АЛТЫНОРДА
Народ в потоке истории

Торе Гали. Откуда произошел казахский кюй «Казань»?

Одним из известнейших кюев  в казахской среде является музыкальное произведение  «Казань».  Его исполняют либо на кобызе, либо на домбре. Пользуется огромной популярностью один из вариантов  кюя «Казань», исполненный на домбре Мадии Мутиевым. А вот известный кобызист Ыкылас долгое время наигрывавший данное произведение, называл его «Казанский рубеж», или «Казанский поход».

Сама тема кюя была навеяна разрушением города Казани, что исходит уже из названия. Можно смело утверждать, что кюй написан  в промежутках от 1552-1560 годов. Жесточайший разгром Казани произошел по вине правителя Руси Ивана Грозного, совершившего агрессию против одного из тюрко-язычных государств того времени, существовавших на территории нынешней Евразии. Известный писатель Мухтар Магауин  в своем букваре казахской истории, захват города Казань описывает следующим образом: «…это происходило на тот момент, когда  московское княжество стало именоваться Русью, и сила влияния этого государства стала возрастать. Для своей экспансии на Восток Руси необходимо было захватить Казань,  дабы стать третьим Римом и колонизировать все близлежащие тюрко-язычные государства».

Опасаясь, что военные действия могут обернуться поражением и потерей войска, Русь изначально намеревалась подчинить Казань политически. Но элита Казани оказалась сплоченной и не склонной поступаться своим суверенитетом. В то время как в среде простых казанцев были широко распространены патриотические настроения.

Таким образом, дипломатические усилия, предпринятые Иваном Грозным не принесли успеха. В конечном итоге закончилось все мобилизацией русских. Царь Иван Грозный, 19 августа 1552 года, прибывает на казанскую землю. Количество русских воинов достигает 150 тысяч человек, которым противостоят тридцать тысяч татар. Русь начинает войну используя пятикратное превосходство в живой силе и военной технике.

Татары, не желая становиться рабами, сражаются до последнего.  В ответном письме царю Ивану, хан Жадыгер писал так: «Мы готовы к кровавому пиршеству, к войне, ожидаем вас!». В течение 2-3 дней  начался штурм Казани, обернувшийся огромным количеством смертей, как среди нападающихся, так и обороняющихся. Это была величайшая трагедия в истории братского нам татарского народа, до сих пор не оставляющая равнодушными их потомков.

Осада Казани продолжалась 40 дней. Татары,  подставляли себя под пули, но, не сдавались, героически уничтожали русские войска. Однако численное превосходство неприятеля решило дело.

В тоже время неподалеку от разворачивавшихся событий находилась Ногайская орда. Ногайский хан Улы-би Жусип мог  в течение двух дней выставить вооруженные войска, численностью до 200 тысяч человек.  У самого хана было 30 воинственных сыновей, в подчинении которых находилось от 5 до 10 тысяч воинов. Сыновья хана обратились к отцу с просьбой направить к Казани свои боевые тумены. Ведь уничтожение этого города грозило и Ногайской орде опасностью. Но Жусип хан оказался глух к их просьбам, запретив отправку отрядов на место боевых действий. В этот момент прославившаяся своим умом и красотой жена хана Казани Суинбике направляет письмо своему отцу Жусип-хану, в котором просит слезно о помощи. В письме, в частности говорилось, что враг уже близок и пощады не будет. Жусип отмалчивается и на этот раз. Вероятно, к тому времени он окончательно выжил из ума? Или же надеялся, что с упадком Казани укрепиться Ногайская орда. Что же касается сыновей Жусип-хана, то они не могли пойти против воли отца, хоть и каждый день настаивали на своем. У Ногайской орды, приди она на выручку Казани были и возможности, и силы, чтобы победить  в этой войне, но помощь так и не была оказана.

В конечном итоге русские захватывают Казань. Царь Иван Грозный отдает приказ об уничтожении всех жителей города, за исключением женщин и детей. Проливается море крови.

Уничтожение Казани оставляет неизгладимый след в исторической памяти других тюркских народов. В казахских сказаниях эта тема занимает особое место.  Доблестные казахские батыры, услышав известие о захвате Казани,  отправляются на помощь, и, победив врага,  освобождают город. К примеру, в музыкальном произведении «Шора батыр», Нарык — улы Шора говорит:

«Как можно спокойно относится

К захвату неверными Казани?

За своих братьев не жалко отдать и жизнь»

Несмотря на уговоры родителей, он отправляется в поход, моля Всевышнего:

«Пусть сыплет снег,

Но не прольется кровь,

Пока я не приду в Казань.

Пусть льется кровь и не сыплет снег

Когда я буду там».

Шора-батыр, как и другие батыры, приложили титанические усилия, вследствие чего город был освобожден от русских.

Это лишнее свидетельство того, настолько были близки и сплочены тюркские народы в те времена. Насколько понятны были народу идеи  Алтын орды. (Журнал «Жулдыз, декабрь. 1993 года)

Кюй «Казань», издавно популярный в среде казахов,  символ смелости  и доблести, призывающий тюркские народы к сплоченности. В нем и по сей день, звучит призыв к единению.