параКакой смысл строить иллюзии на будущее, в том числе в вопросе «глубокой промышленной кооперации», если наши страны не могут претворить в жизнь то, о чем уже договорились.

В Екатеринбурге завершился юбилейный X Форум межрегионального сотрудничества. В ходе него был подписан «Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке», который определит будущее сотрудничество между нашими странами. Как отметил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев: «Форум в Екатеринбурге прошел успешно. Думаю, что он будет содействовать тому, чтобы наши отношения и сотрудничество послужили на благо дружеских народов». Но с другой стороны, он снова заставил задуматься о перспективах интеграции экономик наших стран, особенно в инновационной сфере.

Хотя форум проходил в уральском городе Екатеринбург, в ходе встречи двух президентов чувствовалось веяние недавней дискуссии в Минске (заседание Высшего Евразийского экономического совета). В столице Белоруссии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал интеграционные процессы на постсоветском пространстве, посетовав на то, что падает экономическая отдача, вместо этого растет политический популизм. Раздражение вызвал также торговый оборот между Казахстаном и Россией.

пара

«Сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынке между нами, используются нетарифные технические барьеры, завышены санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации и лицензированию», – отметил в конце октября президент Казахстана.

В этот раз динамику встречи решил задавать российский президент Владимир Путин, который принялся зачитывать статистические данные, которые свидетельствовали о преимуществах постсоветской интеграции для Астаны. Так, по словам лидера соседнего государства, в последнее время «со стороны Казахстана товарные потоки в Россию увеличиваются существенно быстрее, чем потоки из России в Казахстан». В 2012 году, продолжал Путин, экспорт Казахстан вырос на 20 процентов, а России – всего на 8,5, а в этом году рост составил более 20 и 13 процентов соответственно. Правда российский президент тут же отметил, что Казахстан выступает активным инвестором в экономику РФ. Как сообщил Владимир Путин, российские инвестиции в Казахстан составляют около миллиарда доллара, а из Казахстана в Россию – 1,7 млрд долларов.

«Нас это не пугает, может, наоборот, это в конечном итоге приведет к балансу интересов. Мы очень рады вас видеть, и я уверен, что у нас будет интересная, полезная, интенсивная дискуссия», – успокаивающе обобщил Путин статистику.

Что же касается трудностей проникновения на российский рынок казахстанских товаров, о чем Нурсултан Назарбаев говорил на заседании Высшего Евразийского экономического совета, Владимир Путин парировал тем, что «российские поставки в Казахстан растут гораздо медленнее, чем казахстанские – в Россию». Фактически он вывернул наизнанку сделанные ранее замечания Казахстана, естественно такая попытка встретила возражения.

«Наши данные говорят о другом! Все наоборот!» – отметил президент Казахстана.

На что Владимир Путин возразил: «Неее…. У нас цифры!». К слову, в последнее время российская сторона не устает удивлять казахстанцев. К примеру, премьер-министр В.Медведев, в ходе поездки в Астану в этом году сообщил, что в России порядка 800 тыс. граждан нашей страны живут и трудятся. Впрочем, в этот раз тоже было чему удивляться. Кроме статистики и цифр, Владимир Путин в Екатеринбурге оперировал еще термином «глубокая промышленная кооперация».

По словам российского лидера в Казахстане «Уралвагонзавод» планирует открыть новое предприятие по выпуску двигателей для подвижного состава. В свою очередь такие российские автопроизводители как «АвтоВАЗ», «Сойлерс», КамАЗ и ГАЗ намереваются построить в нашей стране автосборочные цеха и сервисные центры.

«Уверен, – сказал Путин, – что глубокая промышленная кооперация в различных отраслях придаст нашим экономическим отношениям еще больше прочности, позволит сбалансировать последствия колебаний на мировых рынках».

Конечно, Казахстан заинтересован в диверсификации собственной экономики за счет ее индустриализации. Более того, достижение такой цели Астана видит в усилении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В этом смысле «ложка», или предложение Путина о «глубокой промышленной кооперации», конечно же, пришлась к обеду. Это то, что ждет Казахстан от российских партнеров. Но по иронии судьбы, в этом году казахстанцы вспоминали о соседях, как раз поводу реализации инновационного проекта. В октябре президент подверг критике новый казахстанский авиазавод.

«В Караганде, например, завод по производству самолётов «Фермер», который с большой гордостью Серик Нигметович (премьер-министр) показывал, выпустил всего один самолёт. И то, говорят, не летает. Сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если производство не работает?», – посетовал Нурсултан Назарбаев.

В области пояснили ситуацию по заводу, который уже два года простаивает. Как оказалось, виновники россияне. После открытия и демонстрационных полетов, опытный летательный образец вернулся на родину, в Казань. А схемы и чертежи, которые оставили соседи заводчанам, оказались фиктивными. По ним нельзя собрать самолет.

пара

«Мы отправили несколько чертежей конструкторам казахстанским. Заключение одно – по таким чертежам невозможно собрать самолет. Вот даже здесь видно, что детали должны быть одинаковыми, но они совершено разные. Такой самолет долго не пролетает», – сообщил замдиректора по производству авиазавода «Сункар» Андрей Глушень.

Инцидент получил громкую огласку, но заметим, что он был не единственным в Казахстане. Еще в начале «нулевых годов», когда экономика Казахстана выбралась из кризиса, связанного с развалом СССР и единых хозяйственных связей, было достигнута договоренность об открытии в нашей стране вертолетного завода, при участии партнеров из России.

«Мы создали совместную компанию с Казанским вертолетным заводом, подписали соглашение, которое предусматривает некоторые количественные параметры и углубляет наши взаимоотношения. Речь идет о более глубоком уровне интеграции, о том, что часть техники должна собираться у нас в Казахстане», – отметил тогда премьер-министр РК Даниал Ахметов.

По словам гендиректора Казанского вертолетного завода Александра Лаврентьева, подписанное соглашение предусматривает организацию в Казахстане совместного предприятия, которое на первом этапе будет выпускать Ми-17 и «Ансаты». Оба вертолета должны были быть востребованы в Казахстане. Ми-17 – это дальнейшая модернизация вертолета Ми-8, который сегодня является рабочей лошадкой. На нем выполняются едва ли не все перевозки грузов вертолетами. Машина универсальная, хорошо зарекомендовала себя на гражданке и в оборонном ведомстве. Ми-17 должен стать продолжателем родовых традиций, с той лишь разницей, что он превосходит Ми-8. Увы, в небе Казахстана так и не появился отечественный Ми-17.

В 2003 году сообщалось о том, что Казахстан первым среди стран СНГ приобрел у России новый вертолет для нужд военных. Согласно контракту мы планировали купить 14 вертолетов. В 2009 году наша страна закупила дополнительно еще 2 вертолета Ми-17 В-5. Как говорилось в сообщении Минобороны РК: «Сегодня в аэропорт Астаны из Казани прибыли два новых многоцелевых вертолета 2009 года выпуска Ми-17 В-5, которые будут эксплуатироваться в силах воздушной обороны вооруженных сил республики». В этом году, буквально в сентябре, был заключен контракт на поставку вертолета Ми-8АМТ.

«Заключение договора на поставку вертолета Ми-8АМТ Службе спасения города Алматы – важное событие в сотрудничестве сторон, которое будет способствовать дальнейшему развитию долгосрочных отношений в области эксплуатации вертолетной техники российского производства в Республике Казахстан», – отметил гендиректор «Вертолеты России» Дмитрий Петров.

Контракты отчетливо говорят о том, что будь в Казахстане предприятие по сборке российских вертолетов, оно бы не простаивало в отличие от отдельных заводов, которые были открыты в рамках ФИИР. Крылатая техника у нас расходиться как горячие пирожки. Но, увы, приобретение подобной техники пока отвечает интересам России, т.к. позволяет соседней стране создать рабочие места и что более важно – сохранить инновационную отрасль в работоспособном состоянии.

пара

В результате складывается нехорошее впечатление, что Россия под обещаниями строительства завода пока только проталкивает свою продукцию в Казахстан. Более того, Москва может нас и дальше заверять в глубокой промышленной кооперации. Поскольку, опыт показывает, что слова, как бы они приятно не звучали для слуха, пока никого ни к чему не обязывают.

К слову, в последнее время интерес к нам стала проявлять другая авиакомпания из России, занимающаяся производством соосных вертолетов «Камов». Об этом сообщил российский президент в ходе предыдущего IX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который прошел в Павлодаре.

«Приоритетным, с точки зрения новых технологий, является машиностроение. В ближайшие годы мы планируем построить в Казахстане автомобильный завод полного цикла и заинтересованы в совместном производстве по сборке гражданских вертолетов Ка-226», – отметил Путин в сентябре 2012 года.

А не так давно было заявлено о планах сборки в Казахстане вертолетов Ка-226 для нужд МЧС. Винтокрылый аппарат является родственником Ка-36, который в годы СССР трудился на гражданке. Однако спустя год после заявления президента России, очередной вертолетный проект пока не материализовался в нашей стране. Хорошо, что в соседнем государстве иногда вспоминают о строительстве совместного предприятия в Казахстане.

«Предвидя большой спрос на вертолеты этого типа в Казахстане, холдинг «Вертолеты России» и казахстанское АО «Авиаремонтный завод № 405» подготовили проект создания совместного предприятия по производству Ка-226Т на территории республики», – сообщили в конце августа этого года в холдинге «Вертолеты России».

Авиация отдельный случай, важно, что между Россией и Казахстаном есть другие сферы сотрудничества, связанные с высокими технологиями: это Байконур, это атомная энергия и т.д. Но картина, практически, везде одинаковая. Громкие заявления, ожидания, которые пока не оправдались.

В Минске казахстанский лидер подверг критике нынешнюю интеграцию, однако, Астана не стала отказываться от пути объединения экономик наших стран, формирования общего рынка. Нурсултан Назарбаев дал понять своим партнерам, что того комплекса соглашения и документов, который уже подписан, достаточно для того, чтобы наполнить интеграцию реальным содержанием, чтобы ее эффект ощутил каждый житель России и Казахстана. Какой смысл строить иллюзии на будущее, в том числе в вопросе «глубокой промышленной кооперации», если наши страны не могут претворить в жизнь то, о чем уже договорились. Естественно, что и большого толка от «статистического» выступления Путина, в таком случае, тоже не было.

Как сказал президент Казахстана на встрече: «Мы соседи, а соседей не выбирают». Поэтому Казахстан свои долгосрочные приоритеты развития связывает с Россией. Об этом говорит подписанный «Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке». Этот документ, как сказал Нурсултан Назарбаев, «станет надёжной основой взаимовыгодного партнерства Казахстана и России в третьем тысячелетии». И очевидно, что партнерство подразумевает построение новой конкурентоспособной, «умной и зеленной» экономики, которая предопределит рост благосостояния населения наших стран в будущем.

 

 

 

Рубрика: