АЛТЫНОРДА
Блог Серика МалееваНовости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Люблю Астану![:]

[:ru]

«Люблю Астану», – готов признаться я, коренной алматинец

Хотя это была любовь не с первого взгляда. В первый мой постсоветский приезд в этот город Астана показалась мне провинциальной простушкой, по недоразумению накинувшей на себя столичный наряд. Она тогда даже «девичью фамилию» не сменила, все еще оставаясь Акмолой.

С той поры прошло двадцать лет. Было время, когда я в Астану ездил часто, чуть ли не еженедельно, как на свидание к любимой девушке. И я видел перемены, происходящие с ней. Астана с каждым годом расцветала, хорошела, и вот теперь в нее невозможно не влюбиться.
Поражает воображение архитектурный комплекс зданий, построенных к «ЭКСПО-2017». Просто мечта, воплощенная в стекле и бетоне. А шар – сфера в центре всего этого великолепия – так и вовсе полный улет. Ощущение, что среди степей Казахстана приземлился космический корабль пришельцев с других планет.
Причем меняется в лучшую сторону с годами не только Астана, но и весь Казахстан.
Здесь отдельная тема, как я, где-то в душе чувствуя себя Алисой в Стране чудес, стал посетителем выставки «ЭКСПО-2017». Настолько это все было необычно, настолько похоже на сон и сказку. Особенно для меня, человека из прошлого, еще заставшего утопающие в грязи и снегах неустроенные «хрущевки» Целинограда, своим безобразным видом готовые повергнуть в анафилактический шок даже самого непритязательного наблюдателя-иностранца.
Вот как это было. Из Алматы в Астану меня повез поезд «Тальго», в сцепке из вагонов казахстанской сборки. Новые вагоны, чистое купе, внимательные и вежливые проводники, кондиционер в салоне – что еще нужно для хорошего время препровождения в дороге? Да еще если под рукой любимая книга.
Замечу, что тянул наш состав локомотив Т33-А. И он был тоже собран у нас в стране. Даже рельсы и бетонные шпалы, по которым мчался в ту ночь наш скорый поезд, – все это было отлито и произведено у нас в республике. Что называется – импортозамещение.
Утром следующего дня поезд привез нас в Астану на новый вокзал «Нұрлы жол». Здесь тоже было чему удивляться бывшему «совку».
Ну, во-первых, вокзал располагается не сбоку от железнодорожных путей, к чему мы привыкли по старым советским временам, а над самой железной дорогой. Как где-нибудь в Париже или Лондоне. Поэтому пассажиру нет нужды с чемоданами тащиться в какую-то даль. Стоит только ему выйти из вагона, как он уже на вокзале.
А во-вторых, нет привычных взгляду лестниц. Кругом эскалаторы. Эскалаторы, поднимающие пассажиров вверх, эскалаторы опускающие их вниз. Все комфортно и удобно. И все просто супер. Как будто ты уже в отдаленном будущем в качестве главного героя фантастического фильма.
На втором этаже футуристического вокзала «Нұрлы жол» расположился зал ожидания, на третьем – кафе, бары, рестораны, гостиница, магазины. Словом, все для человека, все во имя человека. Как это во все века делали на Западе и к чему мы только сейчас, в последние двадцать лет, приходим.
И вот еще что вызвало мой восторг (говорю об этом безо всякого преувеличения), так это автомобильный пандус, по которому новенькие автобусы казахстанской сборки и новые такси, собранные опять-таки на отечественных автомобильных конвейерах, подкатывают прямо ко второму этажу «Нұрлы жол».
И все это, конечно же, классно. Вы неспешной походкой дефилируете через зал ожидания, и вот уже перед вами автоматически открываются двери, а там, всего в пяти шагах, вас ждет автобус, такой весь из себя длинный, зеленый и кондиционированный. Как крокодил в жаркую погоду. Представили?
В общем, я для себя отметил, что не в часы пик по Астане лучше всего передвигаться на автобусах. Во-первых, они практически все новые, а во-вторых, все до одного снабжены кондиционерами. Причем водители строго соблюдают график движения, а не устраивают на дорогах ралли, как это любят делать их алматинские коллеги.
Поэтому Астану с ее широкими проспектами улиц, с ее уютными скверами, новостройками и дисциплинированными водителями городского транспорта вполне можно считать городом с евростандартами.
Что касается самой выставки «ЭКСПО-2017», только сегодня, по прошествии определенного времени с ее посещения, я начинаю понимать, почему к выставочным кассам выстраивались в те летние жаркие дни такие длинные очереди. Один американец, стоявший рядом со мной в тесной толкучке к кассам, пошутил тогда, сказав: «Я думал, что большие очереди – это пережиток СССР, а нет, оказывается и в независимом Казахстане не отказываются от старых традиций стояния в очередях».
И лишь сейчас я понимаю, что очереди эти к кассам были связаны с неожиданным даже для самих организаторов выставки интересом к «ЭКСПО-2017» со стороны мирового туристического сообщества. Казахстанская сторона рассчитывала на приезд двух миллионов иностранных и внутренних туристов в нашу страну, а приехало в Астану свыше четырех миллионов гостей. Такая вот арифметика с географией.
И хотя я понимаю, что, подытоживая сказанное, принято приводить цифры чего и сколько было построено в Астане за последние двадцать лет, я все же не хочу обращать свой взгляд в недавнее прошлое, копаясь в сметах строительных компаний.
Я хочу сказать о будущем. Я полагаю, что с открытием здесь Международного финансового центра, куда будут стекаться деньги со всего мира, положение Астаны на мировой политической карте еще более упрочится. Может быть, и в десятки раз.
Поэтому, поздравляя астанчан с предстоящей датой – двадцатилетием столицы, я хочу пожелать этому городу, как и всему народу Казахстана, всего самого наилучшего. Счастья всем нам и процветания.

Серик МАЛЕЕВ, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы 

[:]