АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Свод законов Жети жаргы. Казахи могли простить убийцу, но не предателя. [:]

[:ru]

 

Это сегодня предатель ищет выгоду, практически избегая ответственности. Не знаю, как у других народов, но у казахов предательство всегда каралось смертью.

Казахскому хану Тауке принадлежит авторство известного свода законов Жети жаргы. В нем  Тауке использовал  идеи Касым хана и Есим хана.  Что известно о Жети жаргы? Что говорят факты?

  • Свод соответствовал своему времени

В ХҮІІ веке казахское ханство столкнулось с многочисленными вызовами.  Именно в эту пору, хан Тауке, заботясь о будущем казахской нации, решил сделать все возможное, чтоб укрепить институт ханской власти.  Для ее укрепления, нужна была всенародная поддержка, и законы, работающие на народ и власть. 

Тауке  хан заимствовал важнейшие постулаты у  Касым хана и Есим хана, и с учетом  особенностей казахских традиций и ментальности, создал свой легендарный проект Жети жаргы. В работе над ним приняли участие так же Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

 

2) Жети жаргы был уникален

 

Полное содержание  Жети жаргы не сохранилось. Частично  о законе говорится  в исследованиях Шукиралиева (1804 год), Гавердовского (1806), Левшина (1832).  Смысл сводов законов передал в своей работе А. Кайнарбайулы, на основе трудов Н.Гродекова, Л.А. Словохотова, А.П. Чулошникова. В его работе сделан вывод о том, к каким семи изменениям привел закон Жети жаргы.  Мы четко видим, что   закон давал множество привилегий  чингизидам и частным собственникам.

 

  1. На выборы требовалось приходить с оружием.

 

Согласно своду законов, главы родов, и племен собирались раз в год.  На этих мероприятиях принимались решения по вопросам внешней и внутренней политики.  Только пришедшие с оружием,  имели право голоса.  Кроме того, каждый пришедший с оружием, обязан был выплачивать двадцатую часть своих доходов государству.  У каждого представителя того или иного рода был свой знак.  Эти знаки  относились к государственным символам.

 

  1. Долг оплачивался скотом.

 Распространенным  наказанием  была выплата куна.  Стоимость куна  была разной.  И менялась,  в зависимости от того, какое  социальное положение  было у преступника, или и умершего человека.  А так же в зависимости  от характера преступления.  К примеру, за умершего мужчину выплачивали 1000 баранов, за женщину 500 баранов. Так же большую значимость играл социальный статус убитого. Если это был представитель благородного рода,   или султан и ходжа, то преступника обязывали выплатить кун за семерых человек.  Если ты оскорбил султана или ходжу, то тебя обязывали выплатить 9  видов скота, за рукоприкладство 27.  Стоимость куна за раба была на уровне стоимости куна за птицу или собаку.  Если преступник нанес кому-то телесные повреждения, он так же выплачивал кун.  За поврежденный указательный палец-100 баранов, за мизинец-20.   Если человек украл что-то, то возвращал в три раза больше ворованного.  К  примеру, за 100 сворованных верблюдов, выплачивалось 300 лошадей, или 1000 баранов.  Жети жаргы был направлен на то, чтобы  обезопасить  разных людей из разных социальных  слоев населения.

5)   Применялась и смертная казнь

В Жети жаргы четко прописаны криминальные нормы.  К преступлениям относились: убийство, причинение вреда здоровью, изнасилования,   рукоприкладство, воровство.   Наказания за преступления зависели от степени тяжести и их характера.   Работал  принцип кровь за кровь.  Особо тяжкие преступления карались смертной казнью.  К смертной казни приговаривались предатели, и нарушители государственного порядка.

6)  Дела рассматривали бии

На суде биев, согласно двустороннему соглашению, смертная казнь заменялась на выплату куна.  Кун выплачивался в четырех случаях. К примеру, если жена убила своего мужа, а родственники мужа простили ее. Если женщина убила своего внебрачного ребенка. Если была доказана измена одного из супругов.  Если человек совершил акт богохульства.  За рукоприкладство по отношению к престарелым родителям, виновного сажали задом наперед на черную корову и стыдили.  Если девочка повышала голос на родителей, кун выплачивала ее мать.

 

7) Жети жаргы действовал на нашей территории до ХІХ века

Жети жары сохранялся  в казахской  среде до  середины ХІХ века. А некоторые законы работали вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Как отмечено выше, до наших времен не дошло полное содержание Жети жаргы.  Впервые о своде законов писал Г.Спасский на основе сведений от Кубека Шукиралиева. Его  статья называлась 11 частей Жети жаргы.

Она была опубликована в 1820 в издательстве «Сибирский вестник».  Следующие 34 вырезки из свода законов были  опубликованы в работах А.Левшина.  Именно эти вырезки и стали широко известными, и фигурируют до сих пор в казахской литературе.

Гүлжанат Әбдімомынова

Abai.kz

Перевод с казахского Алтын орда

[:]