АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН №29. КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОБОДУ

загруженноеСегодня стало вполне возможным появление на исторической арене новых государств в результате обострения геополитической ситуации. Десять лет назад на территории Ирака появилась автономия Курдистан, но тогда никто не предполагал, что в мире появится суверенное государство Курдистан. Курды компактно проживают на территории четырех государств – Турции, Сирии, Ирака и Ирана. У них никогда не было своего государства, но вот  уже на протяжении столетия они ведут борьбу за создание своего независимого государства. Было несколько восстаний, создавались политические партии, однако, испытать вкус свободы не удавалось.

И все же, в результате складывающейся внутриполитической ситуации в Ираке и геполитической ситуации в регионе, скоро там может «наступить праздник» и на улице курдов. Руководитель автономии Курдистан Масуд БАРЗАНИ уже запланировал провести предстоящей осенью в Курдистане референдум, что станет первым шагом к построению отдельного государства курдов. Сегодня из города Киркук, который обладает 60 процентами запасов нефти Ирака, через Жейхунский нефтепровод без официального согласия властей Ирака нефть поставляется в Турцию и Израиль. Мы попросили академика, вице-президента Инженерной академии Казахстана Надира НАДИРОВА дать оценку этим  и другим политическим событиям,

«КУРДЫ ЖИВУТ В ЧЕТЫРЕХ ГОСУДАРСТВАХ,

И ГОВОРЯТ НА ЧЕТЫРЕХ ДИАЛЕКТАХ»

– Надир Каримович, похоже, что нынешние геополитические события приведут к появлению на мировой арене нового самостоятельного государства Курдистан. Как представитель курдского народа, расскажите, пожалуйста,  о его истории. Кто они, откуда появились, как вышли на историческую сцену? Насколько нам известно, курды населяют территорию четырех государств – Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Есть угроза распада Ирака и Сирии, но ситуация в Турции и Иране совсем иная. На Ваш взгляд, как будет развиваться политический сценарий?

– Я не политик и не историк. Однако, поскольку я курд, то, конечно, внимательно слежу за развитием событий. Курды – один из древних народов, еще до рождения Иисуса Христа говорили о курдах. А 15 лет назад в Америке вышла в свет книга под названием «Курды в Библии». Согласно информации, изложенной в этой книге, курдский народ жил за 1-3 тысячи лет до рождения Иисуса.

– А государственность была? 

– Нет, у нашего народа никогда не было своего государства. Курды, как и многие народы, находились под игом империй, в основном, в составе Римской и Османской империй. После первой мировой войны империи стали распадаться, в результате стали появляться новые государства. Османская  империя распалась на Турцию, Ирак, Иран и еще несколько государств. Хотя в то время курды тоже стремились к независимости, но им не удалось осуществить эту цель. Но именно тогда впервые был поднят вопрос создания самостоятельного государства курдов. Однако в итоге народ оказался разделенным на четыре части на территории четырех государств. С этого времени начались восстания курдов.

А что касается моей биографии, то я из семьи курдов, депортированной из Азербайджана в Казахстан. Повзрослев, я старался узнать, кто мои предки, где они жили, и изучил свою родословную. Оказывается, мои родители жили в турецкой провинции Ван, там родились мои старшие братья. В 1926 году в Турции было восстание курдов под предводительством Шейха Саида. Восстание было подавлено, мой отец был чиновником, его посадили в тюрьму.

– С этого момента и началось прибытие курдов в Советский Союз? 

– В то время Азербайджан и Турцию разеделяла река Аракс, которая протекала через Грузию. Она и была границей. Так что, перейдя реку, ты оказывался на территории Советского Союза. Многим курдам в том 1926 году удалось переселиться в Азербайджан, где они стали поселяться по берегам Аракса. В 1929 году отец, освободившись из тюрьмы в Измире, нашел нас в Азербайджане, где в 1932 году родился я. В 1936 году отец умер. В 1937 году люди из НКВД дали нам время только на сборы, нас депортировали в Казахстан и Кыргызстан. Никто из нас не знал, куда нас везут. Помню, это было осенью, мне тогда было 5 лет. Через два месяца мы прибыли в Жамбылскую область.

Тогда первым секретарем Компартии Казахстана был Л.Мирзоян. После прибытия на место в один день собрали всех мужчин и увезли в неизвестном направлении. До 1993 года от них не было никаких известий, среди них был и мой родной брат. В 1993 году после обретения Казахстаном Независимости вышел Указ Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, в котором говорилось  об амнистии  безвинно репрессированных. Затем я нашел сведения о брате в архиве ДКНБ по Жамбылской области, из документов узнал, что первым вопросом, который ему задали, был: «Ты работал в службе специальной разведки Турции?». Оказывается, до 1922 года Турция обещала вступить в состав СССР, но в 1924 году отказалась, перейдя на сторону США. Таким образом Турция в один день стала злейшим врагом Советского Союза. Тогда Сталин издал Указ, в котором отдал распоряжение не поддерживать никаких связей с Турцией, поэтому всех жителей приграничных с ней населенных пунктов переселили подальше от границы. А глав семейств, депортированных в Казахстан, расстреляли через три дня после ареста. Недавно из Курдистана приехал один тележурналист, мы пригласили его на курдскую свадьбу, где познакомились и побеседовали с ним. Оказывается, из переселенных в 1937 году, а затем арестованных людей, в живых осталось только 2 человека.

– По официальным подсчетам, в Казахстане проживает около 40 тысяч курдов. В одном из интервью Вы сказали, что численность курдов составляет порядка 80 тысяч человек…

– Есть основания так говорить. Многие курды здесь записаны азербайджанцами, турками и представителями других национальностей. Но мы знаем, что они курды. Однако, поскольку они в паспорте записаны  под другой национальностью, официально не являются курдами. Некоторые курды до сих пор не могут получить гражданство. Отсюда и идут разночтения между официальной статистикой и статистикой нашей курдской диаспоры. Вообще, всего на постсоветском пространстве проживают 400-500 тысяч курдов. А по всему миру их численность составляет свыше 40 миллионов, даже, возможно, что и 60-80 миллионов человек.

– А сколько курдов проживает в Ираке? В Турции? Где и как они стремятся создать свое независимое государство?

– В Турции, по меньшей мере, проживает 23-25 миллионов курдов. Однако официальные власти указывают только 10-15 миллионов. В Иране проживает около 5 миллионов, в Сирии – около 3 миллионов, в Ираке – около 7 миллионов курдов. Таким образом, выходит, что больше всех курдов проживает в Турции.

– Если Курдистан в Ираке обретет независимость, то курды Турции тоже будут стремиться к независимости. Как это может это повлиять на геополитическую ситуацию? 

– В четырех государствах, в которых компактно проживают курды, разные политические принципы. Когда Абдолла ОЗЖАЛАН создавал «Курдскую рабочую партию», он формировал свою армию в Сирии, так как Сирия подержала Абдоллу. Известно, что Сирия соперничает с Турцией. В 1998 году руководство Турции поставило ультиматиум лидеру Сирии Башару АСАДУ: «Если вы не прекратите поддерживать Абдоллу, то мы организуем нападение и уничтожим вас за один день». Поэтому Сирия вынуждена была депортировать его со своей территории. Тогда он вступил в переговоры с Россией, чтобы найти там политическое убежище. Руководство России того времени дало устное согласие, однако после приезда курдского лидера решение вопроса о его пребывании в стране было передано в Государственную Думу. А Дума, чтобы не допустить обострения отношений с Турцией, отказала А.ОЗЖАЛАНУ в его просьбе и приняла решение о его депортации из России. Затем А.ОЗЖАЛАН выехал в Италию, но и здесь ему не дали политического убежища, и он был вынужден уехать в Кению. Там был арестован и передан Турции, где сейчас отбывает пожизненное наказание.

А ситуацию в Ираке каждый трактует по-своему. Недавно по телевидению слышал, как В.ПУТИН говорил «Ирак разбомбили из-за того, что там якобы было химическое оружие. А потом оказалось, что там не было и нет никакого химического оружия». В Ираке есть курдский город Каладжа, в 1992-1993 годах Саддам ХУСЕЙН бомбил этот город химическими бомбами, уничтожив 5 тысяч человек. Сегодня мир признал это геноцидом курдов. И говорить, что там не было химического оружия – неправильно.

После свержения силами США  в 2003 году режима Саддама ХУСЕЙНА в Ираке была принята народная Конституция. Согласно этой Конституции Ирак объявлен Федеративной республикой. Он делится на шиитскую, суннитскую автономии и автономию Курдистан. Курды тоже сунниты. Территории определены, однако до сих пор не определен статус городаКиркук. Здесь находится 60 процентов всей нефти Ирака, по запасам которой Ирак занимает 6 место в мире. В статье 140 Конституции записано о проведении референдума для определения статуса города Киркук. Раньше президентом Ирака был Джалал ТАЛАБАНИ. Он пробыл на этом посту  полтора года, затем заболел, получив инсульт. После того, как правительство Ирака возглавил аль-МАЛИКИ, он при поддержке Ирана стал отдавать предпочтение шиитам.

Сейчас в Ираке идет гражданская война между шиитами и суннитами. В Курдистане, когда критикуют аль-МАЛИКИ, говорят: «За все время премьерства он ни разу не назвал Ирак федеративной республикой. Только шиитов поддерживает. Если раньше Саддам ХУСЕЙН придерживался мнения «Ирак для суннитов» и уничтожал шиитов, то теперь аль-МАЛИКИ провозгласил, что «Ирак для шиитов»». Таким образом, сейчас в Ираке едтной власти нет. Президент болеет, его место никто не занял, а Премьер-министр делает, что хочет. Курды и другие сунниты недовольны таким положением.

Вообще, если смотреть с позиции  международных связей, то и Европа, и арабские страны поддерживают отношения только с курдами, потому что в Курдистане сохраняется стабильность.

– Израиль заключил с Курдистаном отдельный договор о поставке нефти. Сегодня Курдистан стал продавать нефть без согласия правительства Ирака. Кажется, даже, есть соглашение и с Турцией…

– Сегодня политическая автономия Курдистана не просто формальная автономия. Эта автономия, имеющая большие полномочия и возможности. В Конституции Ирака четко записано: «Автономия Курдистан имеет свою армию, свой парламент, своего Президента и Премьер-министра». Сегодня территорию Курдистана охраняет своя курдская армия. Саддам ХУСЕЙН и его предшественники обещали курдам предоставить автономию, но предоставив, через год-два вновь упраздняли ее. На этот раз, наученные горьким опытом, курды расширили полномочия своей автономии. Однако курдский народ устал от политической нестабильности в Ираке¸ по этому поводу выражает озабоченность и международное сообщество. Курды жаждут стабильности, но проблема в Ираке, похоже, решится не скоро. Поэтому ее решение курдские лидеры видят в создании отдельного государства.

– Говорят, что Израиль поддерживает этот вариант, однако США и арабские страны выступают против…

– Это понятно, ведь если Курдистан отделится от Ирака, то голову поднимут курды в Турции и Сирии. А США  при решении любой проблемы ведут двойную игру. Так, США хотят свергнуть режим Башара АСАДА, потому что он не хочет идти у них на поводу. А Россия продает Сирии свое оружия и считает ее своим стратегическим партнером. Точно такого же отношения США и Россия придерживаются и относительно Ирана. Как известно, свои действия США прикрывают приверженностью к демократическим ценностям.

Президент Курдистана Масуд БАРЗАНИ сказал, что Парламент принял решение о проведении референдума по вопросу независимости Курдистана. В с вязи с этим руководитель Администрации президента Фуад ХУСЕЙН встретился с Государственным секретарем США Джоном КЕРРИ, на встрече они обсудили положение дел в Ираке. Сегодня в распоряжении аль-МАЛИКИ почти не осталось армии, правительства нет, в Ираке царит политический хаос. Парламент не подчиняется, политические партии не соглашаются создавать новое правительство. США ведут ракетные обстрелы, за один месяц погибло почти 15 тысяч человек.  Все воюют между собой, но не трогают курдов. Таким образом, сам Всевышний дает большой исторический шанс курдам для создания собственного государства.

– А что буду делать курды в Турции? 

– У курдов Турции другая, своя политическая партия, но они вряд ли будут поднимать голову. В то же время, насколько мне известно, руководство Турции поддерживает отделение Курдистана в самостоятельное государство. Однако прошел слух, что Курдская рабочая партия Турции будто бы заявила, что «события, происходящие в Ираке, завтра повторятся в Турции». Это обстоятельство беспокоит турков, поэтому они не уверены, что надо поддерживать Курдистан в борьбе за независимость на территории Ирака.

– Вы сами хотите, чтобы курды имели самостоятельное государство?

– Любая проблема должна решаться основательно, без спешки, своим чередом. Скоро на референдуме народ выскажет свое мнение. Думаю, что нынешние шаги Курдистана верны. Главное –  не вести двойную игру.

– А к какой группе относится курдский язык? Курды говорят на своем родном языке? 

– Курдский язык ученые относят к индо-европейской группе языков. Он не относится к тюркоязычной группе, у него есть определенная близость к языкам персидско-таджикской группы. Мы уже говорили, что курды компактно расселены колониями на территории четырех государств. И в этих четырех государствах у курдов появились четыре разных языковых диалекта. Поэтому четыре части курдского народа не понимают друг друга, делятся на курманжы, соранжы, горанжы и других. Сегодня ученые говорят, что один из этих четырех диалектов нужно сделать общим литературным языком. Официальный язык курдов Ирака – арабский и курдский язык.

«БЫТОВЫЕ НЕУРЯДИЦЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРОБЛЕМОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

– Известно, что в 2007 году в ауле Маятас Шымкентской области произошло столкновение между курдской и казахской молодежью. Вы тогда выступали в средствах массовой информации с интервью, в котором говорилиоб этих событиях,  о притеснении курдов. Как сегодня живут курды в Казахстане?

– Около 95 процентов курдской диаспоры – это курды, которые родились и выросли здесь, депортированных осталось немного, поэтому  их родина – Казахстан. Есть небольшие различия в психо­логии и воспитании. Есть определенные силы, которые, используя эти различия, пытаются столкнуть лбами молодежь. Однако нельзя превращать трения на бытовом уровне в проблему межнациональных отношений. Когда случилась эта история, я поехал в Шымкент и обвинил начальника областного УВД, который в то время занимал этот пост, в том, что в обострении ситуации виноват он сам.  В официальной информации об инциденте нельзя было акцентировать на то, что «курдский парень избил казаха, и это стало причиной конфликта». Если бы он сообщил, что «Талканбай избил Пысыкбая», такого острого межнационального конфликта не было бы. В то время были определенные лица, которые пытались разжечь в Южном Казахстане огонь межнационального раздора. Я знаю их по именам. И-за того конфликта о  Маятасе знают во всем мире, а курды, выселенные из аула, сегодня живут в Северном Казахстане.

– А курды Казахстана говорят на казахском языке? 

– В сельской местности почти все курды говорят на казахском языке. Чего нельзя сказать о тех наших сородичах, которые живут в городе.

– А ваши дети?

– Ну, они… хоть и не говорят, но понимают язык и менталитет казахов.

– Если Курдистан станет отдельным, независимым государством, курды поедут туда?

– Не знаю. Лично я был там. Но у них совсем иная психология, образование, культура, мировоззрение, взаимоотношения. У меня трое сыновей. Один сын переезжал в Ирак, жил там некоторое время, но вернулся обратно. Говорит, «это не Казахстан».

После распада СССР многие ученые уехали за границу. У меня спрашивали, почему я не уезжаю?  Но я,  хоть и не родился,  но вырос здесь, в Казахстане, взрослел здесь и здесь добился почета и уважения. Поэтому мне здесь все дорого – язык, менталитет народа, история и культура этой страны.

Знание казахского языка – для меня необходимость. Если знаешь историю, язык, культуру, духовные ценности народа, среди которого живешь, то нкамного легче жить здесь.

– Однако  ваши дети так не думают. 

– Они хоть и не знают языка, но думают, так же, как я.

– Мы гордимся,  что «Казахстан – многонациональное государство». Многие представители других национальностей называют Казахстан своей «второй родиной». Вы согласны с этим? 

– Нет, не согласен. Это – моя Родина. У меня нет исторической родины. Историческая родина была у моих предков. Если ты родился, вырос и живешь здесь, а называешь другое государство своей исторической родиной, то какой патриот выйдет из тебя. Я постоянно говорил и говорю об этом.

– Спасибо за беседу!

Беседовала  Есенгуль КАПККЫЗЫ

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА