АЛТЫНОРДА
Народ в потоке истории

Серик МАЛЕЕВ. Казахская государственность. Прошлое. Настоящее. Будущее.

серикДаже не знаю, когда бы выпала следующая оказия — посетить Кокшетау, если бы не приглашение по линии Министерства Культуры и информации — побывать на праздновании трехсотлетия Аблайхана. И вот здесь хотелось бы рассказать о личных впечатлениях и мыслях, связанных с этой священной для каждого казаха исторической личностью. Ведь если б не было Аблайхана, то вполне вероятно, что не существовало бы сегодня и казахского государства.

Де жа вю

Но вначале о самой поездке, и связанных с ней впечатлениях. Нас, группу журналистов, разместили в санатории Зеренды, что расположен в пятидесяти километрах от самого Кокшетау. За нами закрепили сопровождающих, выделили машины. Прекрасный обслуживающий персонал, отличная организация мероприятия, все это говорило о том, что представители местной исполнительной власти позаботились не на словах, а на деле, чтобы гости праздника чувствовали себя комфортно. Правда, где разместили других приглашенных: ученых – историков, иностранцев и представителей госструктур, я как-то для себя не выяснял, и выяснить не пытался. Оказался целиком занят собой и своими собственными воспоминаниями.  Асфальтовая дорога, проложенная через густой лес, а по двум ее сторонам густо растущие высокие сосны санатория Зеренды напомнили мне Мариенбургский полигон в Германии, где я когда-то служил восемнадцатилетним пареньком. Я как будто снова попал в свои юные годы. Услужливая память, на фоне этих высоких сосен, этого чистого лесного воздуха, напоенного ароматом трав, и этой дороги, идущей через лес, оживляла сюжеты той далекой поры, когда я еще был молодым. Так что де жа вю приключилось со мной полнейшее, выключившее меня на довольно продолжительное время из суматохи дня сегодняшнего. Я не пытался ознакомиться с программой мероприятия, не старался отыскать пресс-релизы, что просто обязан был сделать в силу своих профессиональных обязанностей и давней заведенной привычке, а просто шатался по лесу, предаваясь воспоминаниям юности, и убивая драгоценное время. Так для меня лично прошел вечер первого дня накануне празднования 300 – летия Аблайхана.

 зеренды

Никакого СССР нам не надо….

Полагаю, если бы хан Аблай ожил, он бы мог порадоваться за нас, ныне живущих. Хотя многое ему и не понравилось бы. Не понравилось бы, например, что некоторые казахи отошли от веры своих предков, и поклоняются чужим богам. Не понравились бы казахи – салафиты, казахи – католики, иеговисты, буддисты, кришнаиты. Не понравились бы алкоголики, шатающиеся по улицам наших городов и поселков, огорчили бы наркоманы. Но в целом, я думаю, позитива он увидел бы больше, чем негатива. Аблайхан, практически всю свою жизнь боровшийся за объединение казахских жузов, узрел бы единый казахский народ, объединенный одной благородной целью – сделать свою родину процветающей. Он бы услышал из уст простых людей новую поговорку, полностью сообразующуюся с его представлениями о счастье народа: «Жүзге бөлгеннің жағы қарыссын» (Пусть отнимется язык у того, кто делит казахов на жузы — ред).

Так и не сумевшему освободить казахское ханство от подданства России, хану Аблаю была приятно узнать, что отныне его земля независима. И что у казахов есть своя прекрасно вооруженная армия, способная обеспечить защиту отчизны.

Радужные перспективы молодого казахского государства, делающего ставку на образование, здравоохранение, привлечение в страну современных технологий, думаю, также не разочаровали бы хана Аблая.

Аблай всю свою жизнь боролся за сохранения самой казахской государственности. Тогда как сегодня казахи ставят перед собой задачу по вхождению Казахии в круг наиболее развитых государств планеты. Дистанция пройдена огромная. И, это то, чего нация смогла добиться всего за двадцать с не большим лет независимости нашей молодой республики. И мы будем жить еще лучше.

Так что никакого нового СССР, ракового образования на теле человечества, что пытаются навязать нам некоторые наши фальшивые «друзья — доброхоты», с его массовыми репрессиями и кровавым геноцидом малых народов, нам больше не надо. Жить в обновленной тюрьме народов свободолюбивые и здравомыслящие казахи уже не хотят. И не будут! Ин-шал-ла!

независимость

 

О недальновидности отдельных отечественных историков

В начале июня этого года по поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева государственный секретарь Марат Тажин провел совещание, посвященное вопросам возрождения национальной истории.

С тех пор и до самого дня празднования 300 – летия хана Аблая была проделана титаническая работа. Нашими учеными – историками были собраны за рубежом первоисточники, повествующие о жизни кочевников — степняков на протяжении многих столетий. Найдена переписка Аблай-хана с китайским императором.  На телеканалах «Казахстан», «Хабар» подготовлены документальные фильмы, посвященные жизни и подвигам древних насельников этих мест. Так, на канале «Казахстан» практически готовы к запуску фильмы «Саки», «Гунны», «Уйсуни».  Проведена инвентаризация всех исторических памятников на территории страны. Готовится к переизданию восьмитомное собрание сочинений Шокана Валиханова. Опубликовано огромное множество статей и научных работ на историческую тему.

