Определенная часть общественности, за месяц готовясь к Новому году, вместо того, чтобы разъяснять значение Независимости подрастающему поколению, пыталась принизить роль самого дорогого для казахов праздника – Дня Независимости. Если помните, два года назад из списка государственных праздников был исключен День Республики, отмечавшийся 25 октября. В то время газета «Туркестан» опубликовала статью «ОТ КАКОГО НАСЛЕДИЯ МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?».

В этом году на широких просторах страны редко встречались лозунги, возвышающие священный День Независимости, поздравляющие казахстанцев с главным праздником страны. Только единственный лозунг на казахском и русском языках на площади «Астана» в Алматы робко напоминал о существовании самого Великого праздника страны?!

Помимо этого, кроме отчаянных выступлений казахских патриотов в фейсбуке и на страницах казахской печати, ничего  не было слышно. Выходит, мы намерены отказаться и от праздника Независимости? Сколько веков казахи мечтали об этом дне, сколько было пролито крови на этом пути! Хан Кене на протяжении десяти лет вел национально-освободительную войну против имперской политики России.  Пожертвовали свои жизни славные сыны Алаша. В 1986 году на площади Республики пролилась кровь молодежи.

Но ведь предавать забвению Великий дар Всевышнего – Независимость – большой грех. Выходит, для нас День Независимости только 20 лет был священным праздником, и теперь мы должны его забыть? Таким образом, вычеркнув из памяти потомков этот день, через некоторое время как бы мы не начали отмечать день «добровольного» вступления в «Евразийский союз»! А вообще, что происходит? Мы или не осознаем ценности Независимости,  о которой веками мечтали предки, или не понимаем бесценного богатства, которым владеем? Чтобы разобраться в такой непростой ситуации, редакция газеты «Туркестан» обратилась к общественным деятелям, ученым с вопросом: «Какие мысли волнуют Вас накануне Дня Независимости?».

Габбас КАБЫШУЛЫ, писатель, общественный деятель:

– В любую годовщину Независимости меня волновала… нет-нет не «волновала», жизненные успехи заставляют волноваться, задуматься, а значит, «беспокоила». Меня сильно беспокоят две проблемы: первое – дефицит питьевой воды на селе. По сведениям Министерства сельского хозяйства, в стране 3800 сельских населенных пунктов испытывают дефицит питьевой воды. В них проживают 40 процентов населения села, то есть 3 мил­лиона человек!

Да, правительство приняло программу «Ак булак» и наметило до 2020 года исправить существующее положение. За последние десять лет на подъем уровня жизни в ауле правительство выделило сотни миллиардов тенге, это было утверждено парламентом, однако первоочередная задача обеспечения аулов питьевой водой до сих пор не решена. Ни правительство, ни парламент не учинили спрос,  куда были затрачены колоссальные средства. Таким образом, программа «Ак булак», похоже, останется не завершенной.

Вторая проблема, которая беспокоит меня – беспорядок, хаос в системе образования. «У семи нянек дитя без глазу», гласит народная мудрость. Я уже потерял счет, сколько министров сменилось за 22 года Независимости. Очередной министр г-н Аслан Саринжипов недавно объявил, что согласно официальным данным,  75 процентов школ республики находятся в сельской местности, что 93 процента из них требуют капитального ремонта, а в 80 процентах школ нет спортивных залов.

Силен напор нового министра. Несколько лет назад мы, группа представителей интеллигенции, выступив против нововведения  властей «о трехязычии», казалось, преградили путь этому вредному направлению. Оказывается, сторонники этого направления не дремали, а без лишнего шума продвигали свои идеи. И вот недавно министр Саринжипов на заседании правительства вновь поднял знамя «трехязычия»: «Мы должны сделать школы трехязычными. Каждый выпускник, оканчивая школу, должен владеть тремя языками. Во-первых, казахский язык, поскольку он должен знать национальную культуру, литературу. Во-вторых, русский зык – язык межнационального общения. И английский, через этот язык он освоит мировые технологии. Затем, выждав паузу, министр добавил: «…в предстоящее десятилетие в Казахстане нужно исключить определения «казахская школа», «русская школа»!». Вот так!

Обычно наши чиновники наверху изучали иностранный опыт, и потом внедряли его у нас, а почему наш новоиспеченный министр не уделяет внимания опыту систем образования в развитых государствах? Ведь там пока ребенок не окончит начальную школу, его не обучают иностранным языкам. Только тогда, когда учащиеся овладеют азами родного языка, родной культуры, научатся мыслить на родном языке, их обучают другим языкам. И это дает свои плоды. А мы уже с первого класса хотим создать в их головах языковой винегрет! Если, допустим, школьники начнут изучать иностранные языки с седьмого класса, от кого отстанет Казахстан?

У нас опять подняли вопрос о приватизации высших учебных заведений. По-моему, это приведет к хаосу в системе образования. Например, мои три внука учились в трех разных ВУЗах. Однако, когда встречались, говорили об одном: «У нас такой-то студент на лекции не ходит, появляется только во время сессии, приходит сдавать зачеты, экзамены». Понятно, обучение платное. Дети некоторых состоятельных людей пользуются этим, денег достаточно, они уверены, что дипломы получат в любом случае. Руководители институтов и университетов «не замечают» их «шалостей»: им важнее получить прибыль, чем обучить студентов. Если такая ситуация царит в государственных учреждениях образования, то что будет, когда вузы перейдут в частные руки? Или приватизированные высшие учебные заведения готовы работать бесплатно во благо народа? Именно эти проблемы волнуют меня. Однако сегодня это мало кого волнует.

Абдуакап КАРА, доктор исторических наук, профессор университета Мимар Синана, Стамбул:                                                               

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 22 года назад. И я могу сказать, что сегодня в экономике, на международной арене нынешний Казахстан занимает более высокое место, чем планировал 22 года назад. Тогда никто не думал, что за эти годы вырастет такой красивый город как Астана. И сегодня мы, казахи зарубежья, с гордостью говорим, «Казахстан – наша родина», «Мы казахи по национальности».

А теперь перейдем к проблемам, которые волнуют нас. Когда Казахстан был в составе Советов, нам казалось, что посетить родину, установить связи с братьями никогда не будет возможным.  У казахов зарубежья, на которых Советская власть смотрела, как на врагов, не было возможности посетить Казахстан.

Поэтому самый большой дар Независмости для казахов зарубежья – это устранение этих преград. Они были устранены, прежде всего, по инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева. Сразу после объявления Независимости, в сентябре 1992 года в Алматы был организован первый курултай казахов мира.

Сегодня установлены связи зарубежных казахов с родиной. Мы можем получать здесь гражданство, обучать своих детей, переселяться родину. И все же мы не смогли полностью реализовать поставленные задачи. Свидетельство тому принятие закона, согласно которому оралманы должны пять лет прожить в стране, прежде чем получить гражданство. Это – первое.

Во-вторых, казахский язык до сих пор остается на задворках. Правда, сегодня многие представители других национальностей изучают государственный язык, пытаются овладеть им, это радует. По нашему мнению, не это представляет угрозу для языка. Угроза исходит от наших русскоязчных сограждан-казахов, которые занимают руководящие должности в системе образования и в высших органах государственной власти. Они связывают будущее своих детей с русским или английскими языками, нежели с государственным языком. Но если лица, обладающие государственной властью, предпочитают другой язык, то будущее родного языка становится туманным.

В-третьих, когда заходит речь о языке, удивляет, что за 22 года не созданы полные словари казахского и английского, немецкого, французского, китайского, турецкого языков казахском языке.   Без наличия таких словарей политика президента о трехязычии, статус государственного языка останутся на неопределенном уровне. Почему не решается такая важная проблема со словарями? Что, у нас нет ученых, способных создать такие словари, или нет средств для финансирования этой работы? Я думаю, что у нас все это есть.

В-четвертых, за 22 года страна так и не смогла перейти от славянского алфавита – кириллицы к латинице, которую используют большинство народов мира. За 22 года все постсвоветские государства отказались от навязанного им алфавита, который, к тому же, тормозил развитие национальных культур. Остались только  Казахстан и Кыргызстан.

В-пятых, огорчает, что до сих пор не получили должную оценку великие деятели истории казахской Независимости, особенно, деятели Алаша. Известно, что Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсын, Миржакып Дулат и Мустафа Шокай – великие личности истории Независимости. Но сегодня они все еще не оценены по достоинству в Казахстане. Например, трудно понять, почему, когда в столице Франции в Париже открыт сквер, посвященный Мустафа Шокаю, установлен его бюст, в главном городе Казахстана – Астане нет ни одного памятника Шокаю. В стране, где деятелям Независимости не оказывается полного почета, всех волнует проблема сохранения независимости страны.

В-шестых, в сфере образования до сих пор существуют отдельные правила прежней советской системы, которые связывают руки ученым. В частности, продолжается излишнее бумаготворчество, начало которому положено еще с советских времен. Кроме того, ученым не созданы условия необходимые для проведения научных исследований.

 Болат МУРСАЛИМ, директор информационных программ «31 канала»:

– Сумели ли мы сделать все для построения великого государства, о котором мечтали предки, или хотя бы для создания его фундамента? Какие это предпосылки? Многие не решенные за 22 года проблемы политической системы становятся «головной болью» нашего государства. Только наличие коррупции, охватившей все сферы жизни, доставляет немало проблем. В достижении планов нации  если мы делаем шаг вперед, то потом  откатываемся на два шага назад. Мы до сих не осознали, что казахский язык – официальный язык страны, что сегодня не только власть, но и общество называют русский язык «официальным» языком. В учинении препятствий для возвращения пяти миллионов казахов зарубежья на исконную землю предков, наша власть превзошла все злодеяния Бабы Яги. За эти годы мы ничего не сделали, кроме того, что превратили в традицию ежегодное повторение проблем, ставших уже аксиомой.

Бейсен АХМЕТУЛЫ, IT менеджер:

– 16 декабря – День Независимости Республики Казахстан.

Для тех, кто с должным уважением относится к заветам предков и  осознает, что значение Независимости, этот День – день духовного обновления, дающий уроки подрастающему поколению, день памяти о жертвах, понесенных нашим народом в борьбе за Независимость.

Для желтоксановцев, переживших трагедию Желтоксана, на себе ощутивших мороз Желтоксана, опаленных огнем несправедливости и их единомышленников День Независимости – это День траура и памяти тех, кто ради родины и нации, чести и достоинства народа пожертвовал свои жизни.

Для национальной интеллигенции, которая сегодня анализирует путь Независимости, и не может равнодушно относиться к будущему нации, это  еще День борьбы.

Для людей равнодушных – это просто очередной выходной день.

Но что может быть горше, чем осознание того, что праздник Независимости у нас проходит без праздничного радостного настроения?

Есенгуль КАПКЫЗЫ                                                                                                                Перевод Кайрата МАТРЕКОВА

 

Рубрика: