Великий казахский ученый Шокан Уалиханов, считавший демократию простым атрибутом свободы человечества, в одной из своих знаменитых научных статей – «Записки о судебной реформе –  написал:

«На какой бы стадии своего развития человечество ни находилось, для стабильного роста народа необходимо: саморазвитие, самозащита, самоуправление и независимый суд». Из чего логически выходит мысль о необходимости строительства национального государства. Лидеры движения Алаш эту идею восприняли как единственный путь избавления от российского колониализма, а потом и от железных тисков советского режима.

Казахское ханство, ставшее основой нашей государственности, было создано в  ХV веке, в процессе развития этнических отношений, культурного, социально-экономического развития, духовного роста казахской нации. У  истоков его создания стояли Керей и Жанибек, и имевшие уважение и авторитет в народе бии и старейшины. Возвращение исконных казахских территорий в пределы Казахского государства и их укрепление было приостановлено указами, принятыми в Российской империи в 1822 и 1824 годах о  колониальной системе территориального управления, в частности указом «О казахах и киргизах Сибири и Оренбурга».

Хотя в документах о правовых отношениях между Россией и Младшим и Средним жузами, добровольно вошедшими в ее состав, не было ни слова об освоении казахских земель, но, как говорится, «процесс пошел». Так, в 1867-1868 годах, после специального финансирования административно-политической реформы согласно «Временным правилам», началось  переселение в казахскую степь русских крестьян, которое обрело невиданные  масштабы. Указы от 1886-1891 годов способствовали продолжению начавшегося процесса активной колонизации Россией казахских земель.

Российская империя не восприняла казахский этнос, как сообщество со своим путем развития. Как считали имперские идеологи, казахи должны были отойти со своего естественного пути развития и встать на путь русификации. В этих целях царская Россия использовала колонизаторскую  политику, применяя различные хитроумные способы отъема земли у казахского народа. В первую очередь, царская администрация предоставляла русским переселенцам наиболее плодородные участки, отбирая для этого исконные земли у казахских родов. А казахов насильно переселяли в пустынные и полупустынные территории.

О бедах, свалившихся на годы казахов,  писал казахский просветитель  Ыбырай Алтынсарин в своем письме одному из друзей в «Оренбургском листке»: «В этой своей статье я хочу выразить протест против предложения о переселении русских в казахскую степь. На мой взгляд, это не поддается никакой логике. Скажу прямо, если это дело не будет организовано правильно, то казахи с хорошей перспективой развития исчезнут как нация. А потом этого уже не исправишь». И только после вновь обретенной Независимости Казахии мы осознали, насколько дальновидным был автор этих строк.

Имперская политика, направленная на оскорбление национального самосознания, принижение древней культуры, традиций и обычаев предков, искусственное торможение духовного развития народа вызвало недовольство местного населения. Как известно из истории, против царской политики закабаления в Казахстане было немало народных  восстаний. К примеру, восстание казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датулы, Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы, национально-освободительное движение, возглавленное внуком Абылай хана Кенесары Касымулы в 1837 – 1847 годах, восстание казахов в Сырдарьинском регионе под предводительством  Жанкожи Нурмхамедова, восстания 1916 года, охватившие различные регионы Казахстана, много других народных выступлений против колонизаторов навсегда остались в памяти народа. И хотя все они потерпели поражение, но идея обретения Свободы продолжала жить в сознании народа.

Политическая ситуация, сложившаяся в начале ХХ века в России, способствовала появлению в казахской степи новой социально-политической силы. Решением Всеказахского съезда, который прошел с 21 по 26 июля 1917 года в Оренбурге,  эта сила приобрела форму политической организации – национально-демократической партии  «Алаш». Во главе нее встала группа представителей национальной интеллигенции, ведомая Алиханом Бокейханом. Это были лучшие сыны Алаша, которые обучались в учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и Европы, были воспитаны на демократических ценностях Запада. Так партия «Алаш» начала национально-освободительную борьбу, сначала охватившую казахскую степь, а затем  весь Туркестанский край.

Движение Алаш стало показателем организованного протеста казахского народа против диктата империи и несправедливости, пробуждения национального самосознания. Эта организация стала самой  высокоорганизованной в истории национально-освободительного движения казахов. Она имела политическое руководство, движущую силу и четко обозначенные цели. Главное отличие этой организации от других в том, что, наряду с проблемами земли и власти, она ставила целью сохранение национального менталитета и традиционных духовных ценностей, их адаптацию к современной жизни.

Главной идейной целью программы партии «Алаш» было создание национального государства казахов, освобождение родины от пут колониализма. Об этом заявлено в первой главе программы партии, озаглавленной «Основы государства». Там четко прописано, что «главная цель – Россия должна стать федеративной демократической страной.   (Демократия – власть народа. Федерация – объединение раноправных государств. Федеративная республика – содружество независимых государств, каждое из которых  самостоятельно)». Здесь главный  принцип – все государства федерации должны быть равными, обладать равными правами, объединение должно быть равноправным содружеством самостоятельных государств со всеми признаками национальной государственности.

Алихан Бокейхан, четко осознавая значение такой государственности и выбирая путь западных буржуазных отношений, способных вывести из средневековой социально-экономической отсталости, всегда помнил о необходимости строгого соблюдения исторических и национальных особенностей казахского государственного строительства. Это должно стать научно-методической основой госстроительства, которая сегодня приобретает особое значение. Ведь именно здесь кроется основная причина того, что реформы отдельных министерств остаются незавершенными.

Идея создания национального государства была реализована в декабре 1917 года в Оренбурге. Всеказахский съезд, продолжавшийся девять дней, принял решение о создании Автономии. Был создан Временный народный совет, председателем которого избрали Алихана Бокейханова. Однако автономия «Алашорда», ставшая образцом национального государства, просуществовала всего два с половиной года. Советская тоталитарная система распустила правительство Алашорды, ставшей воплощением идеи свободного развития казахского народа.

Однако лидеры Алаша не отказались от идеи создания национального государства. Одни из них, находясь на службе в советских структурах, другие, выехав за пределы страны, не прекращали борьбу за эти высокие идеалы. Алихан Бокейхан, не поддержавший тоталитарный режим, был переведен на работу в Москву, но при этом не отказался от своих принципов. Позже, исполняя обязанности комиссара Народного просвещения, члена Центрального исполнительного комитета Казахстана, он поддержал идею Ахмета Байтурсынулы об управлении Казахского края идейными общественными деятелями, вышедшими из среды национальной интеллигенции, руководить хозяйственно-экономическими учреждениями тоже должны местные кадры. Эти национальные проблемы были  изложены в письме В.И.Ленину в 1920 году. Однако письмо вождю страны Советов осталось без ответа.

А Мустафа Шокай, вынужденный уехать из страны в 1929 году, в статье «Наш путь» четко обозначил пути избавления от колониальных пут: «Наша цель – создание в Туркестане государственной структуры с национальным содержанием. Только тогда наш народ станет истинным хозяином своей земли».

Победив в гражданской войне и укрепив скелет государства новым политико-экономическим и правовым курсом, советские вожди принялись за уничтожение идейных лидеров казахского народа, мечтавших создать национальное государство – их отправляли в ссылки, устраивали гонения, расстреливали.

Таким образом, светлая мечта, высокие идеалы многих поколений казахского народа остались неосуществленными. Вся власть была сосредоточена в руках Москвы. Семьдесять лет мы были в составе тоталитарной советской империи, которая, хотя и дала нам немало, но взяла от нас еще больше. Так, Казахия на бумаге стала «союзной», а на самом деле осталась одной из бесправных, зависимых республик. То, что за эти годы республикой правили всего два казаха, наверное, говорит о многом. И самое главное – страна казахов не была равноправным членом мирового сообщества, не обладала политической и духовной свободой. И все же идеи свободы всегда жили в сердцах казахов. Об этом свидетельствуют различные протестные выступления и другие акции неповиновения, имевшие место в советское время.

На пути к новой государственности

Конец ХХ века изменил политическую ситуацию на пространстве Советского Союза. Тоталитарная система, возглавляемая коммунистической партией, показала свою неспособность в решении накопившихся социально-экономических проблем.  Руководство не считалось с позитивными изменениями в наступившую эпоху ускоренной глобализации. Не проводились соответствующие реформы. Продолжали игнорироваться интересы союзных республик. Политика безразличия к национальным проблемам внутри федеративного государственного устройства привела к ликвидации внутреннего единства страны. Все это привело к распаду огромного государства, считавшего себя вечным. Таким образом, старушка история еще раз доказала, что государство, основанное на тоталитарной власти, недолговечно.

После «парада суверенитетов» суверенные постсоветские республики стали самостоятельно решать свои проблемы. В наступившую новую эру независимости казахские патриоты во главу угла поставили идеи деятелей Алаша. Началась борьба за возрождение родного языка, как одной из главных составляющих независимости. В результате, Верховный Совет Казахской ССР одиннадцатого созыва на внеочередной четырнадцатой сессии, которая прошла 22 сентября 1989 года, принял Закон «О языках Казахской ССР». После долгих споров и протовостояния сил казахский язык, хотя и с большим трудом, приобрел статус государственного языка.

Действительно, это был трудный для страны период. В 1989 году из 16,5 миллионного населения страны 6,5 млн. составляли казахи, а 6,3 млн. – русские. В такой ситуации обретение казахским языком статуса государственного было, безусловно, поистине беспрецедентным событием. Это стало результатом осознания обществом того, что родной язык является азбукой независимости, естественным правом казахов, знаменем свободы.

Таким образом, суверенитет и независимость стали явью, и теперь новая эпоха свободы вписана золотыми буквами в национальную историю. Идейный лозунг вождей Алаша: «Мы не можем оставаться рабами, обретем свободу нации», стал реальностью. Наступило время, о котором в свое время было написано в статье о Февральской революции «Сынам Алаша», опубликованной в газете «Казах» и подписанной Алиханом Бокейханом, Мустафой Шокаем, Миржакыпом Дулатулы: «Наступило утро свободы. Бог осуществил наше желание. Вчера мы были рабами, теперь мы равные среди равных. В наших душах поселилось спокойствие, потому что мечты осуществились».

В принятых 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете и 16 декабря 1991 года Конституционном законе «О Независимости» четко указаны национальный характер государства, принципы его укрепления и развития, меры по защите государственной безопасности. В Конституции 1995 года определена правовая структура нашего государства. В специальных конституционных законах закреплены принципиальные положения о трех ветвях власти, заложены правовые основы развития страны во всех сферах общественной жизни.

Конечно, переход от тоталитарной системы к общественной формации, которые по своему политическому содержанию и экономическому типу резко отличаются, был  нелегким. Наша практика строительства новейшей государственности показала, что в этом направлении нет прямого пути. С одной стороны, формировались новые политические институты,  внедрялись новые рыночные отношения, а, с другой стороны, структуры советской системы так просто не сдавали свои позиции. Таков закон жизни. Пока  требования нового времени не воплотятся в жизнь, старая система сама по себе не исчезнет. К тому же, нельзя не считаться с информационной мощью процесса глобализации, не признающей границ.

Тем не менее, за короткое время наше молодое государство достигло многого. Первое и великое достижение – сохранение общественного согласия и политической стабильности, что является одним из положений Конституции страны. Укрепление единства и дружбы всех этносов, проживающих в республике, одна из первоочередных наших задач. Это – основа политики государства, Елбасы. Взвешенная внутренняя и внешняя политика, улучшение социальной ситуации, развитие экономики страны основаны на сохранении стабильности и общественного согласия. Благодаря этому сегодня Казахстан стал государством, которое занимает достойное место в мировом сообществе. Сегодня Казахстан признан во всем мире, является членом ООН.

Новая столица молодого государства – Астана, возвышающаяся на древней земле Сарыарки, стала символом будущего Казахстана. Народ страны под священным флагом Независимости в едином порыве покоряет все новые вершины.

Экономические и социальные вершины четко обозначены в Стратегии «Казахстан – 2050». Главная цель программы – вхождение в число 30-ти развитых государств мира и строительство Вечного государства – Манги ел.

Только благодаря процессу взаимообогащения духовных ценностей и достижений современной  эпохи глобализации мы сможем стать развитой и сильной нацией, внести свою достойную лепту в дальнейшее развитие человечества. Реализация поставленных задач требует решительных действий по развитию экономической мощи, укреплению внутриполитической стабильности. Сегодня государствообразующая казахская нация, которая составляет 65 процентов населения страны, имеет равные права с другими этносами, в официальных документах используется словосочетание «Казахстан –  многонациональное государство».  В то же время надо признать, что наши нынешние беды в духовной сфере имеют место из-за того, что мы не можем добиться признания национального характера нашей государственности.

Если опираться на опыт цивилизованных государств, то нет оснований утверждать, что Казахстан многонациональное государство. Хотя наше государство называлось то «Казахская ССР», то «Казахстан», но никто не смог убрать из его названия корень «казах».

Во-первых, шесть веков назад на своей исконной территории казахский народ создал Казахское ханство. И никакой другой народ не имеет отношения к этому. Во-вторых, казахи, как американцы, ниоткуда не переселялись, они исконные  хозяева этой земли. В третьих, пройдя через много тяжелых испытаний в своей истории, казахи спустя век стали составлять большинство населения страны. И с этим нужно считаться. Но пока не будут решены проблемы государствообразующей нации, она не сможет выполнять возложенную на нее миссию – исполнять роль интегратора всех этносов страны.

В этом направлении большая роль отводится казахскому языку. Это не только один из главных признаков нации, но и ее духовная сила. Не зря Президент Нурсултан Назарбаев постоянно уделяет внимание казахскому языку и считает его главным фактором, объединяющим всех казахстанцев.  К тому же Президент страны, говоря о трехязычии, разве четко не обозначил, что казахский язык не один из трех языков, а главный из них?

Однако у многих соотечественников еще не сформировано национальное самосознание, нет независимого, самостоятельного восприятия действительности. Доказательство тому казахский язык, 24 года назад получивший статус государственного языка. Хотя прошла почти четверть века, но он до сих пор не укрепился во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно ограничено его применение в таких сферах, как государственное управление, законотворчество, судороизводство, делопроизводство.

В некоторых средствах массовой информации, особенно в русскоязычных СМИ, часто упоминают, что русский язык – официальный язык страны. Однако в действительности это вводит в заблуждение многих читателей, и порождает неверное понимание ситуации. (Руслан Жангазы «Грани постепенно стираются»,«Monitor», №44, 14 ноября  2013 г.). Это – искажение конституционной нормы.

В то же время  нынешняя глобализация показывает, что знания только одного родного языка недостаточно. Сегодня знание других мировых языков необходимо, так как является одним из социальных методов  формирования конкурентноспособной нации в эпоху глобализации.

Если углубиться в историю, то некоторые ученые-фарабисты утверждают, аль-Фараби знал семьдесять семь языков. Не зря великий мыслитель назван вторым учителем мира! Великие просветители, жившие  в традиционном казахском обществе, Шокан Уалиханов, Ыбырай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, лидер движения Алаш Алихан Бокейхан знали по несколько языков. А великий сын тюркского мира Мустафа Шокай знал семь языков мира, пользуясь ими в повседневной жизни.

Благодаря независимости наш народ вновь вернулся в лоно традиционной религии. За годы суверенитета увеличилось число верующих, количество религиозных объединений, мечетей, открыты медресе, религиозные школы.

Закон «О религиозной службе и религиозных объединениях», принятый 11 октября 2011 года, открыл новые возможности регулирования религиозных отношений в обществе. Однако сегодня в стране достаточно проблем в религиозных отношениях, требуется их совершенствование.

Сегодня в стране функционируют 2229 религиозных объединений мусульман, которые составляют 70 процентов населения страны, и 280 религиозных объединений русских, составляющих 20 процентов жителей страны. Кроме того существуют более 500 религиозных организаций католиков и протестантов, точное количество которых неизвестно. Большинство из 237 миссионеров, зарегистрированных в стране, католики и протестанты. Иностранные миссионеры, строго соблюдая  законы, могут в полном объеме могут решать свои задачи и обязанности. Для этого они имеют достаточную теоретическую продготовку, опыт и финансирование.

Безусловно, такое положение в религшиозной сфере заставляет задуматься. Ведь, как известно из истории человечества, многоконфессиональность не всегда была позитивным фактором для устойчивости государства и единения общества.

И язык, и религия – это факторы, обеспечивающие целостность казахской нации, да и любого другого народа. Казахи могут решить свои проблемы, не делясь на роды и кланы, сохраняя внутреннюю духовную целостность. Поэтому сегодня для нашего народа нет более актуальной проблемы, чем укрепление внутреннего единства.

Уроки Независимости

«Независимость», «свобода», «воля» – это слова, обозначающие понятия, которые человечество всегда почитало как  святые, священные. Если Независимость самый важный атрибут любого государства, то свобода и воля – условия для полноценного существования каждого члена этого государства.

Хотя Казахия обрела независимость более 20 лет назад, в обществе все еще нет глубокого понимания ее значения. Еще не каждый член казахстанского общества осознал значение независимости так, как его осознавали деятели Алаша. В этой связи не потеряло свою актуальность высказывание казахского патриота  Бауыржана Момышулы,  которое он произнес более 60 лет назад: «Национальный дух обладает прекрасными свойствами, помогает познать свою нацию, и нам нужно еще дальше развивать эти святые качества».

Сегодня многим из нас не хватает чувства национализма, основанного на национальном духе. Здесь надо отметить, что даже в официальном применении понятия «национализм» мы не можем избавиться от его содержания, принятого в советское время. А вожди Алаша  тех, кто действительно любил свой народ, называли националистами. Так, в своей статье об Ыбырае Алтынсарине  Мухтар Әуезов в 1923 году написал: «На наш взгляд, Ыбырай был настоящим националистом, потому что писал на любимом родном языке». Мы, наверное, не знаем лучше Ауезова значение казахских слов.

Лидеры Алаша тех, кто свысока относился к другим нациям, считали шовинистами. Надо признать, что тот, кто не любит свою нацию, не может достойно оценить представителей других других наций. А тот, кто свою нацию ставит выше других, не способен уважать национальное достоинство другого народа.

В нынешнюю эпоху глобализации появилась необходимость воспитания истинных националистов с сильным духовным иммунитетом, по-настоящему любящих свою нацию и способных по достоинству оценить другие народы. И здесь нужно поднимать роль семьи, которая является основной ячейкой воспитания новых, достойных членов общества.

Общество берет начало с семьи. Все негативные проявления современного общества – отражение жизни современной семьи. Потеря национальных традиций в этой социальной среде зачастую приводит к утере системности национального воспитания, к утрате общественных позиций родным языком, к ослаблению гармонии в национальном самосознании.

Западные сериалы, захватившие экраны наших телеканалов, сеют зло, пропагандируют темные стороны человеческой натуры. Мультфильмы иостранного производства отравляют сознание наших детей. Однако, к сожалению,  наши подростки не всегда смотрят телеканал «Балапан», хотя качество его передач улучшается с каждым днем.

Независимость и национальное государство – неразрывные понятия. Они не могут существовать отдельно. Это доказывает жизнь. Общеизвестно, что цель борьбы за независимость – национальные интересы. Только благодаря национальной идее, подпитываемой родным языком, традиционной  религией и менталитетом народа, мы можем укрепить независимость своей страны, заложить основы ее достойного будущего.

Абдижалел БАКИР,  доктор политических наук,  профессор                                                                                                                                             

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА

 

 

Рубрика: