16 февраля, 2016 Комментарии к записи Серик МАЛЕЕВ. Страна Великой степи… История крушения старой советской Империи и появлении на карте мира нового государства — Республики Казахов… отключены

Серик МАЛЕЕВ. Страна Великой степи… История крушения старой советской Империи и появлении на карте мира нового государства — Республики Казахов…

RusskieГлава 17. Как я был «русским».

- Вот мы уедем, что вы без нас будете делать? Опять будете пасти своих баранов? – фраза, укоренившаяся в сознании многих наших бывших  сограждан, вначале девяностых, с обретением независимости нашей страны, покинувших в силу разных причин  Казахстан.

Ну, во-первых, любой труд  в нашей стране достоин уважения, в том числе и овцеводство.

А во-вторых, не такими уж и пропащими оказались казахи, как некоторым это представлялось в их безудержных фантазиях. Напротив, за годы независимости казахи проявили себя как высоко адаптивная нация, быстро приспосабливающаяся к происходящим в республике переменам. И это касается, в том числе, и тех сфер производства, где требуется хорошее владение техникой, в свою очередь предполагающее наличие соответствующих технических знаний и навыков. Как в наше время говорили: - Чтобы жить без мандражу, делай все по чертежу.

Из моих воспоминаний. В 1992 году я устроился в строительно-монтажное управление, где среди большого количества водил, я был единственным казахом. И вот сама история.

Мне дали старенький грузовик «Зил -130», со множеством заскорузлых болячек. Сцепление у этого чадящего аппарата не отжимало, коробка гырчала, мотор не тянул, руль проворачивался туго, аккумулятор был совсем дохлый, словом, не машина, а уникальный экспонат в разделе «Техника на рубеже фантастики» Выставки достижений народного хозяйства.

И вот я загоняю этого больного  старичка на ремонтную яму, выхожу из кабины, а мне навстречу местный слесарь, дядя Ваня. И он мне: - А ты что здесь делаешь? И дальше продолжает свой же монолог: - Тебе Ешаком управлять надо, а ты за руль садишься? – намекает он мне на мое азиатское происхождение. Так что даже я, само спокойствие, и тот не сдержался: - Да пошел ты на…, послал я этого дядю по одному всем известному адресу.

И теперь я ремонтирую машину сам, без помощи слесаря. Ставлю в кабину лебедку, снимаю в одиночку коробку передач. Тяжело, но выполнимо.  Меняю пластины феродо на сцеплении, переклепывая их, но надо поменять и лапки на самой корзине.

Делать нечего, приходиться обращаться к этому самому дяде Ване. Спрашиваю: - Есть у вас на складе лапки сцепления? Он мне: - Да, есть. А ты, что, их менять умеешь? Я не отвечаю. Изображаю из себя до глубины души оскорбленного человека. Смотрю, дядя Ваня несет эти самые лапки. Словом, я сцепление перебрал, выжимной на негроле прокипятил – существовала и такая метода в наше время, все на место поставил, коробка передач не гырчит.

Теперь выкатываю передний мост, пытаюсь выбить шкворня, их от «обильной смазки» ржой прихватило. Один шкворень вроде выбил, второй ни в какую, как я кувалдой не махал. И тут дядя Ваня мне: - Слушай, не надрывайся, в соседней автобазе пресс есть, давай мост туда отвезем.

Словом, мы и второй шкворень выдавили, но уже с дядей Ваней дружим. Я поменял одну банку на аккумуляторе, отрегулировал рулевое управление, на трамблере заменил валик и зачистил контакты, свечи заменил, карбюратор прочистил. Все хорошо, единственная беда – мотор не тянет. Я снова к дяде Ване: - Хочу двигатель перебрать. И тут наш дядя Ваня начинает материться: - Этот Паша наш, моторист е…учий, ни хрена делать не умеет. Ведь недавно только этот движок перебирали.

Словом, мы и мотор собрали по-новой. И теперь машина не хромает, а нормально едет. Даже мчится. Да и с дядей Ваней у меня отныне полный консенсус и взаимопонимание. С этой минуты я ему: - Дядя Ваня. Он мне: - Как дела, племянничек?

Все хорошо. Машина по утрам заводится с полтычка. И тут же смотришь, кто-то подбегает: - Дерни, брат,  моего «Зила» на буксире, не заводится.

А мне что, жалко? Дергаю. Нарезаю круги по базе с буксиром.

И тут уже дядя Ваня начинает орать на всю окружающую территорию: - Твоей машине три года, - кричит он на нерадивого шофера, - а его машине пятнадцать лет. И ты к нему на буксир просишься. Самому не стыдно?

А потом дядя Ваня дает свой окончательный отлуп подобным наездникам: - Е…вашу мать. На всю автобазу только двое русских, я и Серик. Остальные все чукчи.

Такая вот, понимаешь, история, о том как я был «русским». А вот и ее продолжение. Сегодня, если мне надо отремонтировать машину, я обращаюсь к своему свояку Марату. Тот дока по иномаркам. Мебель заказываю у своего зятя, который смастерит шкафы не хуже итальянских. Есть еще знакомый, татарин Дамир, костоправ, который переварил и перекрасил мой старенький «Жигуленок» так, как будто тот только что сошел с заводского конвейера. Буквально вылизал его. А еще в друзьях у меня сосед, русский Славик, к тому можно обращаться по любому вопросу, касающемуся сантехники.

Так что владение тем или иным ремеслом – это не вопрос этнической принадлежности мастера, а скорей, вопрос того, что заложено ему в голову. Знание и талант – в данном случае существительное, а все остальное  – это прилагательное.

Поэтому и все эти спесивые и высокомерные разговоры на тему: - Вот мы уедем, что вы без нас будете делать?- как доказала сама жизнь, оказались абсолютно вредны и не состоятельны.

 

Загрузка...

Комментирование закрыто.