АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

[:ru]Серик МАЛЕЕВ. Что нам Китай? Что мы Китаю?[:]

[:ru]

Тема казахстанско-китайских отношений в последнее время актуализируется в пространстве Казнета. Причем, как в ключе позитивном, так и негативном. Идут споры, закипают нешуточные дискуссии.

Уже сегодня мы можем видеть, что дают инвестиции Китая в экономику нашей страны на примере таких совместных и успешных проектов, как автомобильная и железная дорога «Западная Европа – Западный Китай». Казахстан, учитывая растущий интерес своего стратегического партнера Китая к проекту «Один пояс – один путь», одновременно осуществил и полную модернизацию своих портов на Каспии, Актау и Кырука. Что позволило в значительно степени увеличить транзит китайских и казахстанских грузов, следующих из КНР в Европу и страны Персидского залива. Так, по итогам 2016 года через морской порт Актау было транспортировано порядка шести миллионов тонн грузов. В 2017 году первый миллион тонн грузов прошел через недавно построенный порт Курык. И причем, тенденция к увеличению грузооборота китайских товаров продолжает расти. Чему не в малой степени Казахстан обязан китайским инвестициям. И это одна сторона медали, по факту способствовавшая тому, что Казахстан на сегодня уже является одним из наиболее влиятельных игроков в Каспийском регионе. Те же контейнерные перевозки грузов, следующих по направлению Китай-Казахстан-Европа ежегодно увеличиваются в два раза.

А есть и другая сторона у этой медали, связанная с теми же китайскими инвестициями. Мало кто из казахстанцев знает, но сегодня наряду с экспансией китайских товаров на казахстанский рынок, осуществляется и обратная экспансия, когда казахстанские товаропроизводители пытаются пробиться на рынки Китая. Так, сегодня Казахстан по квоте поставляет в Китай сто тысяч тонн казахстанской пшеницы. Тогда как потребность Китая в этом продукте составляют порядка ста десяти миллионов тонн. Но Китай закупает недостающую пшеницу у своих давних и проверенных торговых партнеров, Австралии и Канады, не желая с этими странами обострять отношения.  И мы оказываемся вне большого китайского рынка муки и пшеницы.

И вот что думает по этому поводу казахстанский политолог Азимбай Гали: — Большинство китайских мегаполисов располагается в прибрежной океанической зоне. И им, разумеется, дешевле и практичней завозить пшеницу и муку морским путем. Поэтому здесь мы вряд ли сможем конкурировать на равных с Канадой и Австралией. Но Китай дает нам фору и инвестиции, помогающие переориентировать наш аграрный сектор на производство масленичных культур, сои и кормовых трав. К тому же Китай закупает с удовольствием нашу плодовоовощную продукцию, наше мясо говядины и баранины. Китайцы сегодня разбогатели, и поэтому в их рационе мясо начинает занимать довольно большую нишу. А нам надо этим пользоваться. Образно выражаясь, если китайцы будут инвестировать в наше сельское хозяйство, то мы для них и свиней готовы выращивать.  

Сегодня, по мнению Азимбая Гали, важно для себя уяснить, чего мы хотим от Китая, и чего китайцы хотят от нас. Казахстан планирует получать от Китая недорогие кредиты и современные технологии, но при этом вовсе не готов к наплыву китайских трудовых мигрантов на наш рынок, Китай же хочет видеть Казахстан в качестве гигантского торгово-логистического хаба и транзитера, осуществляющего бесперебойную транспортировку грузов, следующих как из внутреннего Китая в Европу, так и в обратном направлении.  И здесь у нас есть точки соприкосновения.

Что же касается так называемой китайской ползучей экспансии в нашу страну, то ответ на этот вопрос дает казахстанский Министр Информации и Коммуникаций Даурен Абаев, полагающий что такие страхи под собой почвы не имеют, и являются ничем иным, как мифами, вбрасываемыми в умы казахстанцев некоторыми синофобами.

Литер

 

 

 

[:]