АЛТЫНОРДА
Новости мира

«Уроки гармонии» казахстанского режиссера покорили Берлинале

"Уроки гармонии" казахстанского режиссера покорили БерлиналеКартина «Уроки Гармонии» казахстанского режиссера Эмира Байгазина, которая прошла в основную конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, получила высокие оценки известных изданий и кинокритиков, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

Критики отметили мастерство 28-летнего режиссера и затронутую в ленте тему детского насилия. Отметим, что фильм рассказывает о судьбе 13-летнего школьника, который подвергается унижениям со стороны других учеников. «Российская газета» пишет, что несомненными достоинствами творения молодого режиссера является умение работать с подростками-непрофессионалами, а также его внимательность к деталям.

«Еще сам недавно со школьной скамьи, он создал целостную картину этой деревенской школы, где учителям самим неплохо бы еще подучиться и где царствует сильнейший. Ему во многом удалось вскрыть закрытую колбу, которую представляет собою внутренний мир подростка, категорически закрытый от взрослых, и если открытый сверстникам, то, как правило, уродливо искаженным. При этом, в отличие от модных у нас новейших интерпретаций «школьной темы», режиссер умудряется не впасть в безнадегу и чернуху и остается на уровне искусства. Хотя в толстовском «непротивлении злу» его не упрекнешь: фильм отчетливо дает понять, что «собаке собачья смерть», — пишет газета. Помимо этого, кинокритики отмечают, что «Уроки гармонии» и режиссер Эмир Байгазин — единственное перспективное открытие 63-го Берлинского фестиваля и «вполне возможно, жюри не сочтет возможным пройти мимо».

«Каждый кадр фильма несет в себе скрытый смысл, будь то сцены, где главный герой проводит клинические пытки тараканов или создает от скуки цветы оригами — через все эти мелкие детали режиссер пытается донести до зрители что-то специфическое. (…) Сочетая в себе тематический взгляд артхаусного кино, а также японский подход к насилию, «Уроки гармонии» являются поистине уникальным фильмом», — пишет британское издание Cine Vue. Также положительные рецензии о картине казахстанского режиссера опубликовали авторитетные издания Variety, Hollywood Reporter, The Los Angeles Times и «Кинопоиск».

Исполнитель главной роли Тимур Айдарбеков — воспитанник детского дома. По сюжету фильма его персонаж, 13-летний Аслан, живет в одном из сел Казахстана. После того, как он подвергся унижению своих одноклассников во время медосмотра, он замыкается в себе. Постепенно у Аслана начинает развиваться перфекционизм, он становится одержимым гигиеной. Параллельно мальчик планирует отомстить своему обидчику. Он тренируется на тараканах, пытая насекомых на миниатюрном электрическом стуле, и собирает своими руками пистолет. Позже в школе появляется новый ученик Мирсаин, который встает на защиту Аслана, не представляя, чем это обернется.

«Я делал эту картину в сложное для себя время, когда у меня разошлись все ориентиры. Я не считаю, что смысл жизни в дихотомии добра и зла. Жизнь всего лишь опыт», — заявил Байгазин. По словам режиссера, в процессе работы ему важно было выстроить драматургию так, чтобы не заострять внимание на убийствах героя. «Картина больше говорит о том, как рождается мысль убрать другого человека. Нужно понимать то, что мы живем в таком мире и в таких условиях, когда надо выживать», — цитирует режиссера Байгазина РИА Новости.

Отметим, что фильм начинается со сцены убийства барана. Несмотря на натуралистичность этой сцены, режиссер признался, что на съемках барана не резали из-за уважения к оператору Азизу Жамбакиеву, который является вегетарианцем.

Лауреатов 63-го Берлинского кинофестиваля объявят 16 февраля.

Подробнее: http://tengrinews.kz/cinema/uroki-garmonii-kazahstanskogo-rejissera-pokorili-berlinale-228609/