Что проявило сразу две тенденции, характерные для нашего современного общества. Казахи хотят знать свою историю. И казахи с огромным интересом знакомятся с ранее неизвестными документами и артефактами, имеющими самое прямое отношение к прошлому нашего народа. Степные кочевые племена, как выясняется сегодня, во многом формировали политический и этнический ландшафт современной Евразии. Наши предки создавали величайшие империи древности, от берегов Тихого океана и до побережья Дуная.

Правда и в таком благородном деле не обошлось без ложки дегтя, способной испортить целую бочку меда. Находятся среди современных казахских историков и такие, кто не прочь спекулировать на теме внутриказахских племенных разборок, которые тоже имели места во времена оные. Можно подумать, что у других народов в этом плане все обстояло благополучно?!

И тут же можно, к слову, вспомнить Ивана Грозного, со своей опричниной. По сути развязавшего гражданскую войну в собственной стране, и поубивавшего сотни тысяч ни в чем не повинных русских людей.

Однако российские историки не делают акцента на этом факте, предпочитая рассказывать о других сторонах деятельности русского царя, направленных на укрепление государства российского.

Полагаю, так и наши отечественные историки, в работе над каноническим учебником истории должны руководствоваться фактами, направленными на подчеркивание единства казахских племен, а не на их раскол. Иначе по своей собственной недальновидности мы можем зайти очень далеко. Ведь сказано не мной: «История наша многоцветная, но её сегодняшние толкователи цветов явно не заслужили».

независимость.jpgл

 

Праздник по-казахски

300 – летие со дня рождения хана Аблая праздновалось в самом Кокшетау на протяжении двух дней. В первый день были возложены цветы к памятнику Аблайхану и проведена под началом Марата Тажина научно-практическая конференция. На второй день прошли конные состязания и спортивные мероприятия. Словом, все было организовано с размахом, и все в духе добрых казахских традиций.  Один приятный нюанс – все доклады на научно-практической конференции, и в том числе приветственная речь государственного секретаря, были на казахском языке, не считая доклада ученой американки, фамилии которой я не запомнил. Как собственно не понял я и самой сути ее выступления, поскольку беглым английским не владею.

Впрочем, не я один оказался в этот день такой непонимающий, судя по враз заскучавшим лицам собравшихся в зале, вынужденных слушать доклад на каком-то тарабарском языке. Как бы выразился некий среднестатический великорусский шовинист, для которого все языки, кроме русского, по определению являются тарабарскими.  Ну, да и бог с ней, с этой милой американкой. Ведь и без того понятно, что ничего плохого она казахскому народу пожелать не могла.

А вот что было интересно, так это дискуссия, развернувшаяся уже потом, в кулуарах конференции. Когда затеялся спор – где следовало проводить празднование 300 – летия Аблайхана, в Кокшетау, или в столице нашей родины – славном городе Астане.

В итоге победили сторонники главного редактора газеты «Алаш Айнасы» Серика Жанболата, высказавшего мысль, что негоже все большие праздники тащить обязательно в Астану. Чтобы не вызывать справедливых нареканий у земляков великих людей.

И что еще существенней, не мешает вспомнить, что на проведение подобных торжественных мероприятий из республиканского бюджета областным и районным центрам выделяются большие финансовые средства, в конечном счете, работающие на подъем благосостояния тех же жителей областных и районных центров.

И вот что рассказывает по этому поводу житель города Кокшетау Бегайдар Тажибаев. «Наши акиматские», — говорит он: «еще с Нового года начали готовиться. А как потеплело, так и вовсе «зашуршали». Весь город в идеальный порядок привели. Все силы и средства бросили на ремонт дорог и зданий. Все что можно было, покрасили, обновили и отремонтировали. И конечно», — возмущается Бегайдар, нам, жителям Кокшетау было бы крайне неприятно, если бы праздник провели где-нибудь еще, а не на нашей священной земле. Ведь именно здесь, в Боровом была ставка хана Аблая».

 боровое

Выводы

 И сегодня, как и многие столетия назад, перед Казахстаном стоят большие вызовы. Касается ли это религии, межнациональных отношений, или социальной сферы. Нетерпимость к другим взглядам и не терпеливость большинства из нас, связанная с ожиданием быстрых рыночных чудес, которые охота заполучить уже сегодня, а не завтра, все это не столько приближает нас к удаленным целям, сколько от них отдаляет.

А с другой стороны, нет той единой духовной скрепы, которая могла бы объединить большинство из нас, учитывая, что живем мы в многоконфессиональном обществе.

Поэтому, полагаю, что взятый государством курс на изучение своей прошлой истории, на укрепление статуса государственного языка, на воскрешение обычаев и традиций казахского народа – это единственно правильное направление, способное вывести казахов на светлую дорогу, ведущую к храму. А значит, нужна живая, повседневная работа с массами, способная дать положительный результат. Как это мы наблюдали в городе Кокшетау, на праздновании 300 – летия Аблайхана.

боровое.jpgл