В конце осени в Астане прошел первый Международный Медиа-форум Ассамблеи народа Казахстана.  Журналисты из разных государств и различных регионов нашей республикивстретились в эти осенние дни за круглыми столами, провели панельные заседания, обсудили вопросы, беспокоящие общественность наших стран.

Впечатления самые разные. Понравились мысли, высказанные американским писателем Хэлом Форстером, вызвала нескрываемые симпатии активная жизненная позиция латвийского журналиста газеты «Телеграф» Владимира Решетова, интересно было послушать киргизского нашего коллегу Улугбека Бабакулова. Словом, журналистов вменяемых было много…. Что, несомненно, радует. Есть возможность сверить свои позиции….

Хотя впрочем, попался и один не совсем, на мой взгляд, адекват. Некто Шульцман Петр Эрикович, заместитель декана факультета журналистики МГУ имени Ломоносова.

И опять удивляет и поражает Россия. Человек на такой должности, работает в таком престижном университете,  а взгляды исповедует самые, что ни на есть дремуче – нацистские.  Бедные российские студенты – журналисты, какие идеи и воззрения они получат от такого педагога. Страшно даже подумать и представить.

О чурках из кишлаков…

И вот как это было. Разговор зашел на межнациональную тему. И тут Шульцмана понесло. «Знаете», — поделился он своими переживаниями: «Сегодня в Москве я чувствую себя, как в чужом городе. Кругом чужие». И дальше он привел в пример свою соседку, выгуливавшую  раньше по утрам свою собаку, но с некоторых пор прекратившую это занятие. Потому что по утрам на московских улицах сплошное засилье чужаков: азербайджанцев, чеченцев, таджиков, узбеков, кыргыз, совершающих по Щульцману, утренний променад. Хотя я думаю, спешащих на работу. Меня же лично, во всем этом шульцмановском монологе, больше всего покоробила одна фраза. Это когда он сказал: «Однажды и я вышел рано утром на улицу. Смотрю, кругом одни чурки с кишлаков».

И тогда уже я не сдержался, сказав Петру Эриковичу: «А вы оглянитесь вокруг. Ведь здесь же собрались тоже одни чурки с кишлаков. Как вам такое соседство? Выходит, если вы приезжаете к нам в гости, то вы рассчитываете на хороший прием, а как мы едем к вам, так тут же мы и чурки с аулов. Да уж, нечего сказать. Классное российское гостеприимство».

Словом, мы с Щульцманом сцепились. Закипел спор. И тут он наговорил уже много всякого и  разного. Выплеснул, так сказать, в душе накипевшее. И вот что оказалось за этой душой. И то, что по его мнению, политика нашего государства, направленная на укрепление независимости, неправильная. И то, что государственным в Казахстане, не должен быть один только казахский язык. И то, что нынешние казахи ведут себя неверно по отношению к России. Словом все то, что удосуживаемся мы услышать из уст и наших собственных записных шовинистов…

Хотя я себе лично не представляю, как еще более дружественно мы должны вести себя по отношению к России, где в массовое сознание на государственном уровне глубоко внедряются антикавказские и антиазиатские настроения. Лично я такую российскую нацистскую внутреннюю политику не приемлю и не приветствую. И она мне совершенно не импонирует.

 

 

 

 

Об отличниках и двоечниках Ассамблеи….

 

 

Впрочем, на то и щульцманы с дугиными в соседней стране, чтобы наш брат – казах не дремал. Бдительность – отныне наше главное слово. Что же касается самого Медиа-форума, то многое на нем мне понравилось. И прежде всего, отношение к приглашенным. Даже одно то, что гостей разместили в великолепной гостинице уже говорит о многом.

Ералы Тугжанов, он вообще, я считаю, по праву является заместителем руководителя Ассамблеи народа Казахстана. Во-первых, потому что держит правильный курс корабля Ассамблеи, во-вторых: свободно общается на двух языках, и наконец, в – третьих: где требуется, может быть и жестким в отстаивании своих позиций.

Хорошо в составе Ассамблеи зарекомендовали себя и другие ее представители, Леонид Прокопенко, Азизхан Абельдинов. Безмерно импонирует деятельность Асылы Осман, азербайджанской поэтессы, в равной степени являющейся и поэтессой казахской.  Притом, что Асылы Осман всегда подчеркивает, что она казашка.

Правда, среди членов Ассамблеи есть и деятели обратного толка, такие, как господа «двоечники» Захаров и Бунаков. Невыдержанными своими речами будоражащие граждан Казахстана. За которых остается только помолиться: «Господи, господи, если ты есть, вразуми рабов своих неразумных Захарова и Бунакова. Наставь их на путь истинный, светлый. А не на путь свары, склоки и раздора».

Одно только радует. Историческая перспектива сегодня не за ними. И поезд казахстанских поклонников имперской идеи давно ушел, оставив на пристационных путях лишь груды идеологического мусора, да всякого другого в хозяйстве бесполезного  хлама.

 

Процветание через науку и просвещение. Вместо войн и революций….

«В средние века, после развала империи тимуридов, появилось в Средней Азии небольшое государство Хорасан, правитель которого султан Хусейн Байкара, не стал, подобно своим соседям, заниматься интригами и распрями. Вместо этого он принялся выстраивать просвещенное государство. Приглашая к себе в страну ученых, архитекторов и музыкантов, в числе которых был и известный мыслитель того времени Алишер Навои.

Прошло время, и Хорасан окреп, а его жители за свой справедливый и разумный нрав стали пользоваться уважением во всех ближайших странах. И вот уже вскоре потекли в Хорасан за заработками декхане.  А за ними вслед потянулись ювелиры и гончары, оружейники и ткачи. Экономика поднялась. Держава расширилась. Наступила эпоха подлинного процветания. Так султан Хусейн Байкара и его бывший одноклассник, ученый Алишер Навои смогли превзойти славой самого кровавого Хромого Тимура» — рассказывает мне мой коллега – журналист Абдумалик Сарманов, главный редактор объединенной редакции «Жамнят ва маърифат».

И тут же Абдумалик делится своей давней идеей. «Почему бы нам, представителям этнических меньшинств, населяющих Казахстан, — говорит он: «не выступать в качестве послов доброй воли на своей исторической Родине? Мы могли бы пропагандировать достижения Казахстана среди своих соплеменников. Приглашать к нам в республику ученых и представителей культуры из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, России».

Казахстан мог бы, таким образом, по мысли Абдумалика, стать самым процветающим государством на всем пространстве Евразии. Если бы смог для начала трансформироваться в подлинный центр культуры и научной мысли в СНГ. С чем я согласен на все сто девяносто девять  процентов.

 

Второй день Медиафорума

 Как – то для меня в этот день все чудесным образом сошлось. Головная боль и насморк, мучившие меня до этого на протяжении всей недели, чудесным образом прошли. Голова была ясная и не болела. И соответствующим было настроение.

Кроме того, мне было, что сказать. А тут еще и трибуна, откуда можно донести свои мысли до окружающих. А тут еще и вдохновение меня осенило. Самое что ни на есть подлинное, настоящее вдохновение, без всяких примесей и взвесей. А это, доложу я вам, не какой-нибудь там заморский энергетический эрзац — продукт. Не какая – то там химическая подделка — допинг. Ты разве что не летаешь, а так, кажется, готов свернуть любые горы! Вот что это такое, подлинное вдохновение.

И я выступил.  На тему «Қазақ Ели». Озвучу основные тезисы доклада:

Первое – это рассказ о том, что предки современных казахов за всю свою многотысячелетнюю историю образовывали самые разные племенные союзы. Мы назывались и гуннами, и монголами, и узбеками и ногаями. Самые разные племена объединялись на протяжении столетий между собой, дружили, проливали совместно кровь на полях сражений, становились братьями.

Второе – в тридцатые, сороковые годы прошлого столетия, когда бесчеловечный сталинский режим лишал земли и родины целые народы, депортируя их в казахские степи, наши отцы и деды сумели сделать для себя правильный исторический выбор.

Они не дали замерзнуть в морозной степи и погибнуть от голода тем же, выбрасываемым на снег конвоирами из холодных эшелонов, чеченцам, ингушам, карачаевцам, балкарцам, немцам. Казахи делились с так называемыми «врагами народа» последним куском хлеба, теплом очага, крышей над головой.

И даже тогда, в тех тяжелейших условиях, наша степная народная дипломатия сумела противопоставить себя террору большевиков. Как бы не было трудно, но наш народ не стал подручным палачей. Таких мерзавцев и сволочей среди казахов не оказалось. Как не стали казахи и безучастными свидетелями разыгравшейся на их глазах трагедии. Они доказали свою человечность. Свое понимание добра и зла.

И наконец, последний тезис моего доклада заключался в том, что наш президент вот уже на протяжении двадцати пяти лет призывает жителей нашей страны жить в дружбе и согласии между собой. Что, естественно, должно рассматриваться, как продолжение все той же многовековой степной дипломатии, когда страждущий гость в степи мог рассчитывать на гостеприимство хозяев.

И поэтому в нынешней ситуации, когда в соседней России поднимает голову нацизм, когда вся эта страна превращается в одно сплошное Бирюлево, нам надо еще раз четко обозначить свой исторический дискурс. Отличный, как от кровавого прошлого большевизма, истребившего миллионы ни в чем не повинных людей, так и от нынешнего российского фашизма, стремящегося к новым убийствам миллионов.

Этнические группы, проживающие в Казахстане не должны испытывать беспокойства за будущее своих детей и внуков.

Нас слишком многое связывает на этой земле. Мы всегда вместе переносили и общее горе, и общие радости, чтобы нас еще начали делить по разрезу глаз.

И поэтому идея президента Нурсултана Назарбаева о том, что все мы являемся гражданами государства Қазақ Ель, становиться, как никогда, актуальной.

А отсюда уже само собой вытекает, что все мы, граждане этой страны  Қазақ Ель — казахи. Вне зависимости от нашей конфессиональной и расовой принадлежности. И другого прочтения тут не существует. Только наша единая общность, только наше национальное единство, помогут нам преодолеть встающие перед молодым государством вызовы современности.

 

Богатство в многообразии…

Вот таким оказался доклад. Вызвавший сразу много вопросов. Особенно мне понравился вопрос женщины, к сожалению, не запомнил ее фамилии. Она спросила: «А не входит ли в противоречие идея создания единой казахской нации Қазақ Ель с установками Ассамблеи народа Казахстана, направленными на развитие национальных языков и пробуждение национального самосознания у представителей этнических групп, населяющих нашу страну».

Вопрос классный. И тут я думаю, возможен только один ответ.

В свое время советская власть пыталась сформировать советского человека – homo sovetikis, для чего лишала представителей малых народов их собственного языка, перевирая и обедняя их историю. То есть,   homo sovetikis изначально проектировался, как бедный человек, лишенный прошлого, неспособный проявить себя в настоящем, (поскольку любая частная инициатива была в СССР наказуема), отстраненный от будущего. Это был человек в рваной телогрейке.

Для нас же подобные варианты проходными считаться не могут.

Пусть в новую казахскую нацию каждая этническая группа войдет со своим языковым и историческим богатством, со своими обычаями и традициями, в конце — концов, со своей кухней.

Ведь и через это, через духовное богатство всех этнических групп, готовых войти на современном этапе в казахскую нацию, мы обеспечим себе духовное богатство Қазақ Ель. И казахам в этом отношении некого и нечего опасаться.

А заодно посмотрите, как это может выглядеть красиво. Когда в учебниках по новой истории учащиеся школ будут узнавать о традициях и обычаях отдельных представителей нашей обновленной нации. Когда учителя им будут рассказывать, как их отцы и матери, когда-то разделенные между собой предрассудками, сумели найти общий язык, и создали единую общность — Қазақ Ель. И вот это уже будет грандиознейшее событие, запоминающееся на многие и многие столетия. Внесенное золотыми скрижалями в анналы человеческой истории.

 

И напоследок я скажу….

Когда я уже ехал домой, в Алматы, в тамбуре вагона, куда я зашел перекурить и осмыслить все мной увиденное и услышанное в эти дни на Медиа-форуме Ассамблеи народа Казахстана, меня посетила еще одна мысль. Я вдруг ясно осознал, что не могу быть космополитом и бродягой без флага, без родины. Все трагическое прошлое моей страны, гибель родителей моего отца, расстрелянных в годы сталинского террора – определяют мою дальнейшую дорогу в этой жизни. Я могу оступаться, ошибаться, набивать синяки и шишки, но все-таки, превалирующими для меня всегда были и будут интересы моей казахской нации, интересы моего народа.

Рубрика: