валихан тулешев7 сентября в г.Астана председатель КНР Си Дзинпин выступил с предложением о создании нового Шёлкового Пути – новой  модели крупномасштабного сотрудничества  стран Евразии. По многочисленным источникам президент РК Назарбаев Н.А. поддержал этот проект с первых секунд и по сей день Казахстан движется в строго обозначенном направлении.  Комментарии по этому проекту дал заместитель директора Казахстанского института мировой политики и экономики при Фонде Первого Президента РК, эксперт по международным вопросам , кандидат философских наук, профессор алма-атинской Международной академии бизнеса – Тулешов Валихан.

— Что Вы можете сказать о проекте «Новый Шелковый Путь», который был предложен 7 сентября председателем КНР Си Дзинпином в г.Астана?

— На самом деле идея очень сильная, очень практическая, предметная идея. И воплощение ее для нас очень важно, для Казахстана. Поскольку мы являемся срединным государством на евразийском континенте. Базовое, осевое наше положение на континенте способствует тому, что мы будем играть решающую роль в этих вопросах.

Сейчас строится дорога «Западная Европа – Западный Китай», и эта дорога сама по себе без караван-сараев, без инфраструктуры – просто голый путь. А мы должны этот путь, пролегающий на территории Казахстана, обустроить.  Чтобы там появились станции, современные города, чтобы там появилась повышенная экономическая социальная инфраструктура, появились больницы, школы, чтобы люди жили, работали. Естественно речь идет о том, чтобы эта идея была положительно воспринята в Казахстане, в России, потому что это путь не короткий. А чтобы путь зацвел, чтобы давал максимальный результат, эффективность, необходимо, чтобы вдоль этого пути было много производств, населенных пунктов, чтобы был хорошо обустроен с точки зрения современных коммуникаций, нужны европейские стандарты и инновационные технологии.

Какова внутренняя оценка Казахстаном строительства экономического пояса вдоль Шёлкового Пути?

— Президент сразу поддержал эту идею. Сейчас речь идет о том, как создать этот проект в головах. То есть, возникают вопросы – какой должна быть ширина транспортных коридоров, через какое расстояние делать новые населенные пункты, где какое производство располагать. Нужно смотреть в глубь вопроса о размещении производительных сил Казахстана. Возможность экспансии трудовых ресурсов, экспорта трудовых ресурсов с трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные.  Нужно продумать внутреннюю миграционную политику, продумать возможность привлечения иностранных гастарбайтеров. После того как построят дорогу, нам нужны буду огромные инвестиции на облагораживание этого пути. Далее, какие индустриальные мероприятия должны быть, какую продукцию выпускать на территории Шёлкового Пути, какой специализации  и емкости – к решению этих проблем и задач, помимо министерства регионального развития, должно подключаться и министерство экономического развития. Начинается новое планирование на уровне государства, это же гигантская стройка века! Это же такой же проект как Освоение Целины! Это гигантский проект, который осуществляется на протяжении 2-3 десятков лет. Пространство огромное. Вокруг Астаны лес садят 20 лет, а здесь речь идет не о лесе, речь идет о людях, заводах, предприятиях.

Какие на данный момент, по Вашему мнению, существуют ключевые совместные проекты с Китаем?

Мы должны сотрудничать в самых передовых инновационных сферах. Что касается экономики – это конечно энергетика, это новые виды энергии: солнечная, ветровая, атомная электроэнергия (получать и разрабатывать). Очень актуальны для нас атомные электростанции, потому что мы добываем больше всех урана в мире и не имеем до сих пор ни одной нормальной станции. Мы должны очень активно заниматься развитием сельского хозяйства – тоже инновационного. Индустрия, переработка – достаточно много сфер для совместного сотрудничества с Китаем. Очень много технологий потребуется для переработки, страна большая. Нужно смотреть с прицелом  в будущее.

Какова концепция позиционирования строительства экономического пояса?

Целостной концепции пока ни у кого нет. Она должна сложиться, как результат интегрированного подхода, синтетического подхода специалистов разных стран, прежде всего Казахстана и Китая. У нас есть несколько институтов, которые скептически относятся к этому проекту в силу того, что они не понимают глобальной роли этого проекта в экономическом, социальном и геополитическом развитии Казахстана. Я думаю, что эти скептики со временем поймут, когда дело уже коснется практических шагов. Мир не будет стоять и ждать. Наша задача состоит в том, чтобы поторопиться.

— Что Вы можете сказать о механизме строительства в РК?

— Механизм строительства начинается с проектирования, с понимания, что нам надо. Китай, конечно, может пойти на какие-то долгосрочные инвестиции в Казахстан. Китай может дать и 100 млрд. дол. Казахстану, потому что наша политика на самом деле предсказуемая, четкая, экономически взаимовыгодная, как для нас, так и для Китая. Но задача в том заключается, что как мы себе должны представлять это строительство, как мы для себя должны развивать собственное пространство. Не должен быть перебор инвестиционных средств, мы не должны замахиваться на то, чтобы построить здесь, условно говоря, на протяжении 4000 км коридор шириной в 100 км. Это практически заселить Польшу новыми людьми – очень большая территория. Как? Сколько? Что сделать, чтобы свои ресурсы не переоценить? Как свои человеческие ресурсы разместить там, где надо? Притом, чтобы это соответствовало национальной программе освоения пространства.

                                                    Беседовала с Валиханом Тулешевым Шалева Ирина

Рубрика: