В отличии от представителей казахстанского МВД, спешащих отрапортовать наверх, что конфликт в Кордае исчерпан, я бы не стал строить таких оптимистичных выводов и радужных иллюзий. Конфликт далеко не исчерпан. И его корни просто так не вырвешь.

Предлагаю рассмотреть ситуацию в масштабе страны.

Что мы имеем:

  1. Дунгане не пьющая этническая группа, населяющая юг нашей страны.
  2. Они мусульмане, и твердо придерживаются своей веры.
  3. У них нет проблем с рождаемостью.
  4. Дунгане — хорошие земледельцы и бизнесмены.
  5. Дунгане — сплоченная этническая группа.
  6. Дунганская этническая группа постепенно расширяется. И расширяет зону своих экономических интересов в районе Кордая.

А теперь посмотрим, что происходит с казахами, проживающими в том же Кордае.

  1. Казахи в своем большинстве не пьют.
  2. Казахи –мусульмане, придерживающиеся канонов ислама.
  3. У казахов, как и у дунган, нет проблем с рождаемостью.
  4. Казахи юга нашей страны ни в чем не уступают дунганам в сфере земледелия и ведения бизнеса.
  5. Казахи, что бы не говорили, консолидированная нация.
  6. Казахи растут численно. И так же расширяют зону своих экономических интересов в Кордае.

 

А Кордай – это граница Казахстана с Кыргызстаном. Здесь проходят большие денежные потоки. В том числе, выручка от контрабанды и торговли.

То есть, налицо конфликт экономических интересов со стороны титульной нации – казахов, и этнической группы дунган. Когда пассионарность дунганской этнической группы сталкивается с еще большей пассионарностью казахов.  

И тогда возникает не понимание. А где имеет место не понимание, обиды, там неизбежно зарождается идеология. В случае с дунганами идеология националистическая, антиказахская и антигосударственная. Начинаются разговоры о том, что вот, дескать, эти казахи все захватили, они не правильные, эта страна не справедливая. Что у дунган в таком государстве нет будущего. А отсюда уже и до полноценного конфликта недалеко.

Причем эта антиказахская и антигосударственная идеология вначале могла быть идеологией одиночек. Пока она, не встречая должного сопротивления в условиях идеологического вакуума, не стала идеологией дунганского большинства Казахстана.

Вот с чем мы имеем дело. Вот где лежит глубинная причина межнационального столкновения дунган и казахов в Кордае.

Выходит, вовсе не случайно, что конфликт начали именно дунгане. Ясно, что антиказахские настроения в их среде подогревались уже давно. А представители Ассамблеи Народа Казахстана от этой этнической группы не имеют никакого влияния в среде своих соплеменников.

Как видим, танцами и исполнением национальных песен, проблему эту не решить.

Но если земли на юге Казахстана мало, (а ведь это еще и безработица среди молодежи), а рождаемость, как у дунган, так и у казахов, остается высокой, то стоит ли вслед за высокими чинами из МВД заявлять, что конфликт погашен, и причин для беспокойства населения нет?

Я бы так утверждать не стал.

Проблему перенаселенности юга нашей страны одними полицейскими мерами не решить. Причем, казахи всегда с симпатией относились, как к дунганам, так и к другим представителям этнических групп Казахстана.

Но вот ведь вопрос на миллион. Почему для членов Ассамблеи Народа Казахстана есть квота в Парламенте Казахстана, позволяющая им проходить в Верховный Законодательный орган страны без прямых выборов, на не демократической основе, но нет квоты на переселение своих соплеменников на малолюдный север нашей страны?

Ведь только так мы можем разрешить ситуацию, и с безработицей на юге Казахстана, и с конфликтом экономических интересов казахов и дунган.

Причем, мы понимаем, что у тех же дунган Кордая нет большого выбора. Назад в Китай, откуда они бежали 130 лет тому назад, им путь заказан. Китаю перебежчики не нужны. Не могут они вернуться и в Киргизию, откуда бежали на Кордай, спасаясь от погромов, в 2006 году.

Но есть малозаселенный север Казахстана, где работа и жилье найдется для всех. И для казахов, и для дунган, и для представителей других этнических групп Казахстана.

И вот здесь уже поле не паханное для той же нашей Ассамблеи Народа Казахстана. Пускай заполняют свои квоты на перенаселение трудоспособной молодежи на север Казахстана. Пускай берут запустевшие после оттока русского населения пашни под земледелие, вселяются в новые дома, выделяемые по госпрограмме, решают проблемы безработицы среди своей молодежи, работают на благосостояние страны.

Что же касается президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, то ему, я полагаю, следует быть очень осторожным в оценке причин межнационального столкновения в Кордае. Чтоб не настроить против себя большинство казахстанских избирателей. И здесь ему понадобиться весь его дипломатический талант.

Новости Казахстана. Алтынорда.  

 

 

 

Рубрика: