АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Стальная магистраль: соединяя Европу и Азию

Вчера в Астане начал работу III Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство-1520: Центральная Азия».

В работе трехдневного бизнес-форума принимают участие более 200 делегатов из 17 стран, в том числе руководители национальных железнодорожных компаний России, Казахстана и других стран «пространства-1520», профильных органов государственного управления, а также широкого спектра компаний, осуществляющих деятельность в области железнодорожных грузовых, пассажирских перевозок и машиностроения.

Интеграционные процессы, происходящие на евразийском пространстве, предоставляют Центрально-Азиатскому региону уникальный шанс влиять на развитие экономических центров Евразии, в том числе с помощью железнодорожного транспорта.

Именно в таком контексте участники форума обсудили перспективы согласованной политики-1520 по созданию трансевразийских маршрутов, развитию контейнерного бизнеса, разработке новых конкурентоспособных транспортных продуктов и железнодорожной техники, реформе пассажирского комплекса. К слову, поясним значение цифры 1520. Официальная ширина колеи железных дорог стран СНГ, Балтии, Монголии и Финляндии составляет 1 520 мм. Данную колею еще называют широкой в сравнении с так называемой узкой, которая используется, в частности, в странах Северной Америки, Европы, Китае и имеет ширину 1 435 мм.

…На расширении сотрудничества между государствами Европы и Азии акцентировал внимание в своем выступлении на открытии бизнес-форума Премьер-Министр РК Серик Ахметов.

– Казахстан благодаря своему геополитическому положению, находясь на стыке международных транспортных коридоров, располагая развитой транспортно-коммуникационной сетью, имеет все предпосылки стать основным логистическим звеном, соединяющим Европу и Азию, – подчеркнул руководитель Правительства.

Он напомнил, что Глава государства Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание развитию транзитного потенциала, реализации масштабных инфраструктурных проектов, интеграции автомобильных и железных дорог региона в международную систему транспортных коридоров. Президент РК выдвинул идею реализации крупного проекта «Казахстан – Новый Шелковый путь», который будет способствовать становлению республики как торгового, логистического и делового хаба Центрально-Азиатского региона, транзитного моста между Европой и Азией.

В числе завершенных проектов транспортной отрасли глава Кабмина выделил строительство железнодорожных линий Жетыген – Коргас и Узень – госграница с Туркменистаном. В нынешнем году началась реализация масштабных проектов по строительству новых железных дорог Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Согласно экспертным оценкам, к 2020 году объем грузопотока через Казахстан вырастет до 35 млн., а в последующем – до 50 млн. тонн грузов.

С. Ахметов подчеркнул, что по поручению Президента РК на базе нацкомпании «Казахстан темир жолы» создается национальная транспортная логистическая компания – оператор, которая будет интегрировать железнодорожные, морские, авиа- и автоперевозки, обеспечивающие доставку грузов по принципу «от двери до двери».

Отметив, что Казахстан придает важное значение укреплению транспортных связей в Едином экономическом пространстве, глава Правительства констатировал: ведется работа по созданию объединенной транспортно-логистической компании России, Беларуси и Казахстана. Осуществление этой идеи повысит транзитный потенциал направления Азия – Европа и конкурентоспособность железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг. Правительством Казахстана одобрены механизмы развития транспортно-логистической системы республики. Последовательная реализация намеченных планов, безусловно, позволит сформировать устойчивую систему Евроазиатских транспортных коридоров.

Региональная интеграция Беларуси, России и Казахстана способствует созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных транспортных потоков на железнодорожный транспорт, приводит к устойчивой тенденции увеличения объемов перевозимых грузов в транзитном сообщении. В своем приветственном слове президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин привел цифры: по итогам 9 месяцев общий объем транзита через Россию и Казахстан увеличился более чем на 35% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, что, по оценке главы нацкомпании, является довольно высоким показателем.

Дальнейшее увеличение объемов перевозок, а также повышение качества требуют адекватного развития национальных транспортных инфраструктур. В этой части в Казахстане делается очень много. КТЖ проводит масштабную модернизацию отрасли, предпринимает шаги по расширению национальной сети железных дорог.

Идею евразийского сотрудничества продолжил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Одним из важных элементов этого сотрудничества, по его мнению, является постоянная работа над совершенствованием выработки транспортных коридоров.

– Создание единой транспортно-логистической компании, в которой участвуют Казахстан, Россия и Беларусь, на мой взгляд, является первым воплощением идеи экономической интеграции трех государств, – заметил глава РЖД. – С этой точки зрения создание транспортно-логистической компании, единой транспортно-логистической системы для железнодорожного сообщества наших государств является важнейшим элементом, который должен реализовываться в соответствии с единым сетевым графиком на основании единого бизнес-плана и бизнес-процесса.

В. Якунин сообщил на форуме, что железнодорожные компании стран – участниц Таможенного союза до конца текущего года передадут на рассмотрение национальных правительств Казахстана, России и Беларуси документы, необходимые для создания единой транспортной компании ЕЭП. Целью ее создания, по словам руководителя РЖД, является обеспечение интеграции транспортных процессов внутри Единого экономического пространства.

Рысты АЛИБЕКОВА

Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда