Ерлан Рыскали – один из молодых одаренных исполнителей казахской песни, пропагандирующий в стране и за рубежом традиционное песенное искусство казахского народа, лауреат республиканских и международных конкурсов. Певец очень огорчен тем, что этому виду национального искусства не уделяется соответствующее внимание. В беседе с Ерланом мы говорили об особенностях казахской традиционной песни.

– Ерлан, Конфуций говорил: «Если хочешь узнать характер народа, послушай сначала его песни». Отражают ли современные казахские песни характер нации?

– Очень сложный вопрос. В принципе, искусство любого народа, действительно,  отражает его характер. Нельзя сказать, что только традиционные песни отражают характер нашего народа. Есть много видов заимствованных жанров. Это, к примеру, такие, как эстрада, опера. Какие жанры сегодня предпочтительны для публики, известно. Надо отметить, что сегодня большое внимание со стороны государства уделяется филармониям, оперным театрам и другим учреждениям культуры.

Однако во властных структурах чиновников, занимающихся развитием национальных видов искусства, можно по пальцам пересчитать. Иногда даже создается мнение, что народные песни не нужны никому, кроме  Елбасы Нурсултана Назарбаева. А также Имангали Тасмагамбетова, Бердибека Сапарбаева, Мухтара Кул-Мухаммеда, Крымбека Кушербаева.

– Есть опасения, что традиционная казахская музыка, казахские народные песни могут остаться в тени эстрады. Как вы думаете, казахам нужно национальное музыкальное искусство?

– Подобные опасения, о которых Вы говорите, действительно, имеют место. Это правда. Наша музыка и народное песенное искусство не только могут остаться в тени современных заимствованных музыкальных жанров, а уже находятся в их тени. Сегодня казахов, не интересующихся национальным музыкальным искусством, стало больше, чем почитателей традиционных кюев и песен. Наступила эпоха глобализации, может, поэтому музыкальные вкусы народа меняются.

Наверное, дело в том, что появилось много современных заимствованных жанров. К тому же в СМИ, в учебных заведениях национальное искусство не пропагандируется, не готовятся специальные программы. Даже, в учебных заведениях, обучающих национальному искусству, нет системной учебной программы. Каждое учебное заведение обучает по своей программе.

– Кто слушает исполнителей традиционных песен? Вообще, часто вас ищет слушатель?

– Нас ищут те, кто еще не оторвался от национальных корней, кто почитает народное искусство, словом, взыскательный слушатель. Слава Богу, у меня есть свой слушатель, который уважает меня как исполнителя народных песен, любит народные песни.

Сегодня настоящие ценители национального искусства живут в аулах. В этом я убедился, когда нынешним летом совершал гастрольную поездку по аулам Акмолинского края. Некоторые мои слушатели для меня словно братья, настолько сильна между нами духовная связь. Эти представители простого народа, как говорится, звезд с неба не хватают. Но, как истинные казахи, готовы отдать последнего коня за музыкальный талант исполнителю народных песен. Таких слушателей очень много в казахских аулах, ведь аул – колыбель нации.

– Надо отметить, что растет число тех, кто исполняет народные казахские песни на эстраде. Не приведет ли это к потере самобытности традиционного песенного искусства?

– Очень много исполнителей народных песен выходят из стен специализированных музыкальных учебных заведений с дипломами музыкантов. Но только единицы из них находят работу по специальности. Остальным куда идти, как не на эстраду?! Для человека, имеющего профессиональное музыкальное образование, да и вообще эстрадная песня – легкий жанр. Поэтому получилось так, что именно народные исполнители популяризируют современные заимствованные жанры музыкального искусства среди казахов.

К тому же, кто бы слушал оперу, если бы в этом жанре не работали такие великие мастера, как Амре, Жүсипбек, Манарбек, Гарифолла, Куляш? Многие современные казахи, особенно городская молодежь, не знают национальные народные песни, не знакомы  с этим искусством в оригинале. Но они с удовольствием слушают народные песни в исполнении эстрадных певцов, а ведь в современной аранжировке сохраняется национальная самобытность народной песни. Поэтому я поддерживаю исполнение народных песен на эстраде, потому что таким способом сегодня казахская эстрада пропагандирует наши народные песни.

– Кто сегодня продолжает дело Ахана, Биржана, Мухита, Укили Ыбырая, Асета? К тому же в народном музыкальном искусстве есть различные школы традиционных песен, у каждой свои музыкальные и исполнительские традиции, сохраняется ли их преемственность?

– Так же, как не прерывается история казахов, будут, не прерываясь, жить традиции национального казахского музыкального искусства.

– Говорят, что  репертуар нынешних исполнителей скуден, не более четырех-пяти песен. Насколько обоснована такая критика?
– Это правда. Придумали отговорку, что у каждого певца есть своя песня. Но по-настоящему талантливому человеку все по плечу, он может исполнить любую песню. К тому же многие имеют профессиональное музыкальное образование. Надо много работать, чтобы создавать и иметь богатый репертуар.

–Каковы пути развития традиционного песенного искусства казахов, и можно ли в современных условиях сделать его конкурентноспособным?

– Таких путей достаточно. Во-первых, в детских садах, школах, ВУЗах нужно обучать не просто предмету музыки, а необходимо вводить предмет национального музыкального искусствоведения. Во-вторых, на телеканалах и радио нужно открывать познавательные, документальные программы. В-третьих, нужен национальный центр классического искусства. В этом центре должны изучаться все виды национального искусства, прикладное искусствр, национальные традиции, обычаи и обряды. Все самобытные артисты должны быть зарегистрированы в этом центре. В-четвертых, нужно назначить и по всей республике проводить единый День национального искусства. Именно такие мероприятия нам нужно проводить сегодня, чтобы сохранить и пропагандировать самобытную национальную культуру.

 – Вы уехали из Алматы в Елорду. Есть разница между слушателями в южной столице и в Астане?

– Несомненно, можно сказать, разница как небо и земля. Алматы – город, где годами формировалась культурная среда. А Астана находится на первоначальной стадии развития в этом направлении. Однако необходимо отметить, с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону. Растет число слушателей казахских традиционных народных песен. И все же здесь не как в  Алматы. В Астане зрители слушают молча, не выражая никаких эмоций. Поэтому, исполняя песню на сцене, не можешь понять, нравится ли им исполнение или нет. А в Алматы не успеешь выйти на сцену, как уже слышишь возгласы одобрения, восхищения поклонников. Это  поднимает творческий настрой, окрыляет. Возможно, со временем и в Астане  будут встречать так же.

Гульзина БЕКТАС                                                                                                                                    Перевод Кайрата МАТРЕКОВА

Рубрика: