На сайте «Central Asia Monitor» сегодня, 8 октября, опубликована большая статья – опрос под заголовком «Нужна ли Казахстану деколонизация? Если да, то какая»? В числе опрашиваемых был и ваш покорный слуга.

И здесь, для читателей «Алтын Орды» я хочу озвучить свои ответы на те вопросы, которые мне задал журналист Кенже Татиля в ходе данного опроса.

Полагаю, и читателям «Алтын Орды» это будет интересно:

— Очень часто, особенно из уст национал-патриотов, можно услышать, что Казахстан так и не прошел деколонизацию (либо прошел не полностью). А некоторые даже говорят, что она по-настоящему и не начиналась.

— Я бы сказал, прошел не полностью, но проходит. В одной из своих статей «Пережили Советский Союз, победим и эту заразу», в ее первой части я рассказывал, что по состоянию на начало восьмидесятых годов казахи, как нация, в своем большинстве были манкуртизированы. А людей, сохранявших здравый рассудок и критическое мышление, такое большинство населения воспринимало, как сумасшедших, или, по меньшей мере, антисоветчиков.

И это не удивительно, если вспомнить какой информационный пресс висел над головами советских граждан. Мы все были жертвами советской пропаганды, тогда как альтернативных источников информации в СССР попросту не существовало. Поэтому, перестройка сознания, коренная его ломка – это объективный процесс, требующий времени. 

Посмотрите Верховный Совет Казахстана начала девяностых, ведь и там было полно своих манкуртов и предателей национальных интересов казахов.

Причем между ними и казахскими патриотами борьба не прекращалась ни на минуту. Мне и самому довелось принять участие в этой борьбе. И я скажу, что на начальных ее этапах перевес был далеко не на стороне казахских национал – патриотов. Даже наоборот. В русскоязычных СМИ мы чаще всего выступали в меньшинстве. Я бы даже сказал, в тотальном меньшинстве.

Да и на сегодня ситуация далеко не однозначная. И здесь надо особо выделить хорошую работу российских средств массовой информации, вещающих на нашу казахстанскую аудиторию. Их особый талант по замбированию масс.

Поэтому я бы не стал говорить о том, что Казахстан прошел свой этап деколонизации. Но подвижки есть. И подвижки эти серьезные. 

 

— Что под этим подразумевается? Какие конкретно процессы – политические, экономические, ментальные – имеются в виду?

— Если перечислять конкретные процессы деколонизации, то здесь не хватит места. Поэтому, предлагаю остановиться на духовной составляющей. Давай на этом сконцентрируем свое внимание. Потому, как самой главной для нас является духовная составляющая. А остальное уже, политика и экономика – это надстройки, возникающие на духовном базисе. Как это трактуют нам современные философы.

— Ну хорошо, тогда дополним вопрос. Нуждается ли современный Казахстан в деколонизации? Что она изменит? Кто ее должен осуществлять? Что она даст стране и обществу?

Безусловно, нуждается. Причем в деколонизации полной. В деколонизации, прежде всего, духовной. Ведь чем занимается сегодня российская пропаганда? Она пытается внушить казахам, впрочем, как и украинцам, грузинам, татарам, башкирам, etsнекий комплекс не полноценности, выставляя наши народы в роли эдаких духовных и умственных инвалидов, ни на что не способных без помощи «братского» русского народа.  

Но вот что дала нам такая «братская помощь»? Я сейчас выскажу крамольные мысли, которые кое-кому не понравятся.

Но между тем, эта правда, основанная на фактах. В книге рекордов Гиннесса говориться, что за период с 1917 по 1953 года в СССР через систему Гулаг прошло 66 миллионов 700 тысяч советских граждан. И этот рекорд не побит еще ни одной страной мира. Практически каждый четвертый советских гражданин в те годы отбыл свой срок в заключении.

А затем эти зэка выходили на свободу, и несли свое лагерное мировоззрение, основанное на воровских понятиях, в массы.

И это была ущербная, воровская идеология, в основе которой лежит крайне опасный догмат: человек человеку — волк.

А, следовательно, воровство – это не грех, работа – для идиотов и фраеров, а государство – это твой злейший враг. Так излагает идеология уголовного элемента свои основные постулаты.

И вот эта воровская идеология к началу семидесятых годов прошлого столетия стала довлеющей в СССР, заменив собой установки дискредитировавшей себя в глазах народа идеологии коммунистической. В том числе и в советском Казахстане, который, в ходе сталинских репрессий и последовавшей затем целинной хрущевской эпопеи, превратился в некую конечную станцию по приему зэка со всех концов необъятного Советского Союза.

И что мы, казахи, как нация, получили в итоге от такой колонизации и таких воровских понятий? Сломанное национальное сознание, пьянство, наркоманию, проституцию, бандитизм, тотальную коррупцию, и воровство.

Причем, можно сказать безо всякого стеснения, ничуть не погреша против правды, что в Советском Союзе крали все, начиная от рабочих и кончая директорами заводов, от заведующих ресторанов до грузчиков ликеро – водочных магазинов.

Поэтому утверждать, что тотальная, очищающая умы, деколонизация не нужна, это все равно, что пытаться выстрелить себе в голову. Раз другие лекарства не помогают.

 Тогда как полная деколонизация Казахстана должна, прежде всего, сказаться на росте самосознания казахского народа. На понимании того, что казахи – это не нация воров и каких-то там биндюжников, а нация с древней великой историей, и сильными культурными кодами.

Не устаю об этом говорить, и повторяю вновь и вновь: свободным казахам, с освобожденным, раскрепощенным сознанием, под силу любые задачи.

И в данном случае феномен наших талантливых исполнителей: Димаша Кудайбергена, Данелии Тулешевой, Ержана Максима – это даже не феномен, а тот уровень профессионализма, на который казахская нация должна выходить в перспективе во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Тот же футбол. Посмотрите. Казахстанский футбольный клуб «Кайрат» сделал ставку на свою футбольную детскую и юношескую школу, на местные таланты, тогда как клуб «Астана» ориентируется на пришлых легионеров – наемников. И вот вам последний счет в их очной встрече. 3:0. «Кайрат» буквально уделал «Астану». Как если бы против астанинских футболистов играла высокоскоростная аргентинская сборная. Значит, и в футбол мы можем играть, если будем делать ставку на свои таланты, а не на списанных зарубежных легионеров. И так во всем. Мы сами еще не до конца понимаем, насколько мы – казахи, как нация, умны, сильны, гениальны и талантливы.

Но со временем это понимание придет.

C полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте «Central Asia Monitor»

 

Рубрика: ,