АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]В чём отличие новой системы управления рисками от старой?[:]

[:ru]

Если откинуть эмоции и посмотреть на вопрос объективно, то внедряемые реформы на данном этапе представляются положительными

В казахстанском мире налоговых правоотношений происходят серьёзные изменения, нацеленные на достижение прозрачности. Внедряются электронные счета-фактуры, предлагаются новые налоговые льготы для открытой электронной коммерции, планируется к введению всеобщее налоговое декларирование и горизонтальный мониторинг и наконец с 2019 вводится новая система управления рисками (СУР).

СУР представляет собой совокупность приемов и способов, используемых налоговыми органами для выявления и предупреждения рисков нарушения налогового законодательства. Она основывается на оценке рисков нарушений. Иначе говоря, на основе анализа информации о налогоплательщиках фискальные органы с помощью СУР определяют, кто потенциально хороший налогоплательщик, а кто плохой. Соответственно, кого следует проверять, а кого не обязательно.

 
 

В чем отличие новой СУР от старой? Во-первых, по новой СУР осуществляется категорирование налогоплательщиков. Все мы будем отнесены к категориям низкой, средней и высокой степени риска. Информация о категорировании будет доступна через приложение «Кабинет налогоплательщика».

Во-вторых, новой целью СУР стала минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым выявлена низкая степень риска.

В-третьих, налоговые органы сделали доступными дополнительные критерии оценки рисков, по которым они определяют вероятность и степень нарушений. В частности, в СУР учитываются соотношение отражаемых в налоговой отчетности расходов и доходов, сделки с лицами, снятыми с учёта по налогу на добавленную стоимость (НДС), отражение в налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких лет, многократное изменение налоговой отчётности, наличие неисполненных уведомлений по результатам контроля. Данные критерии отрицательно сказываются на оценке налогоплательщиков.

Но есть критерии, которые имеют положительный эффект. А именно: участие в горизонтальном мониторинге, применение контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных, выписка электронных счетов-фактур, использование так называемого стандартного файла проверки, применение контрольного счета по НДС.

Некоторые из указанных критериев связаны с внедряемыми новшествами. Допустим, стандартный файл проверки предполагает электронный документ, в котором отражаются данные бухгалтерского учета и который загружается налогоплательщиком в информационную систему налоговых органов в добровольном порядке. А контрольный счёт по НДС означает банковский счёт, используемый для перечисления НДС по совершённым оборотам. Этот счёт также используется добровольно и должен позволить ускорить сроки возврата превышения НДС.

 

Внедрены критерии, которые могут влиять как положительно, так и отрицательно. К примеру, налоговая нагрузка и среднемесячная заработная плата на одного работника. Положительность или отрицательность эффекта зависит от того, выше или ниже эти показатели налогоплательщика в сравнении со среднеотраслевыми показателями.

Мы часто жалуемся на действия налоговых органов, связанные с арестом банковских счетов, начислением дополнительных сумм. Иногда мы вынуждены тратить время на обжалование. Но если откинуть эмоции и посмотреть на вопрос объективно, то внедряемые реформы на данном этапе представляются положительными.

Государство предлагает нам вступить в своеобразный диалог. Дважды в год оно будет информировать нас о том, к какой категории мы отнесены. Если категорирование нас устраивает, то мы спим спокойно и работаем дальше. Если же результаты отрицательны, то мы стараемся исправить ситуацию.

https://forbes.kz/finances/kategorii_riskov_1543570643/

[:]