10 ноября, 2016 Комментарии к записи Серик МАЛЕЕВ. Переименование населенных пунктов и государственная идеология. отключены

Серик МАЛЕЕВ. Переименование населенных пунктов и государственная идеология.

bez-nazvaniya

 

 

 

 

 

По поводу переименования населенных пунктов в Казахстане ломается немало копий. Причем противники переименования, как правило, сводят свои возражения к теме денег. Вернее, их недостатка. Тогда как здесь деньги вообще роли не играют и не имеют значения. А значение имеет... сама жизнь.

Переименование населенных пунктов и улиц – в принципе, нормальная практика со стороны любого государства, когда во главу угла ставится идеология. И здесь вопрос о деньгах вообще не стоит. Если было иначе, мы бы до сих пор жили в городе Верном, на улице, носящей имя императора Николая I, или, может, II.

Тогда как уже к тысяча девятьсот двадцатому году, сразу после окончания Гражданской войны, большевики практически решили вопрос с переименованием населенных пунктов, так или иначе связанных с атрибутами самодержавия. Переименовывалось все. Города, улицы, проспекты. И там, где раньше были улицы Екатерининские и Елизаветинские появлялись повсеместно свои Карлы Марксы с Фридрихами Энгельсами.  

По всей стране шел повсеместный снос памятников российских самодержцев и царских генералов, начиная от Екатерины II и заканчивая Александром Ш. А вместо них возводились на постамент Зиновьевы, Свердловы и Троцкие. Правда, потом всяких этих Троцких с Зиновьевыми тоже с пьедесталов шурнули, как, впрочем, и шурнули затем и их главного шнурователя Сталина, но это уже было потом.  

И это несмотря на вопиющую бедность тогдашней России и голод в Поволжье.

Казалось бы, Советская Россия только вышла из войны, всюду царит разруха, а большевики царские памятники сносят и улицы переименовывают. Вроде, не тем занимаются.

Тогда как на самом деле, большевики были весьма дальновидны, и занимались сразу после окончания Гражданской войны именно первостепенными и неотложными задачами. В число которых входила и смена названий улиц и населенных пунктов, не соответствующих идеологии молодого социалистического государства. Причем идеологическую цензуру проходила не только ономастика, но и художественная и документальная литература, а равно и поэзия, не вписывающаяся по тем или иным причинам в жесткие советские идеологические клише. Книги сжигались и уничтожались, а имена многих писателей и поэтов попадали под запрет.

Что же касается современного Казахстана, то политика нашего государства в этом плане намного осторожней и сдержанней. И хотя социалистическая идеология сменилась на идеологию независимого государства, но советская символика все еще имеет место. Мы по-прежнему отмечаем 1 Мая, разве что поменяв название праздника с Дня Международной Солидарности Трудящихся на День Единства Народа Казахстана, отмечаем 8 Марта – праздник, придуманный немецкими социал-демократками, даже 23 февраля – День Советской Армии, и тот отмечаем. Мы все еще оглядываемся на мнение наших стариков – ветеранов, многие из которых так и не расстались с партбилетами.

Однако смена идеологии, как и смена названий населенных пунктов, при этом все равно имеют место.

Так Казахстан постепенно выходит из старой советской шинели, переодеваясь в нормальную цивильную одежду.

 

Алтынорда

 


Комментирование закрыто.

2025d523818cd5cb