АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойНовости Казахстана

[:ru]«Смерть стоит того, чтобы жить». Почему память о жертвах Январских событий в Казахстане невольно рождает ассоциацию с героико-мистическими песнями легендарного Виктора Цоя?[:]

[:ru]

«Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума» (Уинстон Черчилль)

Безусловно, тема Кровавого Января 2022 г. как трагедии и точки отсчета для новой эры демократизации в истории Казахстана будет еще вдохновлять режиссеров на создание документальных и художественных фильмов. И между прочим отличным саундтреком для них могут быть выбраны именно героико-мистические песни легендарной советской рок-группы «Кино», ее солиста, культового певца на все времена Виктора Цоя. А то мы часто низводим или умаляем наше национальное самосознание и самовыражение до «мелко-насекомного», убого этнического, не понимая как вредим сами себе….

И вправду, почему в эти дни, когда мы, памятуя о «сороковинах» мусульман и христиан, мысленно молимся и провожаем души ушедших в черные январские ночи соотечественников, в наших сердцах, снах и наяву должна звучать только этническая домбра и Коран, и все должно быть  как бы  чинно-традиционно, этноориентированно,  и не может никак в  эту трагическую симфонию ворваться с небес «космический» голос «последнего героя» Виктора Цоя?! Ведь все, о чем пел «бунтующий пророк» Цой, было наполнено героикой, протестом, революционной романтикой, трагизмом, вращалось вокруг вечных вопросов смысла жизни и смерти, поиска собственной экзистенции,  неистовой жажды свободы, перемен, социальной справедливости?!

Да, еще идут 40 дней траура, мы оплакиваем все эти 227 душ, наших погибших соотечественников – независимо от того, к какой функциональной роли,  ипостаси (alter ego), типологии виктимности (жертвенности) может быть отнесен тот или иной человек, сознательно или бессознательно втянутый в воронку той жуткой зимней бойни на улицах южной столицы Казахстана. Кстати, в те дни и ночи наш город окутал непонятный плотный туман («Алматы накрыл густой туман». 5 Января 2022 10:49
 https://www.inform.kz/ru/almaty-nakryl-gustoy-tuman_a3881509). Не зря такой густой туман называют мистическим предвестником беды, а еще – вратами в иные миры. 

….Многие вещи в этом мире происходили и будут происходить независимо от нашего коллективного принятия/непринятия, чувств, эмоций, морально-педагогических нотаций, политологических или конфессиональных убеждений. Кажется, Уинстону Черчиллю приписывают фразу: «Кто в молодости не был революционером —  у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором —  у того нет ума». Конечно, и в 80-е годы Власть и Обыватели в СССР всеми фибрами души противились тому, чтобы зажглась звезда Виктора Цоя, но его необычно магнетические песни с героико-романтическим, «самурайским» духом вопреки всему стали вечными хитами, на все времена. Он создал притягательный для миллионов молодых людей мира образ дерзкого харизматичного парня, отчужденного, вечно хмурого, молчаливого, одетого всегда в черное, который бросает вызов серой рутине, официальной идеологии, обывательскому прозябанию с его неизменными понятиями «что такое хорошо и что такое плохо»,   

Неприкаянный герой Цоя – духовный и социальный аутсайдер, выходец из  темных холодных улиц, что непонятно для тех, кто в белых воротничках («кто учился в спецшколе» – из песни). «Образы войны усиливают антитезу между ним и ему подобными и теми, «для которых теорема верна». Последние согласились с предложенными или навязанными ответами и решениями и не стремятся ничего изменить. А первые ищут, не соглашаются, воюют, бунтуют, оспаривают и отстаивают, воспринимая все практически в черно-белой гамме…

…Та яростная энергия, с какой он пел «перемен требуют наши сердца!», работает на восприятие его как борца с несправедливостью…Из песен Цоя складывается собирательный образ «последнего героя», который борется за правду и обречен умереть молодым. Ведь война — «лекарство против морщин», а «жизнь только слово – есть лишь любовь и есть смерть». Возможно, сегодняшняя популярность песен Цоя у подростков совсем иной эпохи объясняется именно спецификой тем и талантом, с которым он их раскрывал// Виктор Цой: человек своей эпохи или «вечный подросток»? 

 

__________________________________________

https://www.youtube.com/watch?v=jQY2xaz6f3A&ab_channel=SuperTolmen

Текст песни Виктора Цоя «Легенда» («Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь  стоит того, чтобы ждать», написан около 1987 г.)

 

«Среди связок в горле комом теснится крик

Но настала пора, и тут уж кричи — не кричи

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть

Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон

Как смеялось небо, а потом прикусило язык

И дрожала рука у того, кто остался жив

И внезапно в вечность вдруг превратился миг

И горел погребальным костром закат

И волками смотрели звезды из облаков

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь
И как спали вповалку живые, не видя снов

А жизнь — только слово. Есть лишь любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить

А любовь стоит того, чтобы ждать…»

 

Назира Нуртазина

Altyn-Orda.kz

 

[:]