алтынордаСегодня идеологическое пространство Казахстана пустует. С тех пор, ка, занимавший пост Государственного секретаря Марат Тажин был переведен на дипломатическую службу и его обязанности по совместительству были возложены на руководителя Администрации  Президента Карима Масимова, прошло полтора месяца.

Неужели у нас нет кандидатуры, достойной занять должность Государственного секретаря? Если верить некоторым предположениям, то эту должность могут  вообще упразднить. А если эта должность сохранится, то кто все же достоин занять ее? Кто такой «Государственный секретарь»? Каковы его должностные обязанности?

Эта должность в Казахстане впервые появилась в 1996 году. В марте 1996 года Елбасы Нурсултан издал Указ «О статусе и полномочиях Государственного секретаря РК». Первым Государственным секретарем независимого Казахстана стал нынешний аким Алматы Ахметжан Есимов. В то время Государственный секретарь обладал широкими полномочиями. В его компетенцию входило определение основных направлений социально-экономического, регионального развития, прававой политики, координация действий всех ветвей власти, определение стратегии внешней политики.

Кроме того, он должен был представлять интересы Главы государства в Парламенте, Правительстве, Конституционном и Верховном судах. А также он должен был обязан контролировать работу Национального банка, Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета, Генеральной прокуратуры, КНБ, Национального агентства печати и массовой информации. Можно сказать, что его полномочия были даже шире, чем у Премьер-министра страны. Ведь  он контролировал деятельность структур, подчиненных непосредственно Президенту. Однако с переводом Ахметжана Есимова на другой участок работы все эти полномочия были сокращены.

Когда следующим Государственным секретарем был назначен народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Абиш Кекильбаев,  многие удивились. Однако затем в обществе это назначениие получило  широкое одобрение. Все говорили, что на должность Государственного секретаря назначен достойный человек. Общество воспринимало Государственного секретаря как главного идеолога страны. Недавно писатель, ученый Мырзатай Жолдасбеков в интервью еженедельнику «Жас қазақ» отметил: «Если раньше в КПСС было несколько секретарей, один из них ведал вопросами идеологии. И должность его называлась «секретарь по идеологии». Остальные курировали отрасли. А сегодня у нас нет конкретной личности, отвечающей за идеологию. Вообще, государственной идеологией должен заниматься Государственный секретарь, но у нас идеология зависит от того, кто занимает эту должность».

Абиш Кекильбаев, будучи на этом посту пытался решать идеологически важные проблемы. Он пробыл на этой должности до января 2002 года. За это время должность Государственного секретаря стала восприниматься как должность главного идеолога страны, который стал мостом между властью и народом, творческой интеллигенцией. Именно в этот период в ветви власти пришло много деятелей науки и культуры, которые оказали значительное влияние на формирование государственной идеологии.

Затем Кекильбаева сменил опытный политик Қасым-Жомарт Тоқаев, до этого исполнявший обязанности министра иностранных дел, Премьер-министра. Он совмещал эту должность с должностью министра иностранных дел. Вскоре его сменил Имангали Тасмагамбетов. Известно, что Тасмагамбетов, исполняя обязанности Государственного секретаря, сделал несколько конкретных шагов по формированию идеологии страны. Самые главные из них – принятие программы «Мәдени мұра», изготовление и доставка из Монголии копий Культегинских надписей, формирование музея под открытым небом и др.

В 2004 году должность Государственного секретаря занял Оралбай Абдыкаримов, однако  он на этой должности не проявлял особого рвения, как и на других должностях. Многие эксперты отмечают, что он не сделал ничего, что осталось бы в в истории страны и памяти народа. Шестой по счету Государственный секретарь Канат Саудабаев заслужил некоторое уважение, старательно исполнив обязанности председателя ОБСЕ и проведя седьмой Саммит ОБСЕ. Но из-за того, что он постоянно поддерживал статус русского языка  в стране, его часто критиковали казахские национал-патриоты и казахские СМИ. Его выступление на очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана «Статус русского языка сохранится» вызвало полемику в казахских кругах и долгое время оставалось предметом дискуссий.

Мухтар Кул-Мухамед, сменивший Каната Саудабаева на этом посту, недолго занимал эту должность. По его инициаитиве в связи с гибелью 15 бойцов на пограничной заставе Арканкерген впервые в стране был объявлен траур. После этого объявление траура в связи с гибелью казахстанцев в чрезвычайных ситуациях стало традицией. Ранее такого не было, после трагедии в Кызылагаше траур не объявлялся.

Назначение Марата Тажина на должность Государственного секретаря было обоснованно, потому что он обладал большим авторитетом в сферах  внутренней и внешней политики. Будучи министром иностранных дел, он проявил себя, как настоящий профессионал-дипломат,  не поддерживавший клановость и родоплеменной подход во власти. Приход Марата Тажина на должность Государственного секретаря по времени совпал с назначением многолетнего советника Президента по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева послом в Грузию. Многие политические эксперты пришли к мнению, что «теперь Президенту уже не нужен такой советник как  Ермухамет Ертысбаев».

Марат Тажин отличился тем, что взялся за две проблемы. Первая из них — возрождение исторического сознания, формирование исторической памяти казахской нации, нового, свободно мыслящего поколения независимой страны,  необходимость формирования нового подхода к казахской истории. По мнению М.Тажина, это должно поднять дух казахского народа». Эта инициатива была с энтузиазмом воспринята в казахском обществе, историкам и СМИ. Но кампания, начавшаяся столь активно, кажется, осталась не завершенной.

Еще одно начинание Марата Тажина – совершение переворота на информационной площадке, кардинальное изменение его однобокости, вынесение на повестку дня проблемы формирования действительно независимого информационного пространства. В этой связи Марат Тажин планировал  формирование «гражданской журналистики», поддержку блоггеров. Потом был сформирован «список Тажина» по СМИ, и все ожидали, что будет большая встряска в информационной сфере. Однако и это начинание осталось также незавершенным в связи с переходом М.Тажина на другую работу. После того, как разработка этих двух инициатив была приостановлена,  многие решили, что кому-то не понравилось, что он так рьяно взялся за идеологию.

Вообще, что входит сегодня в компетенцию этого поста? Обладает ли он широкими полномочиями, как в 1996 году? Если брать с этой точки зрения, от прежних полномочий остались только представительские функции – принимать верительные грамоты иностранных послов, награждать орденами и медалями передовиков труда, выступать с докладами на различных юбилеях и торжественных мероприятиях. Однако эта должность остается в рамках советника президента по политическим вопросам. Эта пятая по значимости должность в Казахстане. И все ж, ее влияние и политический вес зависит от того, кто занимает эту должность, то есть все зависит от личности. Если эта личность имеет влияние и политический вес, то и роль Госсекретаря возрастает. Назначение Марата Тажина на эту должность подняло ее значение на весомый уровень.

А кто же теперь займет эту должность, остающуюся вакантной около двух месяцев? Политические эксперты называют несколько кандидатов на эту должность, в их числе заместитель руководителя Администрации Президента Баглан Майлыбаев, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в Грузии Ермухамет Ертысбаев. Если верить  слухам, эта должность могут и упразднить.

Некоторые политологи считают, что эта должность нам и вовсе не нужна, потому, что в таком унитарном государстве, как Казахстан, роль Государственного секретаря сведена на нет. В европейских странах эта должность совмещена с постом министра иностранных дел. И у нас два Государственных секретаря – Қасым-Жомарт Тоқаев и Қанат Саудабаев тоже совмещали эту должность с обязанностями министра иностранных дел. А в США основной обязанностью Государственного секретаря является  регулирование внешнеполитических связей.

Как бы то ни было, уже прошло достаточно времени, как у нас в Казахстане образовалась вакансия, и все гадают, кто же будет  назначен на пост Государственного секретаря?

Есенгүл КАПКЫЗЫ                                                                                                                            Перевод Кайрата МАТРЕКОВА 

Рубрика: