kazntu.kz_ms_230913_2Казахстан как многонациональное государство продемонстрировал всему миру свою модель активного взаимодействия, мирного сосуществования различных наций и народностей. В «Доктрине национального единства Казахстана» отмечается, что «Мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности» [1].

В условиях развития суверенного и независимого Казахстана, перехода к рыночной экономике и демократическим формам организации общественной жизни Н.А.Назарбаев обосновал идею межнационального и межконфессионального согласия, концептуально углубил и развил ее в соответствии с требованиями времени и потребностями страны, обобщил бесценный опыт реально достигнутого в республике межэтнического и межконфессионального согласия и взаимодействия.

Сущность казахстанской государственной политики в области религии неоднократно определял Глава государства, отмечая, что ее основу составляют либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В отношении законодательства можно сказать, что оно является самым либеральным на территории СНГ и многих зарубежных стран, хотя и нуждается в усовершенствовании больше технического характера. «В независимом Казахстане приняты законы, гарантирующие светский характер государства, равные возможности для деятельности всех религиозных общин в стране» [2, С.430].

Современные государственно-конфессиональные отношения в Казахстане основываются на принципах партнерства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Это можно назвать серьезным достижением. Анализ мировой религиозной ситуации и опыта многих зарубежных стран показывает — такая модель является наиболее оптимальной и приемлемой.

С одной стороны, она гарантирует независимость государства и конфессий, а с другой — позволяет последователям всех религий полноценно участвовать в общественной жизни, иметь равные права. Именно такой принцип лежит в основе закрепленной Конституцией республики нормы, отделяющей религиозные объединения от государства. Он ни в коем случае не исключает религиозные объединения и верующих из общественной жизни.

загруженное (4)

За 20 лет независимости в нашей стране созданы условия для реализации конституционного принципа светского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. За данный период государство смогло обеспечить недопустимость дискриминации граждан по религиозным признакам; гарантировало свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных потребностях; укрепило единство верующих и атеистов в построении демократического общества и обеспечении конструктивного сотрудничества различных общественно-политических сил; оказало поддержку миротворческой деятельности религиозных организаций, наладило конструктивный диалог с религиозными объединениями, исповедывающими принципы демократии, гуманизма, ненасилия.

На практике законодательно закрепленный режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных объединений, государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Речь в данном случае должна идти не о контроле, а о надзоре, поскольку государство не имеет права контролировать деятельность религиозных объединений. Другое дело, что необходим надзор за соблюдением норм законодательства.

Самым первым шагом в процессе формирования государственной политики в отношении религиозных конфессий стало формирование правовой базы реализации права на свободу совести, т.е. принятие Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в 1992 году, сущность и значение которого мы рассмотрели выше.

Следующим шагом было закрепление в Конституции Казахстана, принятой 30 августа 1995 года на Всенародном референдуме, п. 2 статьи 39, где сказано: «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие» [3, С.11-12] и статьи 20.3, запрещающая «пропаганду или агитацию… религиозного… превосходства» [3, С.8].

Несмотря на сложности первых лет независимого существования, именно наша республика в 1992 году стала местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия, собравшего представителей многих конфессий, ученых, деятелей культуры.

Проясняя исторические корни этого события, необходимо отметить, что первый такой форум состоялся более века назад в г. Чикаго, где в 1893 году прошел съезд мировых религий. И вот почти через сто лет в г. Алматы это начинание было продолжено проведением Всемирного конгресса духовного согласия, на который собрались видные религиозные и общественные деятели, культурологи и историки из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается как День духовного согласия, что также является одним из важнейших факторов усовершенствования государственной политики в отношении религиозных конфессий.

Одним из важнейших шагов власти в этом направлении стало учреждение такого уникального общественного института гармонизации межэтнических отношений, как Ассамблея народа Казахстана. Идея ее создания была впервые высказана Президентом РК Н.Назарбаевым в 1992 году на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости. В г.Алматы 24 марта 1995 года на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана (переименована в мае 2007 года в Ассамблею народа Казахстана) Н.Назарбаев подчеркнул, что именно многонациональный и многоконфессиональный состав Казахстана является серьезным фактором, способствующий сохранению стабильной общественно-политической обстановки [4, С.263]. Неудивительно, что именно Президент является Председателем Ассамблеи народа Казахстана.

43-1-4

Следующим инновационным шагом в развитии национальной политики явилась разработка и принятие Стратегии Ассамблеи народов Казахстана, закрепленной Указом Президента от 26 апреля 2002 года, № 856 [5, С.10-20]. Казахстанцы получили основополагающие документы в области национальной политики, выразившие нашу ответственность за происходящие в обществе процессы. Стратегия посвящена будущему и представляет собой систематизированную совокупность базовых и руководящих ориентиров в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений на ближайшую перспективу.

Никогда еще наша казахстанская земля, отмечал Президент, не имела такого шанса, чтобы живущие на ней народы смогли в полной мере реализовать свои самые лучшие сокровенные мечты и чаяния. Ассамблея, по сути, явилась золотым мостом между государством и народом, людьми разных национальностей, но так же необходимо помнить, что «без законопослушания граждан никакое общество не может быть устойчивым и процветающим» [6, С.274]. Ассамблея внесла практический вклад в сохранение межнационального единства и согласия тем, что в целом за последние годы межнациональные отношения внутри республики стали гораздо гармоничнее. За истекший период национальная политика характеризовалась как демократическая, созидательная и прогрессивная.

На 15-летней юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана 18 октября 2010 года в Астане, во Дворце мира и согласия, Президент страны Н.А.Назарбаев отметил, что сессия не случайно проводится под общим девизом председательства Казахстана в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». Первый Президент Казахстана отметил, что все эти годы «Мы изо дня в день крепили ДОВЕРИЕ между людьми. Мы выработали новые ТРАДИЦИИ общей ответственности за судьбу Родины. Мы обеспечили ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ — открытость межэтнических и межконфессиональных отношений. ТОЛЕРАНТНОСТЬ стала важным фактором успешного и уверенного развития Казахстана. Эти принципы отражают дух и внешней, и внутренней политики нашей страны» [7].

В современном Казахстане во многом благодаря усилиям Президента Н.Назарбаева создана именно такая модель общественного устройства, где действительно реализован принцип свободы совести, государственного невмешательства в сферу мировоззренческих, нравственных, политических и т.д. убеждений своих граждан.

В своих трудах и выступлениях Первый Президент РК, Глава государства Н.Назарбаеввсегда уделяет пристальное внимание вопросам межкультурного и межконфессионального диалога, согласия и конфессиональной безопасности страны. Так еще в своем выступлении на Пленарном заседании СБСЕ в Хельсинки 9 июля 1992 года Н.Назарбаев отметил, что «параметры нашей политики находят свое отражение в стабильной ситуации в Казахстане, основанной на утверждении демократических прав и свобод, строгом соблюдении гражданского равенства вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности» [8, С.14].

Чуть позже Глава государства подчеркнет, что «не может быть также речи о том, чтобы какие-либо этнические или религиозные группы получали приоритеты по сравнению с другими. Наша стратегическая задача — единство многочисленных групп населения, разумное сочетание личностных и общественных начал, что дополняет консенсусно-иерархические традиции нашего общества. Нет будущего и у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим нет…» [9].

В работе «На пороге XXI века» в 1996 году Глава государства отметил, что «государственная политика в отношении деятельности религиозных организации на территории Казахстана имеет общую основу, не проводя каких-либо различий между ними» [10, С.177].

Политика Казахстана изначально строилась из понимания того, что «Казахстан – не только многонациональное, но и многоконфессиональное государство. Наряду с мусульманами, к которым относят себя 60 процентов населения, здесь живут и православные, протестанты, буддисты, католики, представители других мировых религий. Это серьезный фактор, способствующий сохранению стабильной общественно-политической обстановки». Президент подчеркнул, что «независимо от вероисповедания, все прихожане республики одинаково толерантны, нравственны и миролюбивы» [4, С.263].

В одном из основных и ключевых документов, определяющих нашу политику, вПослании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев» от 10 октября 1997 годаН.А.Назарбаев еще раз подтвердил свою идею укрепления внутриполитической стабильности и консолидации общества через «взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями» [11,С.126].

Оценивая роль Основного Закона государства, Президент в 2002 году отметил, что «Конституция Казахстана, принятая в 1995 году, является по своей сути демократической, соответствует потребностям развития страны. Потенциал этого Основного Закона еще во многом не реализован. Я поддерживаю эту позицию» [12].

Не менее важными документами по реализации идей Президента является принятие Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан в 2006 году и Доктрины национального единства Казахстана в 2010 году. Так 25 июля 2006 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. Тем самым наша страна еще раз подтвердила свою приверженность демократическим ценностям. Концепция подготовлена в рамках работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан под руководством Н.Назарбаева. В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года Доктрина станет главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества [1].

3c8fe7188ed84c8d775b6325b9f34408_1_ (1)

В настоящее время Казахстан стал центром проведения крупных форумов представителей различных конфессий мира. Терпимость, толерантность по отношению к представителям других этносов, их религиозным предпочтениям являются характерной чертой казахского народа. Гармония и мир являются общими стремлениями всего религиозного сообщества. Очень важно то, что все религии учат любить друг друга, жертвовать собой во имя других. И все верующие и неверующие должны следовать этим принципам.

В современном Казахстане во многом благодаря усилиям Президента Н.Назарбаева создана именно такая модель общественного устройства, где действительно реализован принцип свободы совести, государственного невмешательства в сферу мировоззренческих, нравственных, политических и т.д. убеждений своих граждан.

Результатом успешной политики Н.Назарбаева в области религиозного согласия и терпимости можно считать прошедшие три Съезда лидеров мировых и традиционных религий в 2003, 2006 и 2009 году в Астане. Еще на Первом Съезде Лидер Казахстана призвал религиозных деятелей использовать тот огромный опыт созидания, который накоплен разными вероисповеданиями на протяжении их богатой истории. «У всех нас, — сказал Н.Назарбаев, — одна дорога к Богу. И пришло время более активного диалога между религиями»[13, С.143]. Общемировая поддержка инициативы Н.Назарбаева провести Съезд мировых и традиционно-национальных религий в Казахстане свидетельствовало о международном признании взвешенной политики страны, личных заслуг нашего президента в деле построения мира и согласия на земле. Собравшиеся в Астане религиозные деятели признали, что экстремизм, сепаратизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии и являются угрозой для человечества, и что одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является именно межрелигиозный диалог.

Успешная реализация модели межэтнического и межконфессионального согласия способствует созданию благоприятной внешней среды для развития Казахстана.Казахстан стал первым прецедентом, когда азиатская страна, в которой проживает большинство мусульманского населения, была принята в качестве председателя ОБСЕ. В этом юбилейном 2011 году Казахстан является председателем в Организации «Исламская конференция».

Именно этноконфессиональная толерантность стала точкой опоры идеи «азиатской ОБСЕ» — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Такая инициатива, которая призвана объединить почти половину населения земного шара, не могла состояться в принципе, если бы внутри страны не был бы реализован уникальный опыт согласия между этносами и культурами.

Одной из важнейших составляющих казахстанской модели государственно-конфессиональных отношений является борьба с терроризмом и всеми его проявлениями. В настоящее время угроза распространения терроризма и экстремизма, ранее рассматриваемая в качестве потенциальной, превратилась для Казахстана в реальную угрозу безопасности государства, общества и граждан. В этой связи противодействие международному терроризму и иным проявлениям экстремизма стало одним из приоритетных направлений в деле обеспечения национальной безопасности республики.

Начиная с 1998 г. в каждом своем ежегодном послании к народу Казахстана Н.А.Назарбаев настойчиво проводит мысль об опасности религиозного экстремизма и твердой уверенности в необходимости борьбы с ним совместными усилиями. «Сила власти, наши законы будут жестко бороться с любым проявлением экстремизма. Только так мы можем сохранить и развивать демократические институты» [15]. В целях пресечения распространения экстремизма и терроризма Казахстаном принимаются меры, направленные на улучшение социально-экономической ситуации: Республика Казахстан является лидером в экономических и политических реформах в Центральной Азии. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

Пристальное внимание уделяется вопросам обеспечения внутриполитической стабильности, укреплению межнационального и религиозного согласия, продолжению демократических реформ, но «никто не может усомниться в том, что любое светское государство имеет полное право строить и формировать общественные отношения и социальную жизнь на других, не конфессиональных постулатах, не ущемляя личное право гражданина на свободу совести» [15, С.80].

Под руководством Президента Н.А.Назарбаева Официальная Астана направляет большие усилия на превентивное создание сильной правовой базы для противодействия и профилактики проявлений радикализма в казахстанском обществе. Последовательно совершенствуется национальное законодательство в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. Внесен ряд изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные акты по вопросам обеспечения национальной безопасности. Одним словом, в Казахстане в настоящий момент осуществляется комплекс профилактических мер, ставящих заслон экстремистской деятельности на территории нашей страны. «Миротворчество — это не просто подавление конфликта, уничтожение агрессора или принуждение к пацифизму. Миротворчество — это целая система превентивных мер, благодаря которым конфликт становится или невозможным, или маловероятным» [15, С.96].

Взвешенная политика Главы государства, направленная на демократизацию общества, обеспечение гражданского мира и согласия между представителями различных вероисповеданий, подтверждает реальную возможность взаимопонимания и доверия между конфессиями.

В результате проделанной работы Казахстан известен всему миру своей толерантностью и межконфессиональным согласием. Деятельность многочисленных религиозных объединений, представляющих один из сегментов гражданского общества, является важным фактором укрепления межконфессионального согласия в Казахстане. Путь, который прошла наша страна за 19 лет своего независимого развития, равен столетиям. Нельзя забывать о том, что генезис демократии и ее важнейшей составляющей — гражданского общества — является процессом длительным и противоречивым. Даже в самых развитых странах он еще далек от своего завершения. Движение к миру и гармонии, формирование межнационального согласия, межконфессиональный диалог — это стратегический курс нашего государства и прежде всего – Первого Президента Н.А.Назарбаева.

Сегодня, благодаря миротворческому видению Н.А.Назарбаева, Казахстан становится единственным гарантом сохранения режима безопасности в Центральной Азии. Именно егостатус как государственного апологета мирного диалога в духе Евразийства, региональной державы-стабилизатора безопасности и лидера экономических реформ, позволяет ему играть весомую роль во всех евразийских глобальных и региональных структурах геополитического, геоэкономического и геоинформационного характера. И во многом он стал возможен благодаря деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Н.А.Назарбаева.

Список использованной литературы:

  1. Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы. Доклад Президента РК Н.Назарбаева на десятой сессии Ассамблеи народов Казахстана. 24 декабря. 2003 г. //Назарбаев Н.А. Сборник докладов на 1-10 сессиях Ассамблеи народов Казахстана (на казахском и русском языках). — Астана: Елорда, 2005.

2. Доктрина национального единства Казахстана //http://www.inform.kz/ rus/article/2263364

3. Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Юридическая литература, 2002. — 39 с.

4. За мир и согласие в нашем общем доме. Доклад на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана, Алматы, 24 марта 1995 г. //Назарбаев Н.А. Сборник докладов на 1-10 сесиях Ассамблеи народов Казахстана (на казахском и русском языках). — Астана: Елорда, 2005.

5. Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года) //Қазақстан халықтарының Ассамблеясына 10 жыл. — 10 лет Ассамблеи народов Казахстана. — Астана: Елорда, 2005.

6. Малинин Г., Нысанбаев А. Территория мира и согласия, время гармонии и ясности //Н.Назарбаев – основатель казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия /Под общ.ред. Ж.А.Алиева. — Алматы: Жеті жарғы, 2005.

7. Выступление Главы государства, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XVI сессии Ассамблеи народа Казахстана //http://www.assembly.kz/novosti-predsedatelya/item/1072-стабильность-и-согласие-это-большая-ежедневная-работа-которую-нужно-проводить-из-года-в-год-из-поколения-в-поколение-президент-рк-нназарбаев.html

8. Из выступления Н.Назарбаева на Пленарном заседании СБСЕ Хельсинки, 9 июля 1992 г. //Национальная безопасность: итоги десятилетия: Сборник документов и материалов. — Астана: Елорда, 2001.

9. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 г. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» //http://www.akorda.kz/page.php?page_id= 32&lang=1&article_id=68.

10. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. — Алматы: Өнер, 1996.

11. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, и улучшение благосостояние всех казахстанцев. — Астана: Фолиант, 2000.

12. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» //Казахстанская правда. — 2001. — 4 сентября.

13. I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Сборник материалов, выступлений и приветственных посланий (на англ., рус.иказ. языках) /Ред. коллегия Н.А.Абыкаев, Е.А.Утембаев и др. — Астана: ТОО «Дом печати «Эдельвейс», 2003.

14. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана //Казахстанская правда. — 2005. — 19 февраля. — № 39.

15. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. — Алматы: Атамұра, 2003.

К.пол.н., доц. каф. политологии

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Онучко М.Ю.

Рубрика: