библиотека 13 ноября, 2013 32 комментария

УЧАСТИЕ КАЗАХОВ В «ПЫЛЬНОМ ПОХОДЕ» (1771 г.)

picture1771Не секрет, что в годы командно-административного диктата многие страницы национальной истории не стали предметом глубинных исследований отечественных ученых по известным всем нам причинам. Только лишь обретение независимости, реализация уникальной программы «Народ в потоке истории», а также курс на формирование «нового казахстанского патриотизма», позволяют нам  по-новому освещать наше прошлое. Слабо, фрагментарно и несколько однобоко были представлены материалы, высвечивающие участие казахов в так называемом «Пыльном походе», завершившим почти 200-летнее военное противостояние наших предков с воинственными джунгарами и волжскими калмыками.

Взаимоотношения между казахами и калмыками в волжско-уральском регионе складывались по-разному. Были и взаимные набеги с угонами скота, а то и целые «сражения», которые брали начало еще с тех времен, когда последние кочевали на территории далекой Джунгарии. Значительная часть зимних пастбищных угодий  в междуречье Урала и Волги до 1771 года была занята калмыками. Именно из-за них между двумя кочевыми народами часто происходили столкновения, нередко подогреваемые самим царским правительством. Вместе с тем и существовали длительные периоды мирного сосуществования и добрососедства, когда, скажем, казахи Младшего жуза, находили поддержку и понимание у калмыцких тайшей (князей) в вопросе предоставлении им плодородных пастбищ на правобережье Волги.  Нередко  рассматривался и вопрос о признании казахских чингизидов возможными правителями волжских калмыков. Имели место и  устойчивые торговые связи. Существовали и многочисленные попытки и реальные случаи заключения династийных браков. Не случайно, что именно к восемнадцатому столетию относится ставшая популярной среди казахов нового времени пословица «Қатынды алсаң, қалмақтан ал» («Если берешь жену, то бери ее у калмыков»), что  ярко свидетельствует о том, насколько часты были распространены межэтнические браки между двумя соседствующими скотоводческими народами. К примеру, у хана Кенесары мать была калмычкой. Несколько жен и наложниц у ханов Абылая, Абулхаира, Нуралы также были представительницами этого воинственного этноса.

Были нередки случаи совместных вооруженных выступлений казахов и калмыков против царизма. Поэтому-то Российская империя во  взаимоотношениях казахов и волжских калмыков, в основном, занимала твердую позицию по категоричному  недопущению любых контактов между ними. С этой целью она иногда прибегала даже  к антигуманной  политике  натравливания  их друг на друга.  В одном из правительственных документов  того времени было  даже записано: «Если  калмыки  окажут нам какое-либо сопротивление, надо на них натравить киргизов и наоборот»

Во второй половине XVIII века социально-экономическая и политическая ситуация в калмыцких улусах кардинально ухудшилась. Усилился колониальный гнет царизма по отношению к «верноподданному»  калмыцкому населению, особенно- со стороны военного ведомства и руководителей Оренбургского края, что вызывалb ропот и возмущение калмыков, нередко – и вооруженные выступления. Так, летом 1770 года против взбунтовавшихся калмыков были посланы регулярные войска. Яицкие казаки  тогда отказались  принять участие  в конфликте против калмыков, ссылаясь на самые различные «несправедливости своих начальников». Тогда между калмыками и царскими войсками, которыми командовал  майор Тимашев, близ тептярской деревни Сафаровой состоялось самое настоящее сражение, в ходе которого первые терпят сокрушительное поражение. С тех пор это место стало называться  «Тимаш-тау» (гора Тимаш). Это обстоятельство еще больше озлобило калмыков, потерявших здесь много своих соплеменников. Ежегодно калмыки должны были поставлять в российскую армию военные отряды, когда немало их погибало в многочисленных завоевательных походах Российской империи. К примеру, царизм требовал от калмыцкого хана Убаши выделить конные соединения  для участия в войне с Турцией, что не совсем отвечало интересам уменьшающегося в численности  калмыцкого народа.

Заметно ограничились политические права калмыков, в том числе были сведены к минимуму элементы самоуправления. Ощущался острый недостаток в пастбищных угодьях. Некоторая часть калмыков подверглась  политике христианизации и переселялась в Ставропольский край, что встречало жесткое противодействие, в первую очередь, со стороны  калмыцких тайшей. В 1758 году Джунгария была полностью уничтожена китайскими войсками и разделена на четыре части, которые теперь стали обычными китайскими провинциями. Каратели прошлись по всей Джунгарии «огнем и мечом». Более одного миллиона джунгар было уничтожено маньжуро-китайскими войсками и вся страна была практически опустошена. Часть калмыков бежала к российской границе, вынуждено принимая христианство и русское подданство, другая – добралась до родственных им волжских калмыков. Так, в 1761 году на территорию волжских калмыков прибыла группа уцелевших от китайского погрома остатков джунгар во главе  с торгоутским князем Цэрэном и начала вести, правда, безуспешную, агитацию по переселению на восток и восстановлению там Джунгарского  государства. Но на эти предложения тогда мало кто отреагировал.

Но со временем агитация усилилась и сторонников переселения становилось все больше и больше  на фоне заметного ухудшения положения калмыков. Среди них зародился план возвращения на восток, который держался в строгом секрете.  Буддийское духовенство перешло на сторону будущих переселенцев и активно поддержало идею возвращения на восток.  Во главе пожелавших вернуться в Джунгарию стоял сподвижник Амурсаны князь Шерен, который горел «мщением к китайцам, изгнавшим их из отечества, и  надеялись возвратить оное  силою оружия» (Левшин А.И. Описание киргиз-казацких, или киргиз-кайсацких орд и степей.- Алматы: Санат, 1996 , с.248).  Значительная часть волжских калмыков наконец-то поддалось мощной агитации. Возглавил переселенцев влиятельный калмыцкий  князь Убаши. Это был тот самый правитель, который по царской грамоте (указу –З.К.) от 10 мая 1763 году  «уполномачивался вооруженною рукою наказать Малую орду в том случае, если киргизы будут настаивать на своем намерении перейти кочевать в наши пределы» (Красовский М.М. Область сибирских киргиз.-Спб., 1868 г.-Т.1, с.66).

Он сумел убедить волжских калмыков о выгоде массового переселения, «прельстил его надеждою переменить название подданного на достоинство независимого владельца и убедил бежать его из России  чрез степи киргиз-казачьи в древнюю Зюнгарию». Поэтому  5 января  1771 года  калмыки, общей численностью примерно в 180 тысяч человек, начали поход  в китайские пределы. А на правобережье  Волги остались еще около 60 тысяч калмыков, которые никак  не смогли перебраться  на левый берег реки из-за того, что  лед в эту зиму был очень тонкий.

Перед уходом калмыки перебили до одной тысячи российских мастеровых и торговых людей. По дороге вооруженные отряды успели напасть и на четыре небольших российских городка. Неожиданные действия «подданных» никак не входили в далеко идущие планы царского правительства. В этом случае они теряли значительное податное население и калмыки показывали  негативный пример другим покоренным народам края.

В начале царское правительство попыталось остановить их  «ласковостью и внушениями», что видно из именного царского указа, адресованного Оренбургскому губернатору  27 января 1771 года. Затем были сделаны попытки использования силовых акций. Но яицкое казачество категорически отказалась преследовать уходящих калмыков. Не было активных действий и со стороны оренбургских казаков, которые также не пожелали  портить свои отношения со своими недавними и добрыми соседями.

А маршрут движения большого калмыцкого кочевья проходил через территорию Младшего и Среднего жузов.  Следовательно, царское правительство не преминуло воспользоваться «услугой»  казахов, используя традиционные казахско-калмыцкие трения. По приближению к Яику Оренбургский губернатор Неплюев дал сигнал хану Нуралы, что калмыки идут нападать на казахов, чем самым провоцировал межэтнический конфликт. Более того, от имени правительства предоставил ему право сражаться с ними и оставить в своем распоряжении всю доставшуюся добычу. Единственное: казахам было предписано попытаться вернуть калмыков на прежние кочевья. Такое же предписание было дано и казахам Среднего жуза.

Кстати, этот же Неплюев, по словам М. Красовского, предпринял этот прием и во время бесчеловечного подавления  башкирского бунта 1755 года во главе с Батыршой,  когда таким же обманом спровоцировал казахско-башкирский  конфликт, имевший самые негативные последствия на сотни лет, рассорив два братских и родственных тюркских народа: «в киргиз-кайсацкие орды тайно послал он от имени оренбургского ахуна на татарском языке объявления… что они (башкиры –З.К.) сделавшись независимыми от России, нападут на киргиз-кайсаков и поработят их…известил  письмами хана, султанов и знатнейших старейшин киргиз-казачьих, что все жены и дочери скрывающихся у них башкиров отдаются им»

Вот как описывает начало массового исхода калмыков известный российский исследователь А.И. Добросмыслов: «Обстоятельства побегу калмыков не благоприятствовали. Зима 1770-1771 годов была теплая, реки на юге долго не замерзали, и Убаши 5 января 1771 года приблизительно с 30000 кибиток выступил в поход, не дождавшись прихода остальных калмыков, кочевавших на правом берегу Волги. Когда калмыки достигли Урала, оренбургский губернатор уведомил хана Нурали, что они идут нападать на киргиз, а потому именем нашего правительства предлагал дать им отпор и пользоваться от них всякою добычею, но с тем, чтобы калмыков не допускать идти далее, и вернуть обратно в Россию. Такое же приглашение было послано и владельцам Средней орды».

А для пущей убедительности 27 января 1771 года была «дана на имя Нуралы и всего народа киргизского императорская грамота об удержании бежавших тургутов».

Вся казахская степь, вооружившись, подготовилась к будущим кровопролитным сражениям.  И Нуралы, и Абылай,  также как другие ханы и султаны,  подтвердили свою готовность выступить против неожиданных переселенцев.  Естественно, казахи в полную силу «воспользовались» данным предложением, мстя калмыкам за все прежние набеги и обиды. Как отмечает А.Левшин «всякий киргиз-казак почитал особенным счастием воспользоваться возможностью исполнять оные, наследовав от отца, деда и отдаленнейших предков своих вражду ко всем поколениям калмыков, всякий спешил идти сражаться с ними,  грабить их».

В помощь казахским ополченцам были выдвинуты русские регулярные войска, но они практически в сражениях не участвовали. Было дано четкое указание выступить и яицкому казачьему войску, но и оно почему-то  «решительно отказалось выйти из своих жилищ».Особого рвения не было и со стороны  Оренбургского казачьего войска, который и выступил в поход, но ссылаясь на недостаток  кормов, вскоре вернулось обратно.Это же случилось и с регулярными войсками России, которые с опозданием выступили из Орской крепости во главе с генерал-майором Траубенбергом и тоже вернулись, так как «около гор Улу солдаты от голода и  дурных вод начали страдать опухолями, а лошади приставать и во множестве падать».   Как писал и точно приметил по данному случаю известный исследователь Оренбургского края Л.Мейер «войска наши везде опаздывали» (Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства.- Спб., 1865-с.16). В этом мы усматриваем предварительный план царизма, по-которому два степных народа должны были перебить друг друга «без движения русских войск», как это предписывалось прежними высочайшими инструкциями и царскими грамотами.  К примеру, еще в 1734 году при  создании Оренбургской экспедиции, его руководитель Кириллов получил четкую и однозначную инструкцию по усмирения своих подданных в волжско-уральском междуречье: «Если же те или другие будут волноваться, то употребить один народ против другого, сберегая русское войско».

Калмыки, попытавшиеся преспокойно пройти через земли Младшего и Среднего жуза, «заранее предупрежденные и благославленные царизмом», получили ощутимые удары от казахских ополченцев. Последние приняли тактику внезапных нападений на калмыков, избегая крупных и кровопролитных сражений. Так, султан Айшуак со своим отрядом разбил небольшую часть калмыков на реке Сагиз, другая — подверглась разгрому отрядами Нуралы в районе реки Ори. Ему же удалась подвергнуть разгрому небольшие группы калмыков недалеко от Муголжарских гор и на реке Ужим. Серию  ощутимых ударов по противнику нанесли ополченцы султана Абылая, который иногда действовал вместе с султаном Абульфеисом.  Последними было захвачены много скота и пленных. Не отстали от своих соплеменников и казахи Старшего жуза во главе с  султаном Ералы. Даже хан Каип, вернувшийся как изгнанник из Хивы, обещал соединиться с войсками, выступившими против калмыков.

Одно из крупных сражений произошло на берегу озера Балхаш. Калмыки сделали попытку остановиться на берегу реки Моинты. Казахское ополчение численностью в 50 тысяч человек, возглавляемое султаном Абылаем, окружило и наголову разгромило обессилевших калмыков. В этом сражении приняли участие  хан Нуралы, султаны Султанбет, Урус и Адиль.

В походе против калмыков принял участие и знаменитый султан Султанбет, двоюродный брат хана, который управлял через многочисленных своих сыновей прииртышскими казахами. Он в возрасте 60 лет в одном их походов захватил множество калмыков  в плен, некоторых из которых  видел  участник академической экспедиции, российский ученый Христофор Барданес на встрече с султаном 26 июля 1771 году: «он сам преследовал калмыков и несколько человек взял в плен и велел, действительно, позвать 6 или 7 калмыцких мужей и жен, кои были его рабы, но в хорошем содержании» Барданес Х. Их журнала путешествия  Христофора Барданеса в Киргизскую степь 1771 года //История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков.- Алматы, 2007,-т. IV.- с.87-88).

Навсегда в памяти народа остались многие имена бесстрашных батыров, до последнего вздоха защищавших свою землю от ненавистных врагов. Это   такие батыры как Баян, Жанибек, Уйсунбай, Аркандар, Байгозы, Уразымбет, Ильчибек, Баянбай и многие другие. Шокан Уалиханов описывает один интересный случай, когда в одном из пещер в степи  засели калмыки. У входа в пещеру сидел калмыцкий стрелок, вооруженный дальнобойным ружьем. После  гибели нескольких воинов никто из казахов не осмелился близко подойти к врагу. В этот момент на своем коне выскочил Ильчибек-батыр из рода сыргелы и мелкой рысью поскакал на врага. Батыр, подъехав близко к врагу, вдруг ускорил скорость лошади. Калмык сделал выстрел, но произошла осечка. В этот момент казахский батыр одолел врага. Ему удалось воспользоваться большим нагаром на фитиле ружья калмыцкого воина.

Другой пример: в одном из сражений ополченцев Среднего жуза во главе с ханом Абылаем особо отличился и Байгозы батыр их рода Таракты, которому в бою с превосходящей по численности 10-тысячной армией калмыков удалось кардинально переломить исход сражения. Во время отступления казахского ополчения молодому казахскому батыру удалось свалить меткой стрелой калмыцкого знаменосца, чем вызвал смятение, растерянность, панику  и страх у противника, что и  привело потом к поражению врага.

Окончательный удар по обессилевшим калмыкам нанесли алатауские кыргызы, которые преследовали их до самой новой китайской границы, до территории бывшей Джунгарии,  когда «Убаши вступил не в  виде самовластного владельца, каковым мечтал быть, оставляя Волгу, но в виде униженного подданного, спасающего собственную жизнь».

Это военно-политическое событие в истории казахов получили название «Шанды жорык» (Пыльный поход). До далекой Джунгарии дошла только лишь десятая  часть переселенцев. Многие их них погибли во многочисленных  сражениях с казахами и кыргызами. По прибытии в Синьцзян, жалкие их остатки в раздумьях простояли около семи дней, пока не объявили китайским генералам, что сдаются и отныне становятся подданными китайской империи. Убаши был представлен главнокомандующему китайской армии, которому в знак покорности он вручил ценные подарки. Затем сдавшиеся властям калмыки были расселены дисперсно, небольшими  группами, в значительном отдалении друг от друга и стали нести пограничную службу.  Опасаясь преследования китайцев, некоторые группы калмыков и джунгар уходили в Россию, принимая российское подданство и новую православную веру.

Небольшая  же часть калмыков выбрала местом жительства Казахстан, окончательно подчинившись вчерашним своим  противникам, где вели себя очень мирно и спокойно. По этому поводу  еще в 80-ые годы XVIII века капитан И.Г. Андреев писал следующее: «По большей части живут вольно, как и природные киргизцы, своими кочевьями, и, имея во всем вольность, составляют смешанное однородство». А через сто лет, в 1879 году французский исследователь Семиречья Ужвальд де Мезе—Ковезд Ш.Е. писал, что в Исыккульском уезде проживало 1300 калмыков, Верненском- 7000, Капальском- 1400, Сергиопольском- 3500: «Калмыки, общим  числом 13 183 человек, проживающие к югу от Верного, в окрестностях озера Иссык -куль, в Капальском и Сергиопольском округах, являются потомками более многочисленного в прошлом народа. Они исповедуют буддизм, и следы их культовых памятников обнаруживаются повсюду».

Прежние их набеги, бесчинства были прощены открытыми, добродушными и благородными степняками.

В целом эта война принесла  многочисленные страдания  и казахам. Тысячи из них погибли на местах многочисленных сражений. Они отдали свои  жизни за свою родину, за свободу казахского народа. Разгром калмыков имел и позитивные последствия. Победа над воинственными калмыками,  в котором самое активное участие принимал и султан Абылай, способствовало и тому, что осенью 1771 года в Туркестане после смерти хана Абулмамбета,  был провозглашен общеказахским ханом. Именно после этих событий он «стал менее заботиться  о сохранении наружной покорности своей России» (Красовский М.М. Область сибирских киргиз.-Спб., 1868 г.-Т.1.- с.91)

Участие казахов в разгроме калмыков сыграло  свою положительную роль и в вопросе получения казахами разрешений для своих кочевок на правобережье Урала:  27 декабря 1782 году вышла резолюция русской императрицы Екатерины II следующего содержания: «Буде же киргизы прикочуют к пределам Уфимским и Оренбургским и будут требовать, чтобы по причине бескормицы, скот  пущен был на земли тех областей, тогда смотря на возможности и удобности буде земли наняты, хотят, а в наймы их отдать пожелают  или есть, что отдать, то поступать как в подобных случаях водится между  подданными по добровольному согласию….» (ГАОрО (Государственный архив Оренбургской области) РФ, ф.6, оп.10,д.2798, л.4).   А еще немного времени спустя в 1801 году казахи добились переселения в междуречье Урала и Волги на постоянной основе. С 1771 года, практически свободно пропускали казахов на территорию и китайской империи, но с условием взимания дани с одного аула по одной лошади.

Сражения казахов с отступающими  волжскими калмыками во время «Шанды жорык» имело огромное историческое значение. С нанесением решающего поражения калмыкам закончилась почти двухсотлетняя война казахов с воинственными монголо-язычными кочевыми соседями. Появилась надежда на возвращение казахов Младшего  жуза на исконные  кочевья, расположенные  в волжско-яикском междуречье. Нанося чувствительные удары по калмыкам, казахи отстояли земли Тарбагатая и бассейна реки Или. Со стороны казахов были проявлены стойкость, мужество и  массовый героизм.  В то же время  эта война показала, что вражда между народами не принесет никому лучшей доли.

Кабульдинов З.Е., директор ОФ «Согласие народа»

Источник:  z001.kz

(32) Комментарии

  1. SS says:

    Бестолковая статья, как впрочем и многие «исторические» статьи на этом сайте, зато соответствует главному «вектору», его создателей: РУССКИЕ СВОЛОЧИ — натравили казахов на дружественных калмыков, КАЗАХИ МОЛОДЦЫ — замочили своих давних врагов калмыков, поставив точку в 200 летнем противостоянии.

  2. Uaq, Semeiden says:

    Kak budto ne znakom c Äzbukoi kaz.Istorii» M.Magauina. Zaiimstvoval i moltshok…

  3. Аноним says:

    Калмычкой была не мать, а бабушка Кенесары.

  4. нетто says:

    Договорились до того, что стали использовать высказывания Геббесса, который отличался безудержным враньём. Другие аргументы видимо использованы.

  5. Интерпол says:

    Ауыздарына не келсе соны шата бермендер, уят кой журттан.
    Сосын сендерды мал деп санайды.

  6. Аноним says:

    Другие аргументы видимо использованы.
    ___
    Не нужно бездумно использовать незнакомые вам термины значение которых вам неизвестно.

    Договорились до того, что стали использовать высказывания Геббесса, который отличался безудержным враньём.
    ____

    Завидуйте молча, ваше убогое и посредственное во всех смыслах вранье (впрочем вполне соответствующее вашему вышеупомянутому статусу)не выдерживает никакой критики и не пригодно к использованию. Вообще не пригодно.

  7. Сиора says:

    Казахтан орыстын коп артыкшылыктарынын бири уятты билуи!Казах «уят болады» дейди, Ал орыстар уят дегенди тусинбейди,ягни олар адамзаттын биик денгейдеги сезиминен алыс!

  8. Обыватель says:

    Статья не о чем.Автор пишет,что калмыки направились на восток с целью возвращения на родину. У них не было цели завоевания казахов. Выходит,что казахи сами провоцировали войну и им нужны были трофеи.
    Перестаньте охаивать другие народы.Ведь нас казахов тоже
    так могут оговаривать, наш народ тоже не святой.

  9. Шөмішті says:

    По Всесоюзной переписи 1926 года в СССР было 3 млн 968 тыс 289 казахов, 3 млн 904 тыс 622 узбеков, то есть казахов было больше чем узбеков.
    По Всесоюзной переписи 1939 года численность казахов в СССР составила 3 млн 100 тыс 949 человек, узбеков 4 млн 845 тыс 140 человек, то есть за 13 лет численность казахов уменьшилась на 867 тыс 340 человек, численность же узбеков выросла на 940 тыс 518 человек.
    По последней в СССР переписи 1989 года в СССР было 8 млн 135 тыс 818 казахов и 16 млн 697 тыс 825 узбеков. То есть, численность узбеков с 1926 года по 1989 год возросла в 4,3 раза, численность казахов возросла всего лишь в 2,05 раза. Узбеков стало в 2 раза больше чем казахов.
    Қазақтар! Ойланып көріңдер! Егер қазақ орыстың қол астында болмағанда кәзір қазақтың саны қанша болар еді?!

  10. ХАН says:

    Ресей тарихында былай жазылады, Қазақ хандықтары өздері Ресей ақ патша бодандығына, өз еркіндігімен кірді деп жазады,осыган не дейсіздер.
    Менің өз болжамым бар. Ресей патшалығын көтерген ПЕТР-1 -ші, Каспий теңізін жалау мақсатында Иран патшалығымен қақтығыстан кейн. ПЕТР патша, көпестерімен жиында, Қазақ хандықтары туралы мәлімет жинауға тапсырма береді. Біржылдан кейн көпестер Қазақ хандығының билеу реформасы туралы мәлімет, береді. Қазақ хандығын Шыңғыс тұқымдары ТӨРЕЛЕР үш жүзге бөліп, билеп жатыр деп айтады. Осы көшпенді халықты Орыс империясы жаулау ушін, 100 жыл кетеді, себебі Қазақ хандығында бірнеше тайпа және көптеген рулар бар. Олардың әр ауылын жаулау үшін көптеген жылдар кетеді, себебі көктемде ЖАЙЛАУҒА- САРЫ-АРҚА, КӨКШЕГЕ, БАЯНӨЛГЕЙГЕ көшеді, , күзде ҚЫСТАУҒА- АЛАТАУ, ҚАРАТАУ, ҚАЗЫҒҰРТ,ТЯНЬ-ШАНЬ тау бөктеріне көшеді. Ол үшін көшіп қону, маневірін және далада соғысу тәртібін білу керек. Далада қанша су ішетін құдықтар, сону білу керек, атты әскер үшін. Осы жиында шоқынған татар саудагер көпестер, бұл дала көшпелі халқын, Александр Македонский, Парсы патшалары, Ұлы қытай патшалары және Араб халифасы басып аламады. Қытай патшалары, сасқанынан 7000 км, тастан ұзын қамал дуал жасады, ал Араб халифасы, кәзіргі Өзбекстан респуликасы жерінде болған СОҒДИ және МАВРЕНАХР мемлекеттерін ИСЛАМҒА кіргізді, әріменШығыс ТҮРКІСТАНды исламға кіргізді. ДАЛА ХАЛҚЫН жаулай алмады,
    ТЕК ҚАНА дала халқы сияқты өмір сүрген, ШЫҢҒЫС ХАН және оның ұлдары, ұрпақтары ғана басып жаншып билеп отырды- ТӨРЕЛЕР ШЫҢҒЫС ХАН ұрпақтары, жүздереге бөліп биледі.
    Енді осы жиында Астраханда ПЕТР-1, копестерден дан сұрады не істейміз деп. Саудагер көпестер тек бір жолы бар. Ол Ойрат, Қалмақ, Жоңғар хандығы бар, оларда көшпенді халық, бірақ будда дінінде. Ол аз ғана тайпа мемлекет жері өте аз, және оларға жер керек, Ол ЖОҢҒАРИЯ хандығы Шығыстағы Қытай мен Қазақ хандығы арасында өмір сүреді.
    ТЕК Сол жоңғар, қалмақ, ойрат тайпаларын біріктіріп, қолдарына зеңбірек, мылтық, және /Еділ/ ВОЛГА өзені бойынан ЖЕР беру керек деп шешеді.
    Ақ патша ПЕТР-1 ші, Шведтермен ПОЛТАВА шайқасынан кейн, Бірнеше ШВЕД әскери тұтқындарды, зеңбірек және мылтық жасай білетін шеберлерді. СІБІР КАЗАК АТАМАН арқылы, Жоңғария ға жеткізіп беріп, келісімге келеді. мен БҰЛ деректі, ҚАЗАҚ ССР тарихынан алғанмын, казир тарихта ол полтава, соғысы тұтқкын туралы жазбайды,
    Енді ЖОҢҒАРИЯ ХОНТАЙШЫСЫ, зеңбірекпен және мылтықпен қаруланған әскері ҚАЗАҚ хандықтарын, кез келген соғыста жеңіп отырды,
    Жоңғария хонтайшысы, Қазақ хандығын Жетісу жерінен бастап, Түркістан, Арқалық, Ташкент, Торғай, Шу, Созақ, Сырдария, осы оңірдің барлығын басып алып, Қазақ халқын АҚТАБАН ШҰБЫРЫНДЫ қылып тентіретіп жиберди.
    Осы жерде, былай болган деп ойлаймын, батыста КІШІ ЖҮЗ ХАНЫ, Абилхайыр ханды, саудагер копестери, ХАНды алдап, ИЛЕЦК и УРАЛ бекинисне алдап апарып, РЕСЕЙ БОДАНЫНА тыкты.
    Осы ПЕТР -1-дің, САЯСАТЫН оның әйелі ИОННА кезінде, Толық жүзеге асты деп ойлаймын. ЛОГИЧЕСКИЙ Ойлап көріңізші, ВОЛГА өзені бойында, ТАТАР, БАШҚҰРТ, НОҒАЙ, Астрахан татарлары, Дағыстан, КІШІ жүз қазақ халқы, барлығы мұсылман халықтар, олардың ортасында, Қайдан, БУДДА дініндегі, Қалмыкия хандығы қалай пайда болады.

  11. Сиора says:

    Сол жонгарларды каруландырган орыстар,айтпесе калай женеди ол аз халык! Тарих та да бар гой,оларда орыстардын пушкалары,мылтыктары болды деген! Оздери бизбен бетпе бет согыса алмайды арине!сосын олар казак не жонгарларды каруландырып,алдап-сулап бизге айдап салган!

  12. Аноним says:

    Все верно, цель это сайта понятна. Стравливать казахстанцев, сеять раздор.

  13. аее says:

    Надо было пропустить калмыков а джунгарию, лучше иметь в соседях калмыков чем китайцев.

  14. сергей says:

    Казахи всегда помнят этот пыльный поход а в калмыкии почти забыли представьте целый народ уходил по степям казахстана у воинов калмыков просто были завязаны руки передвигающий напод веь там были дети женщины старики имущество скот в казахстане пишут как ихние батыры сражались в пыльном походе велика храбрость сражаться с воинами калмыками когда у них просто были завязаны руки а если просто передвигались бы просто калмыцкое войска по казахстану в сторону джунгарии без семьи детей женщин скота и т д вряд ли ханы подняли своих воинов а пограбить растяннутое кочевье могут только трусливые казахи

  15. кАЙРАТ зАРИПХАНҰЛЫ. says:

    Прав тот кто сказал,что надо была пропустить калмыков. Такововй была политика Абылая. В своей книге «Племя волков» имея ввиду найманов Я писал,что Абылай хан испрльзую свои отношения с джунгарским князем Амурсаной сеял смуту средии джунгар. И так посеял, что джунгары пошли против Китая. а они их истребили. Остальных добивали найманы. Китайские источники так говорят. А тут с торгаутами Абылай бы и пропустил, но был указ Неплюева грабить. Пришлось их грабить причем вероломно. Тогауты кереи. Кирсан торгаут керей. Их в свое время джунгары вытеснили на Волгу.

  16. Кайрат Зарипханулы. says:

    На счет трусливых казахов Серегею скажу: мы Москву отстояли, Баурыжан Момышулы, Берлин взяли Рахимжан Кошкарбаев, в составе армиий Чингис хана былы 200 казахских родов и они завоевали полмира. У русских генетичемкий страх перед кавказцами после Сталина. А мы их резали как баранов. У нас чеченцы не блатуют как у вас. У нас не забалуешь!

  17. Колмыков says:

    Статья хорошая, но надо уточнить!

    Царизмом называют оккупантов, захвативших торговый путь от Балтики до Астрахани. Работе этого торгового пути активно противодействовала. Вместе с русскими активно действовали все народы России https://youtu.be/rS4rwlcbmlo

  18. Колмыков says:

    Уточняю историю https://youtu.be/rS4rwlcbmlo

  19. Гурхан says:

    Қалмақтар тиіспей жіберсең,онда орекелер өшті бізден алатын еді. Бәрібір өштерін алды ғой сталин кезінде,қазақтарға ашарлық жасап -за т.н монголо-татарское иго. Менің шешем ылғи есіне алушы еді мына тарихты -Ұлы отан соғысы бастапқы кезінде жаралы қазақтарға медициналық көмек көрсетпеген докторларға ыза болған бір қазақ офицері өзін атып өлтірген. сол историяны менде айтамын,сонда кейбір қазақтар айтатын нег сонда ол қазақ офицері аналарды неге атпады деп. егерде қазақ олай жасаса тағыда бәлеге қаласың,сенімсіз халық деп бүкіл қазақты құрту мүмкін еді

  20. Нуршат says:

    Калмыки сами виноваты. Пришли, начали убивать, а Бог ни чего не прощает.. Вот вам и пыльный поход и департация!!! А Сергей там не был в «пыльном походе»… По этому факт есть факт, а предположение есть предположение. Какая разница как убивать врага, врага что убивал твоих предков. Ведь калмыки совершая геноцид ногайцев и черкесов не сильно переживали за их жен и детей. Так почему мы должны были… Смерть за смерть, глаз за глаз. Где сейчас калмыки, на задворках истории, где их государство? Они исчезнут как хетты, хазары, крпты, медийцы.

  21. Сергей says:

    Уход торгутов с России 1771 году где казахи называют пыльнымпоходом вернее морадерством где малочисленный калмыцкий народ уходил своё последнее кочевье просто шло грабеж растянутого кочевья в основном женщин стариков детей скотаи имущества руки калмыцких воинов просто были завязаны защитой казахские предание пишут как ихниебатыры погибали в этих битвах вернее получали от калмыцких воинов в конце перехода нападали кучки тру ливых кыргызов почуяв лёгкую добычу на оббесиливших калмыков притом нападали пошло и трусливо данный последнее кочевье для малочисленого калмыцкого народа обернулось нац оральной трагедией геноцидом где в истории негде не пишется только евреев и армян цыган только не калмыков где маленький народ потерял до 100000 человек

  22. Вит says:

    Нечего было исполнять волю обеих империй.Кочевник должен быть с кочевником заодно—против землепашцев. Ан нет-хотели уничтожить казахов и поселиться на их землях. Чтож сами пришли, никто их незвал. На ловца и …….

  23. Рэд says:

    Выводы каждый делает сам. Факты: калмыцкий хан перед так называемым пыльным походом написал письмо казахскому султану о мирном походе через казахские земли в Джунгарию, кстати общались между собой на ойратском письме. И второе: калмыки несколько раз предлагали разбойникам дать генеральное сражение, но не получили его. Как говорится: выводы делает каждый сам.

  24. Вит says:

    Братец—какой мирный проход? какое ген. сражение? Они бежали на восток и земля горела под ногами.Вывод—живите с соседями хорошо, авось в трудный час спасут от погибели.

  25. Монгол says:

    Нападали на безоружных женщин и детей, калмыки защищали свои семьи, а смелые кипчаки сзади ночью «нападали и брали в плен». Если бы они ослушались приказа Белого царя их бы самих наказали, а тут на обоз напасть это геройство.

  26. Донской казак says:

    Калмыки шли обозами под музыку и ни накого не нападали. Казаки просто стояли и не останавливали потому не видели ни какой угрозы со стороны калмыков. Они так и передали царице и просто отписались на всякие причины что бы не воевать. Пыль стояла еще трое суток от сюда и название. А на счет разногласий между народами надо думать головой, а не тупо исполнять приказы, тоже самое и с разногласиями с башкирами.

  27. Вит says:

    Тупо было идти через земли народа, с кем воюешь много лет. Вот так закончилась 200-летняя война.

  28. Патриот says:

    Изначально джунгары калмыки поплатились за свою кровопролитную политику !!! С момента существования своей государственности они воевали со всеми своими соседями, даже с родственными халха монголами вели войны!Сколько они казахов погубили! Калмыки придя на жайык и едиль перебило ногайцев, именно после их прихода ногайцы не смогли восстановиться как государство! Калмыки более ста лет были верными псами русских! Мораль: зло совершенное всегда вернётся бумерангом! Где сейчас эти калмыки джунгары- на задворках истории! Жасасын Казак елим !!!

  29. Құттыбай Жандос says:

    Қазактар! Орыстар өз варианттарын айта берсін. Біз дурыс кырдык калмакты. Бірақ ең өкініштісі- 200 жыл жоңгармен согысып жүріп бүкіл әлемдік прогрестен құр алақан қалдық. 200 жылда қытай да орыс та улкен империяларга айналып кетті ғой. Ал біз соғысып соғысып қырылдық. Канша жерден айрылдық. 3 жузге бөлініп кеттік. Осы бізге сабақ болсын. Енді ешқашан согыс болмасын.

  30. торгут says:

    200-летняя война между воинами Великой Степи ни к чему хорошему не привела! результат был плачевен для обоих народов,угробили много людей.В итоге попали в кандалы оседлых народов.По поводу победы над калмыками- это сильно сказано! Казахи,как и калмыки,любят хвастаться и преувеличивать! Степная натура.Несмотря на все казахские мифы, я хорошо отношусь к казахам, потому что служил в армии с ними. Очень похожи по характеру с калмыками.Желаю всего хорошего Казахстану!

  31. торгут says:

    200-летняя война между воинами Великой Степи ни к чему хорошему не привела! Угробили много людей и в итоге, попали в кандалы оседлых народов.А по поводу разгрома калмыков -это сильно сказано!Казахи,как калмыки, любят хвастаться и преувеличивать.Степная натура. Несмотря эти казахские мифы, я нормально отношусь к казахам.Потому что очень близки по духу,менталитету. Желаю всего хорошего Казахстану!Калмыцкие страдания- это причинно-следственная связь.

  32. Mahash says:

    Ммм шынымен де хандар көп болған екен ғой

Добавить комментарий