подверглись практически все сферы государственного и национального строительства, было сменено правительство, определены в «Стратегии-2050» основные контуры развития страны на более длительную перспективу.
Отличительной особенностью развития страны в 2012 году стало укоренение тренда социальной модернизации, определившей, пусть и в общих чертах, гуманитарную, социальную направленность развития нашего государства, ее актуальную, конкретно-историческую определенность.
В 2012 году не удалось преодолеть бюрократическую и коррупционную составляющую деятельности власти. На что, в частности, направлено принятие новых правовых кодексов. И тем не менее через активизацию деятельности мажилиса Парламента мы смогли нащупать кардинальное направление решения проблем в этих сферах деятельности. Наметившееся таким образом действительное разделение функций власти на законодательную, исполнительную и судебную позволит в среднесрочной перспективе минимизировать риски от последствий бюрократизма, коррупционности и технократизма. Да и в реальном поле социальной жизни такое разделение властей позволит укрепить стандартизированную социальную основу жизни казахстанцев.
ЛИТЕР-Неделя: Простые граждане в 2012 году были свидетелями ликвидации террористов, событий на «Аркан-Кергене» и тому подобных чрезвычайных происшествий. Откуда все это берется? Непримиримость, экстремизм, религиозный фанатизм. И как с этими явлениями бороться?
В.Т.: Дело в том, что Казахстан, как молодое государство, стал в каком-то смысле наследником всего того, что разрушило СССР. Я считаю, что антирелигиозная пропаганда в СССР, буквально убивавшая религиозные чувства наших соотечественников, в условиях независимости превратилась в свою полную противоположность. Что выразилось в неконтролируемом проникновении в нашу страну различных неприемлемых для нашей ментальности религиозных практик. Это привело к проявлениям религиозного и иного, политизируемого некоторыми НПО, экстремизма и терроризма.
С принятием же нового закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ситуация стала более определенной и предсказуемой. Самые различные государственные органы и сами религиозные объединения стали соблюдать традиционный социальный и религиозный порядок в казахстанском обществе. И в этом смысле большинство казахстанцев поддерживает своего президента, жестко ставящего задачу по искоренению религиозного терроризма в нашей стране.
А взять, к примеру, «дедовщину», которой болела вся армия бывшего СССР. Этот неформальный институт, возникший в армии, как следствие глубинных перекосов в культурном и политическом развитии народов СССР, имел к тому же и глубоко национальную окраску.
Повторюсь, что в этом смысле мы до сих пор переживаем последствия негативных тенденций, которые привели к распаду СССР. Нам следует также понять, что крушение самолета с пограничниками, хотя и не напрямую, но связано с вопросами десоветизации и деколонизации нашего национального самосознания. На фоне ежегодно падающих самолетов российского производства мировой опыт технической эксплуатации летательных аппаратов, который использует, к примеру, «Эйр Астана», позволяет говорить о технике, произведенной в СССР как о несоответствующей нашим национальным интересам. Поэтому наше национальное руководство самым непосредственным образом заинтересовано в налаживании собственного производства лучших мировых авиа-, железнодорожных и автомобильных средств. Ведь это сохраненные жизни наших граждан. Самый главный национальный приоритет Казахстана.
ЛИТЕР-Неделя: Хорошо, но как вы оцениваете эффективность власти в решении всех этих и других социально-экономических проблем?
В.Т.: Как известно, существует ми
ровая практика, когда эффективность власти оценивается по показателям рейтингов, которые занимает страна. И в этом случае мы с первых лет обретения независимости наблюдаем определенную позитивную динамику, наглядно свидетельствующую в пользу развития нашего государства. Достаточно ознакомиться с данной динамикой в Интернете. Но опять же повторю, что не все советские и постсоветские феномены и тенденции наша страна преодолевает равномерно и вовремя: где-то забегаем вперед, где-то определенно отстаем. Развитие страны – это глубоко диалектический процесс, где различные стороны противоречат, противостоят друг другу. И многое зависит от того, как своевременно и всесторонне деятельность власти и правительства нивелирует отрицательное и дает развиться положительному началу.
С другой стороны, есть метафизическая подоплека данного вопроса. Как сказал Шарль Луи Монтескье в своем сочинении «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи». В этом отношении очень важно регулярно проводить электоральные кампании, которые демонстрируют качества как власти, так и ее оппонентов. С этим у нас на уровне формальной демократии все в порядке: влияние власти на народ сильно.
Но я бы поставил вопрос по-другому: сильно ли влияние народа на власть? Какие требования, в соответствии с новым этапом развития нашего государства, мы должны предъявлять к власти и классу управленцев?
ЛИТЕР-Неделя: Что вам показалось наиболее важным в последнем Послании президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»? И почему?
В.Т.: Наиболее важным в послании президента, на мой взгляд, стали не количественные параметры и частности, а то внимание и отношение, которое президент проявляет к анализу пройденного Казахстаном и его народом пути и то, как он очень фундированно и основательно подошел к объявлению плана развития страны до 2050 года. В анализе прошлого этапа президент, на мой взгляд, применил самый современный философский постмодернистский подход – деконструктивизм Ж. Дериды, который не просто отрицает, «снимает» прошлое в настоящем, но и формирует новое структурное (пространственно-временное) и одновременно ценностное видение будущего. В выступлении президента я нашел элементы всех наиболее передовых социальных, экономических и политических теорий. Это и неокейнсианство, и постиндустриализм, и постмодернизм. Это и общая теория управления, корпоративный и общественный менеджмент, это и культурно-антропологический подход, это и мегатренды и теория интеграции и т.д. Это наконец универсальное философское восприятие и видение всех общественных процессов. Президент показал блестящее знание и свободное владение философской методологией, позволяющей раскрыть это знание своему народу.
Скажу больше, меня удивляет то, что Нурсултан Назарбаев, в отличие от своих коллег по СНГ, не в обиду им сказано, продолжает без остановки учиться, постигать безграничный мир социальных и философских идей, представлений, теорий и концепций, одновременно развивая собственное научное видение текущих обстоятельств и перспектив развития страны и ее простых граждан. Причем в его сознании всегда остаются те ограничители – стоп-лоссы (stop-loss), которые нельзя переступать, не добившись предварительного положительного результата. А это и есть самое главное качество национального лидера, выделяющее его из разряда обычных политиков национального масштаба. Его мировоззрение отличает глубокий практицизм – самый критериальный подход к истине. Вот такими свойствами и качествами в целом должны обладать и депутаты, управленцы национального уровня, и политическая элита в целом. В содержательном, сущностном плане президент изложил наиболее полное и глубоко научное, объективное видение движения и развития Казахстана «из третьего мира – в первый», показал алгоритм нашего движения к развитости, к вершинам человеческой цивилизации.
В своем выступлении президент обратил внимание на самые острые вопросы и моменты, объявив социальную несбалансированность (дисбаланс) мощнейшего модернизационного проекта, который осуществляет наша страна, одной из самых важных проблем. В Новом политическом курсе-2050 президент озвучил все необходимые меры, которые потребуются для решения этой задачи, поручив правительству разработать Общенациональный план действий.
В этой связи меня беспокоит то, как правительство справится с данным поручением? Ведь не секрет, что между видением президента и действиями правительства постоянно наблюдается некоторое разночтение в ценностно-целевом и качественном представлении решаемых задач. Действия правительства чаще всего страдают излишней технократичностью, формализмом и отсутствием гуманитарного видения. Чаще всего именно правительственные чиновники становятся источником социальных, информационных и иных «загрязнений». Поэтому, на мой взгляд, задачи, которые поставил президент в своем послании, правительству необходимо переосмыслить не линейно, не одномерно в прагматическом или финансово-экономическом отношении, а более широко и глубоко, в предметно-практическом и гуманитарном, духовном срезе.

Беседовал Серик МАЛЕЕВ, Алматы
17.01.2013