АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

Средний мир

Божество Чер-Су – Родина. Средний мир

О том, что земля шар европейцы узнали лишь в 16 веке, благодаря кругосветному путешествию Магеллана. До этого человечество и понятия не имело, что из себя представляет земля. У сибирских народов с глубокой древности было своё представление об устройстве мира, в котором они жили. Это представление сумело сохраниться вплоть до XX века: «По чер т?рт толу?ты?», «Писти? чер – орта чер».  (Эта земля четырёхугольная, Наша земля – срединная земля).

  — изображения Среднего Мира-Родины. (Есть и другие изображения).

«Мир, в котором живет человек, ограничивался видимым горизонтом. Эта была Родная земля, Срединная. За горизонтом существовал иной, опасный для человека мир, иная земля, с иными существами враждебными для человека. Поэтому традиционное сознание воспринимало горизонт примерно так, как мы сегодня воспринимаем государственную границу своей страны. Опасаясь вторжения этих сил были разработаны разнообразные духовные магические приёмы защиты.

Горизонт был первым рубежом защиты. Вторым – стены дома (жилья). И третьим – пояс, который носил на себе человек. Горизонт как круг олицетворял собой небесный пояс (?ур) Это место соединения Неба и Земли. Все они несли абсолютно одинаковую смысловую нагрузку суть которой — защита человека от потусторонних враждебных сил.

С появлением государств, представление о Срединном мире расширялось до границ государства.

Срединный видимый мир наиболее доступен для освоения и познания, особенно там, где человек родился и вырос. Этот маленький мир, окружающий человека, есть космос в миниатюре – чурт (гурт). Люди, живущие в среднем мире, считаются истинными людьми, поэтому они носят пояс на талии.

Средний мир имеет свой цвет К?К – сине-голубой».

 

Чер-Су (Йер-суб) — Родина.

Орта Чер — срединное место (середина), место, где равно взаимодействуют силы как верхнего, так и нижнего мира. Человек во власти этих сил, но обладает волей, а значит, сам выбирает, куда ему идти. Если человек не стремится к совершенству, не стремится подняться к Тэнгри, то он идет обратной дорогой вниз.

Светлое Божество срединного мира — Чер-Су (Земля-Вода).

Чер-Су «имеет два значения — одно как великое божество, другое — как видимый мир, в образе Родины… Божество Чер-Су тюрки представляли как полную красивую женщину.

Во власти Чер-Су находится природа и всё живое на земле. Поэтому  Чер-Су  второе наиболее почитаемое божество после Тэнгри.

Чер-Су помогает людям. Человек рождается и живет на земле. Земля — его среда обитания. После смерти Земля его поглощает.

За помощью люди обращаются к Тэнгри, а если обращаются к Чер-Су, то обязательно упоминают и Тэнгри. Если Тэнгри может упоминаться без Чер-Су, то Чер-Су без Тэнгри — никогда.

Упоминается и в орхонских рукописях

«Вверху Тэнгри тюрков и тюркская священная Йер-суб вот так сказали: «Да не исчезнет тюркский народ! Да будет народом!»

 

Общественные моления Чер-Су.

Своя, родная земля — понятие не только географическое: это пространство, воспринимаемое человеком эмоционально. Это земля его рода, отцов, здесь он родился, вырос. Вот почему эту Землю-воду, Родину, не продают, ни под каким видом не отдают и защищают. За нее умирают в бою, так как изгнанному народу на чужбине не будет ни покровительства Тэнгри, ни Чер-Су, а значит, и счастья. Счастья не будет и народу отказавшимся от Тенгри и Чер-Су. На своей земле они будут чувствовать себя чужими, гостями, будут не уверены и слабы. Так как духовная сила божеств не будет питать их.

Тело человека принадлежит Чер-Су,  оно должно быть здоровым и красивым. Ведь Чер-Су святая почитаемая Богиня, и человек обязан относиться с почтением ко всему, что принадлежит Ей, в том числе и к своему телу, совершенствуя своё физическое развитие. Поэтому почитающий Чер-Су человек укрепляет своё здоровье, и заботится о красоте Родной Земли, нравственном состоянии своего народа.

В любом деле, в любых начинаниях обращались к Чер-Су и Тенгри, чтобы они помогали и поддерживали.

Помимо общественных, существовали и ежедневные моления Чер-Су.

Тюрки были очень набожным народом, патриотичным. Государство считалось священным, богохранимым.

 

Рассмотрим на примере енисейских кыргызов.

Рунические тексты по книге И.В.Кормушина. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика текстология. Москва.: Наука, 2008 год.

 

Текст 1

12

«… Я женил своих сыновей, а дочерей я отдал без калыма» — достойный пример этого министра, сына кыргызского народа, для ныне живущих. И у него был свой духовник. Это глубоко тенгрианский обычай – иметь духовников.

 

 

Текст 2

3

 

Перевод

(1) [Это — памятник] Уз Бильге Чангшы.

(2)  …во имя его геройства, во имя его доблести

(3)  …водрузили [этот памятник]. На (все) четыре страны света…

(4)  …из своего [государства] он трижды уходил (в дальние походы) и воз­
вращался.

(5)  …жаль, воин-муж погиб со своими двумя сыновьями.

 

Здесь — не четыре стороны света, а  «На (все) четыре страны света». В качестве срединного мира здесь уже выступает страна. И божество Чер-Су является защитницей и охранительницей страны.

 

 

Текст 3

5

Государство — священное, богохранимое (тенгри ел… см.транскр.8 строку).

 

 

Изображения Среднего мира (Четырёхугольного мира), четырёхугольной страны воины наносили на оружие, чтобы их магическая сила защищала их в бою.

 

6

7 8

Колчаны монгольского времени.

(А.И.Соловьёв. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск. 2003 год.).

 

 

 

Кыргызские воины.

 

9 10

Кыргызский каганат «во время своего великодержавия занимал огромную территорию. От верховьев Амура на востоке, до восточных склонов Тянь-Шаня на западе… Кыргызский каганат объединял Приобье, Алтай, Восточный Казахстан, Тыву, Монголию и Забайкалье».

Распылив свои силы на огромной территории, каганат енисейских кыргызов погиб в борьбе с соседями. Но искусство, созданное ими, было великолепно оно «отличалось богатым и затейливым растительным орнаментом» и является культурным наследием всех тюркских народов.

11 12

 

Тайас.