АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Уважение старших: Үлкендi сыйлау — самая важная традиция казахов[:]

[:ru]

Традиция уважать других — главная ценность, которую казахи ставят наравне со знанием родного языка. Они понимали, что иначе народ может исчезнуть.

«Адам силағанның құлы» («Человек раб того, кто его уважает») — так гласит древняя пословица.

Взаимоуважение и особенно уважение к старшим прививается с детства. И проявляется в отношениях к родителям, родственникам и даже к незнакомым людям. В Казахстане можно очень часто наблюдать, с каким уважением люди относятся к друг другу. Например, в общественном транспорте молодые сразу же уступают место старшим. А уважение к родителям – это самое сокровенное. С особым почтением казахи относятся к предкам, аруахам. Одна из самых главных заповедей гласит:

«Өлі риза болмай тірі байымайды» («если не помнить ушедших в иной мир, и на этом свете жизнь не наладится»).

Родственники матери

В традициях, связанных с ритуалами проявления уважения, особое предпочтение отдается родственникам матери. Казахи всегда помнят и часто повторяют золотое правило: «Анаңның ақ сүті үшін нағашыңды сила» («за материнское молоко уважай ее родственников»). И по сей день на всех тоях после бата (благословения) старших поздравительное слово предоставляется нағашы (родственники по материнской линии).

Нағашы особенно любят детей дочери, их называют жиен. Внуки от дочери у родственников матери имеют большой преимущественный статус.

Жиен обычно имеет право забрать у своих нағашы все что пожелает, остановить его в этом никто не имеет права. Жиены, конечно, в свою очередь тоже знают меру.

Больше чем дружба — обычай «тамыр болу»

Акан Сери – знаменитый акын, владелец известного на всю казахскую степь скакуна Кулагера, всегда первым приходившего на скачках, в песне «Құлагер» поет:

Нағашым сұрағанда беріп еді –

(Нагашы не отказал мне в просьбе и подарил коня).

По особому проявляется уважение к жезде (муж старшей сестры), над ним можно и подшутить, но жезде к этому всегда относится с пониманием и улыбкой. Однако при удобном случае отвечает подобной шуткой.

Примеры традиции уважения из истории

Одним словом, уважение — это отдельный значимый пласт духовной культуры казахского народа. О нем можно говорить очень много.

Бауыржан Момышулы в своей повести «Наша семья» приводит немалое количество случаев проявления уважения у старшим:

«Соперником Текебая в то время был сын аристократа Кабылбек. Он осыпал Текебая клеветой, обвинял в конокрадстве, устраивал разные провокации, лишь бы скомпрометировать своего соперника.

Старший сын Текебая, 30-летний Серкебай, после очередной клеветы сторонников Кабылбека взял с собой десять джигитов и поехал в стан Кабылбека. Усевшись напротив него и сложив камчу вдвое – знак вызова – он оскорбил его самыми унизительными словами… Кабылбек молча выслушал Серкебая и в ответ на возмущение своих сторонников сделал рукой знак молчать и не трогаться с места…

Как казахи провожали своих близких в дальнюю дорогу

После отъезда Серкебая друзья Кабылбека с возмущением спрашивали: «Почему вы не позволили расправиться с ним?»

Кабылбек спокойно ответил:

– Ему уже, наверное, самому стало стыдно за свой поступок.

Когда Серкебай с гордостью доложил отцу о своей дерзости, хвастаясь, что «даже сам Кабылбек не посмел обмолвиться не единым словом», отец строго посмотрел на него и произнес:

– Дурак!

Серкебай вылетел из юрты отца, пошел к себе и пролежал два дня голодным…

Подготовка к выборам шла своим чередом.

На третий день Серкебай явился к отцу и сказал:

– Я недостойно оскорбил Кабылбека, он старше меня на двадцать лет, меня мучит стыд.

Текебай, собрав всех своих сторонников и взяв подарки, поехал к Кабылбеку. Сторонники Кабылбека подумали, что Текебай ведет своих джигитов в бой, и приготовились к встрече противника. Остановившись у стана Кабылбека на расстоянии рывка, Текебай и Кабылбек отделились от джигитов. Кабылбек, решив, что они едут для переговоров о начале боя, двинулся навстречу. Тогда Текебай слез с коня и подошел к Кабылбеку.

Самая приятная казахская традиция — сүйінші сұрау

– Мой щенок позавчера облаял тебя, Кабылбек! Я приехал просить прощения за него. Простишь ли ты?

Растроганный Кабылбек соскочил с коня и упал в ногам Текебая.

– О благородный Текебай, я перед вами более виноват, чем ваш сын передо мной. Вы старше меня, а я слушал вас в седле. Простите ли вы мне, аксакал, этот мой проступок, позорный для моего рода? Возьмите мой чапан…

Он снял с себя чапан, надел на Текебая и, обратившись к своим, громко сказал:

– На выборах голосуйте за Текебая. Я снимаю свое имя.

С тех пор враждующие роды стали дружны».

Бердалы Оспан

[:]