— Люди, не помнящие своего прошлого, ценились очень дорого. Они обладали целым рядом преимуществ с хозяйственной точки зрения. Манкурт — это существо, не обремененное сознанием собственного «я», привязанное к хозяину, как собака. Его единственная потребность — пища. Он равнодушен к другим людям и никогда не помышляет о бегстве. Только манкурты, не помнящие родства, могли выдержать бесконечное безлюдье сарозеков, не тяготились одичанием, не нуждались в отдыхе и помощи, — так описывает Шынгыс Айтматов в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» состояние раба, по злой воле пришлых на его землю захватчиков ставшего манкуртом, не помнящим своего родства.

Красной нитью, при этом, в романе проходит мысль писателя, что современное ему советское общество точно таким же образом, насильно, превращает народы СССР в безвольных и покорных манкуртов. Монополия одной социалистической идеологии, в условиях, когда любая свободная мысль рассматривалась как покушение на советский строй и подрыв идеологических устоев, пропаганда советского образа жизни, с его ущербной идеей соцреализма, приводят в конечном итоге к тому, что люди отрываются от своих национальных корней, от традиций своего народа, и превращаются в корыстных и злобных обывателей, лишенных нравственных ориентиров. И об этом тоже говориться в романе Шынгыса Айтматова.

Для миллионов советских читателей роман Шынгыса Торекуловича «Буранный полустанок» явился подлинным откровением. Как и для автора этих строк. А определение «манкурт» стало нарицательным, употребляемым в отношении тех наших сограждан, кто не знает ни своего национального языка, ни своей национальной культуры, ни исторического прошлого своего народа.

И опять-таки, напомним, по легенде такие беспрекословные рабы-манкурты ценились у захватчиков жуань-жуанов очень дорого. Один шел за десять обычных.

Вспомнить все.

Впрочем, что было однозначно хорошо для советского строя, с его сообществом советских людей, вовсе не означает, что является подходящим и для Независимого Казахстана. Мы идем от обратного.

Независимому Казахстану, если он намерен усиливать свою государственность, сегодня как воздух нужны подлинные патриоты своей родины, воспитанные на любви к своему родному языку, к прошлому своего народа.

И здесь важно напомнить, что очень большую роль в формировании нашего народа сыграла земля Семиречья. Здесь находят артефакты, уводящие нас в глубокую историю кочевников. И одним из таких открытий, вызвавших целую бурю восторженных откликов в среде зарубежных и отечественных историков и археологов, стала в свое время находка Золотого воина, найденная в одном из Иссыкских курганов. Это захоронение относиться к сакскому периоду истории нашей страны. Золотой воин сегодня стал одним из узнаваемых символов суверенного Казахстана.

О нескрываемом интересе современной молодежи к прошлому нашего народа, свидетельствует народная археологическая экспедиция, участниками которой стали ученые, студенты, школьники и волонтеры из Казахстана, России, Украины, Венгрии, Италии, посвященная памяти первооткрывателя Золотого воина казахстанского археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова.

По словам казахстанского ученого, доктора исторических наук Кемаля Акишева, для Казахстана находка Золотого воина бесценна, и может сравниваться только с открытием гробницы Тутатхамона для Египта. 

 

Каялык

Особый интерес для археологов сегодня представляют найденные в Семиречье останки городов Каялык, Алматы, Карамерген и Талхиз (Талгар), включенные в 2014 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этот край обживался на протяжении многих тысячелетий, и всегда в нем в мирные годы процветала торговля. О чем свидетельствуют раскопки средневекового города Каялык, расположенного в ста девяноста километрах от современного Талдыкоргана. Здесь найдены руины средневековой бани-хаммам, развалины будийского храма, христианского монастыря и исламских мечетей. Что свидетельствует как о веротерпимости жителей города, так и о его большом значении для торговых караванов с иноземными купцами, следовавших тысячи лет назад по этим местам Великого Шелкового пути.

По словам академика Карла Байпакова:  — Каялык был ­настоящим Вавилоном на Шелковом пути, потому как более веротерпимого и интернационального города на территории древнего Казахстана не находили. Город, обнесенный крепостной стеной, являлся важным политическим, торговым и религиозным цент­ром. Имелся свой монетный двор, в котором чеканили серебряные и медные деньги.-

Подтверждением этой гипотезы служат найденные здесь изделия из китайского фарфора и нефрита, сирийского стекла, самаркандских и персидских тканей.

Город Каялык посетил в свое время известный французский монах и путешественник Гийом де Рубрук, описавший его, как оживленное место, благодатное для иноземных купцов, в котором кипит, не переставая, торговля.

Тальхиз — Талгар

Это еще один средневековый город, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположенный в двадцати пяти километрах от современного Алматы Талгар в полной мере раскрывает тайны жизни его средневековых горожан. Как показывают результаты археологических раскопок, в XI веке жители этого города вели оседло-кочевой образ жизни. Об этом свидетельствуют остатки юрт, найденные посреди жилых дворов и большие помещения для скота, внутри которых жители Талгара содержали лошадей, коров и баранов.

Весной и летом, по предложениям ученых, многие жители средневекового Талгара уходили выпасать свой скот на джайляу, чтобы к осени вернуться в город, где они жили в саманных домах из двух-трех комнат. В центре одной из них находилась тандырная печь, которая одновременно служила и для обогрева помещения, и для готовки еды. В подвалах подсобных помещений хранилось зерно для выпечки хлеба.

Таким образом, исторические артефакты, найденные в средневековом Талгаре, напрочь отвергают версию о якобы исключительно кочевой цивилизации казахов, подчеркивая ее оседло-кочевой характер, сложившийся к XI веку в Семиречье.

Алматы

В прошлом году Алматы отметил тысячелетия со дня своего основания, ставшего праздником для всех жителей Жетысу. Это было средневековое городище, по своему устройству похожее на соседний Талгар. Правитель ее чеканил собственные монеты, что по тем временам являлось признаком богатства и суверенитета города. В Алматы проживали ремесленники, купцы, скотоводы и земледельцы. При этом в отличие от современных горожан, средневековые алматинцы предпочитали проживать кварталами родственников, в десять, пятнадцать домов. В лучшие свои годы Алматы даже был региональной столицей, куда помимо Семиречья входили еще ряд южных регионов нашей страны. Всего же в средневековой Алматы, по предположениям археологов проживало от десяти до двенадцати тысяч горожан.

И здесь же говоря о городской культуре, формировавшейся на землях Жетысу, мы приводим мнение академика Карла Байпакова, полагающего не без веских на то оснований, что: «Традиции городской жизни (на территории современного Семиречья) восходят к эпохе саков и усуней. То есть уже две тысячи лет назад пошел процесс урбанизации, формирования и развития города. И пик этой урбанизации — возникновение Алматы. Это был период, который называется «мусульманским ренессансом», это время Бируни, Авиценны, Фараби. В то время бурно развивалась культура и наука в восточных мусульманских странах. В это же время формировалась и культура города Алматы», — считает ученый с мировым именем.

 

Наши дни.

Только в одной Алматинской области сегодня реализуется 308 культурно-исторических проектов, среди которых создание музея истории под открытым небом.

Как рассказывает о проделанной работе аким Алматинской области Амандык Баталов: «В декабре прошлого года мы открыли в городе Талдыкоргане специализированный центр «Рухани жангыру». Сейчас в этом здании работают специалисты проектного офиса. Весомый вклад в реализацию программы вносят меценаты и предприниматели региона. Одними из важнейших культурных проектов, реализуемых в рамках программы, стал историко-культурный центр Первого Президента — Лидера нации «Атамекен», музей «Батыр бабалар» в Карасайском районе», — проинформировал журналистов аким области в ходе прошедшего брифинга в Службе центральных коммуникаций в Нур-Султане.

И здесь же можно сказать безо всякого преувеличения, что сегодня в Алматинской области, землях джалаиров и найман, героев романа Шынгыса Айтматова «Буранный полустанок», в рамках государственной программы «Рухани жангыру» уделяется огромное внимание патриотическому воспитанию молодежи, на основе изучения прошлой истории нашего народа. Организуются экскурсии студентов, школьников и волонтеров по сакральным местам Семиречья. Восстанавливаются и реконструируются исторические памятники прошлого. Проводятся занятия по изучению сакральной географии и истории региона.

Один пример из ряда многих. В Жетысуйском государственном университете имени Ильяса Жансугурова в учебный план вводятся новые для студентов дисциплины. Среди них: «История Жетысу», «Историческое краеведение» и «Исторический туризм».

И именно так, через просвещение, науку и любовь к своей земле, сегодня в Алматинской области борются с болезнью исторического забвения — манкуртизмом, поразившим когда-то наш народ наподобие чумы.

Полагаю, был бы жив сегодня Шынгыс Торегулович, он бы мог за нас порадоваться.

Новости Казахстана. Алтынорда

 

 

 

 

 

 

Рубрика: