ВТОВступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) представляет опасность для российских товаропроизводителей. В то же время членство Казахстана в Таможенном союзе представляет определенную трудность для его вступления в ВТО. Об этом говорят международные эксперты. На сегодняшний день переговоры Казахстана с ВТО достигли определенного уровня. К тому же, эта всемирная организация намерена была принять Казахстан в свои ряды раньше России. Однако Казахстан, отдавший предпочтение Таможенному союзу, решил вступить в ВТО после России.

В период проведения первоначальных переговоров о создании Таможенного союза Россия даже сделала заявление о совместном вступлении его членов в ВТО. Однако в ходе переговоров стало ясно, что это противоречит политике ВТО, поэтому совместное вступление государств-членов ТС в ВТО невозможно. И Россия, не сдержав своего слова, вступила в ВТО, оставив своих партнеров на половине пути.
Да, членство России в ВТО привело к снижению некоторых таможенных тарифов. Однако Россия, в целях защиты своей продукции, не желает снижать тарифы в целом. Поэтому западные товаропроизводители решили поставлять свою продукцию на российский рынок через Казахстан.

Для этого Казахстану, наметившему в этом году завершить работу по вступлению в ВТО, предъявлены опрделенные требования. По мнению экспертов, если Казахстан выполнит требования других государств-членов ВТО, то все достижения России на переговорах по вступлению ее  во Всемирную торговую организацию будут сведены к нулю. Тем не менее, как заявил вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Жаксылыков, в 2014 году Казахстан все же намерен вступить в ВТО.

«При выборе интеграции в рамках Таможенного союза, или вступления в ВТО на условиях ЕС и США, Казахстан выберет то, что выгодно ему», — сказал вице-министр. Он также сообщил, что завершены переговоры по четырем направлениям — это двусторонние переговоры по товарам, услугам, сельскому хозяйству и системным вопросам. «Не решенными остаются только два вопроса, относительно тарифной гармонизации и местного содержания», – сказал Т. Жаксылыков. Однако вице-министр уверен, что эти два вопроса будут решены в ближайшее время.

Всем ясно, что проблема касается таможенных тарифов в рамках Таможенного союза. Самое главное, что таможенные тарифы, согласованные в ходе переговоров о вступлении Казахстана в ВТО, не должны противоречить таможенным тарифам, согласованным с Россией в рамках Таможенного союза. Иначе это может представлять угрозу экономике России. Россия при вступлении в ВТО, защитила свой автопром, авиапром и сельхозпром, добилась для них не одномоментного снижения таможенных пошлин, а переходного периода на несколько лет с постепенным снижением тарифов.

Таким образом, таможенные пошлины на легковые автомобили снизились с 30 до 25 процентов.  Это будет действовать на протяжении трех лет. Затем они будут снижены еще. В предстоящие 5 лет таможенные пошлины будут снижены от 25 до 15 процентов. Значит, Россия добилась того, что таможенные пошлины на автомашины импортного производства не будут отменены, а в предстоящие 7 лет снизятся до 15 процентов. Это касается и продукции авиапрома – вертолетов и самолетов гражданской авиации.

А в сельском хозяйстве положение иное. Таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику снижены от 15 до 5-10 процентов. Евразийская экономическая комиссия в целях защиты уборочных комбайнов России и Беларуси в рамках Таможенного союза до 2016 года ввела защитный налог в 27,5 процентов. Однако Казахстан обошел это решение, и заменил пошлину квотой. Экономисты полагают, если Казахстан при вступлении в ВТО по требованию всемирной торговой организации снизит таможенные пошлины, согласованные с Россией в рамках Таможенного союза, то в Россию через Казахстан будет направлен поток дешевой импортной сельскохозяйственной техники. Известно, что таможенные посты между Россией и Казахстаном ликвидированы, и их реанимирование противоречит принципам Таможенного союза.

В таком случае российская и белорусская сельхозтехника не выдержат конкуренции своих дешевых зарубежных аналогов. А это, безусловно, приведет к крушению их российского рынка. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов в своем заявлении по этой проблеме сказал: «ЕС и США сейчас хотят через Казахстан наверстать упущенное в переговорах при вступлении России в ВТО. Для Казахстана рынок Запада, наверное, важен, но, думаю, российский рынок важнее. При прямом пересчете размер экономики России составляет 2000 миллиардов долларов, а Казахстана — 200 миллиардов. И сейчас они (ВТО) пытаются использовать эту ситуацию (переговоры с Казахстаном – Ред.), чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли».

По словам И.Шувалова, Казахстан оказался в роли «заложника».
А в статье «Правительство Казахстана пообещало удешевление иномарок», опубликованной на информационном сайте www.avto.mail.ru говорится,  что министерство экономики и бюджетного планирования РК после вступления Казахстана в ВТО обещает снижение таможенных пошлин на автомобили импортного производства. Если верить заявлениям сайта, после вступления Казахстана в ВТО таможенные пошлины в течение трех лет будут постепенно снижаться. Если нынешний уровень таможенных пошлин составляет 30 процентов, то в ближайщие три года они будут снижены до 15 процентов.

На правительственном часе в Парламенте РК 18 ноября 2013 года министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова сказала, что Казахстан с 2004 года ведет подготовительную работу по вступлению в ВТО. По ее словам, за этот период внесены изменения и дополнения в 50 законов Казахстана, изменены 10 соглашений, принятых в рамках ТС, касающиеся внешней торговли.

Есенгуль КАПКЫЗЫ

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА

 

 

 

Рубрика: