АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Сенсация!!! Казах создал человечество – в ледниковую эпоху…[:]

[:ru]

                                                                1.
Толчок разума у древних случился в начале Валдайского оледенения.

Разброс дат не должен нас смущать, нам важны общие ориентиры: в докладе «Римский клуб 2018» человеческому виду (сапиенсу) отводят 150 тысяч лет, немалая часть учёных – около 100 тысяч лет, а в «Краткой истории человечества» (КИЧ) Ю.Х.Ноя (есть в Инете) – 70 тысяч лет… И этот автор связывает толчок разума с познавательной революцией: «Когнитивная революция произошла между 70 – 30 тысячами лет назад – это новые способы думать и общаться»!.. Вышеуказанные даты начала сапиенса стыкуются и с определением начала Валдайского оледенения различными учёными – тоже от 150 тысяч лет до 70 тысяч лет назад (можно посмотреть по Инету)… Резкое похолодание, война за тепло, пещеры и за мясную пищу с пещерными львами, пещерными медведями, саблезубыми тиграми и прочими гигантами разбудили разум слабого физически проточеловека. Бесчисленные заботы борьбы за жизнь привели его к беспрерывному труду мозга – кто не думал и не действовал с опережением очередного противника, согласно с реальностью, тех просто сожрали хищники – остались только мыслители, сумевшие победить умом более сильных соперников за место под Солнцем!.. В КИЧе пишется, что «на индивидуальном уровне древние были самыми эрудированными и умелыми в истории. Размер мозга сапиенса с того времени уменьшился. Выживание в древности требовало величайшего интеллекта. С сельским хозяйством появились ниши для дурачков. Предки не страдали от недоедания и тратили на охоту и собирательство всего полдня, а остальное время посвящали учёбе и совершенствованию. Жили до 60 и даже до 80 лет, разнообразный рацион. Каждый мамонт был ходячей мясной лавкой. На Сунгире охотники процветали… Стоянка Сунгирь (на краю г. Владимир РФ) 30 тысяч лет назад: охотники за мамонтами. Низки бусин из бивня мамонта, 3000 бусин на 50 лет мужчине. Шапка с отделкой из лисьих зубов, на руках 25 браслетов из бивня. Недалеко мальчик 12 лет и девочка 10 лет. Тело мальчика покрыто 5000 костяных бусин, также шапка с лисьими зубами, пояс с 250 лисьими зубами. У девочки 5250 бусин. Статуэтки и изделия из кости»… Были у древнейших разных тысячелетий: искусство, ювелирные изделия, красивая одежда, драгоценные камни на подошвах мәсев (у саков) и прочая роскошь…
Антропология сунгирцев, к примеру, оказалась смешанной, европеидно-монголоидной – как и сегодня у многих тюрков. Генетика: «Международный коллектив антропологов и палеогенетиков сообщил о полном прочтении геномов 4-х индивидов из Сунгиря, живших около 34 тысячи лет назад. Все четверо принадлежали одной популяции, но при этом не являлись близкими родственниками… сунгирцы, в отличие от неандертальцев, избегали близкородственных скрещиваний. Гаплогруппы Y-хромосомы у всех четверых одна и та же: С1а2» (А.Марков. Геномы людей из Сунгиря рассказали о репродуктивном поведении верхнепалеолитических охотников). То есть эти древние люди 34 тысячи лет назад, жившие чуть севернее современной территории Татарстана, соблюдали сегодняшний степной обычай жетi ата, а их гены, гены-то — совпали с генами представителей нынешних казахских родов, таракты и тобыкты из аргына!.. Вообще-то, сказать, братцы, были ли тогда — аргыны?.. Есть ли в тюркском (казахском) наследии хоть что-либо о тех далёких-предалёких временах»?..
Булгарские летописи и Жезказганский Танбалытас сообщают…
Со страниц 17 и 18 моей книги «Казах держал на плечах Небо», вышедшей в феврале 2019г.: «…в булгарских летописях «Джагфар тарихы» пишется, что 100 тысяч лет назад север Европы накрыл ледник, Волго-Уралье не накрыло, климат был суровым и люди жили в пещерах Уральских гор. 40 тысяч лет назад ледник стал уходить и люди спустились с гор. 35 тысяч лет назад семь племён объединились в союз Идель («Жеті ел», «Жетіру», «Семь племён»). 15 тысяч лет назад создали государство Идель во главе с абызом династии Дуло (Дулат) по имени Джам (Майкы Первый, Аргы Мак, Жем, Йима, Имэн, Яма и др. вариации этого имени в разных источниках). Это государство, называвшееся и Тураном, Жидели Байсыном и т.д., включало в себя почти всю Восточную Европу, Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь. Идентичность памятников культуры этих территорий в каменном веке археология подтверждает (М.Закиев/Л.Коробова)… Ф.Г.-Н.Нурутдинов, спасший для потомков булгарские летописи, датирует создание государства Идель 14953 годом до н.э…


Один из текстов на камнях Жезказганского Танбалытаса, академик Алкей Маргулан перевёл на русский так: «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны (куйсын) и табыны! О дай благоденствие этим шестерым!»… Маргулан считал эти шесть племён основателями первого казахского государства… Люди традиции учитывают возраст и порядок перечисления отражает ход исторического развития. Значит, сначала были кыпшаки. Они создали страну Туран («Солнечная страна»), назвали именем солнца, как и свой род торы (у чувашей сохранилось это слово в значении «Солнце», «Бог», например, в поговорке: «Тура еслекене йоротат» — «Солнце («Бог») мастеровитых любит»)!.. После кыпшаков был наймано-алшынский период правления (у них общая тамга «острый угол»), после них аргыно-каракесекский период, за ними – уйсыны (дулат) и табыны. То есть создание государства Идель в 14953 г. до н.э. есть начало дулат (уйсын-кушан-казан)-табынского периода (у них тамга «тостаган», Майкы и прочие общие предки). В Татарстане сохранились местности с названиями «уйшын», у башкортских табынцев второе самоназвание – уйсын и т.д…
В сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» («Этот казах когда трёхжузовым назван») есть перечисление биев (каганов), возглавлявших Туран: Кобан, Котан, Когам, Майкы. То есть кыпшак (Кобан) и здесь стоит первым. То, что каждый из четверых возглавлял в своё время Туран, показывается на примере Майкы, который, сказано, лично сам поднял девятерых из 40 ханов Турана, в т.ч. первого собственно казахского хана Алаша хана. По тому сказанию, и до Алаша хана народ казахский жил, но отдельного ханства не имел. Почему? Причина – мобильный казах был объединяющим Туран народом, как сейчас русский народ в РФ, который тоже не имеет отдельной республики. Но почему при Майкы кагане всё же было создано Казахское ханство в составе Турана? Тут опять – дело в климате!..
                                                                  2.
Уход ледника из Западной Сибири привёл к заселению Сары Арки и Южной Сибири, т.е. к созданию новых хозсистем – жузов…
О Валдайском оледенении, когда север Европы лежал подо льдом: «…наступило около 115 тысяч лет до н.э. Центр Ботнический залив. Высота ледника 3 км, поздняя стадия 20-12 тысяч лет назад. Южная граница до Валдайской возвышенности, Орши и Смоленска… оледенение в Западной Сибири» (из статьи «Последняя ледниковая эпоха» и др.). Значит, тогда земли на запад от ледниковой Сибири (Сары Арка, Восточный Казахстан) были тундрой, где было редкое население. На западе Степи мобильные охотники, затем и скотоводы, двигались по постоянным маршрутам за пасущимися животными. Севернее реки Урал были летние пастбища, но зимой толстый слой снега, из-под которого животные не могли достать корм, поэтому осенью двигались на юг, где снежный покров был тонкий и животные могли пастись зимой – вплоть до Жидели Байсына на стыке Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. То есть до Алаша хана казахи жили на Западе Степи и прилежащих территориях. А с уходом сибирского ледника началось массовое освоение востока Казахской Степи!.. Тогда и создались жузы – три основные хозсистемы (маршруты) мобильных охотников и скотоводов, что описано в том сказании о времени Алаша хана Первого. Наука также говорит о более позднем освоении земель восточнее реки Урал, именно из-за климата (Ф.Л.Кол) и Акселеу Сейдимбек в книге «Казактын ауызша тарихы» тоже приводит данные о том, что казахи начинались из Кіші жуза.
                 

                        Казахский язык – праязык человечества


В упомянутом сказании есть: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» — «У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би». То есть Майкы остался в казахской памяти как автор слов человечества – будучи каганом Турана, он провёл языковую реформу, с тем, чтобы не было слов с плохим значением, ибо язык священен!.. О том, что в Урало-Казахстанском регионе в каменном веке тысячелетиями шло непрерывное развитие и язык населения этого региона стал основой для других языков, в т.ч. т.н. индоевропейских, сообщает современная теория палеолитической непрерывности Марио Алинеи (есть в Инете). Один из гуру росслингвистики С.В.Яхонтов (1926-2018) тоже писал, что «наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы». Другой гуру росслингвистики член-корр. РАН С.Старостин (1953-2005) добавлял, о языках евразийских и прочих: «Мы в общем-то говорим на одном языке… языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру… в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково»… И тот же С.Старостин: «…единый праязык возник 40 – 50 тысяч лет назад» (Знание – сила. М. 2003. №8 / Philologi. ru)…
Майкы (Йима, Джем, Мак и др. его имена) в наследии народов мира считается, а также многими учёными, царём Золотого Века, при котором земля наполнилась скотом, а также Первым Учителем человечества, давшим основу для всех мировых религий! Прочтите для начала в Инете работу Эдуарда Шюри «Великие посвящённые: очерк эзотеризма религий»… Но мы-то с вами, читатели мои, уже знаем, что первым в сказаниях о Туране называется имя кыпшака Кобана би!.. И вправду, есть также сказания у казахов о Кубыра пайгамбаре, просидевшем тысячу лет под землёй, вышедшем на поверхность и спасшем людей от слепоты, глухоты, несправедливостей и прочих несчастий!.. В индийской Ригведе это Кубера – хозяин подземного мира, в Египте Хапи – повелитель Нила, сидящий в пещере, в Греции Гефест (Гып-ұста) – проведший детство в гроте, в Персии – первый царь-кузнец Кавата и т.д. Страна Хванирата в персидской Авесте – Қобан жұрты в казахских сказаниях и эпосе. Капова пещера в Башкортостане, Кобстан в Азербайджане, реки Кобда и Кобдо в Казахстане и Монголии, Кабул в Афганистане, Кабур впадающий в Евфрат и Хавур в Шумере и в Библии, Кубань в России и Ховсау в Исландии, горы Кавказ, Кобыланды батыр Первый, города – Капуя в Италии, Кабах, Копан, Коба – в древней Америке, чтобы все перечислить нужно несколько страниц – такова неугасимая память мира о первом казахе, выведшем человечество из пещеры на белый свет! Вся эта и прочая изначальная информация пришла к народам планеты через праязык… Но разве казахи тогда были – спросит меня читатель?..

Когнитивную революцию свершили мудрецы Урало-Казахстанского региона, которые звали себя «қазақ»!..
Именно так: по материалам булгарских летописей абызы (мудрецы), ставшие в 14953 году до н.э. во главе государства Идель, звали себя, своё племя, народ и абызовский асатаяк с трезубцем словом – қазақ! И по сказанию «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» народ казахский жил и до Майкы Первого с Алаша ханом Первым.

Слово же «қазақ», по летописям, означало сначала «лучи Солнца, Солнце и самого Тангры», потому согласно древних обычаев это слово было табуированным, его без особой надобности не разрешалось произносить вслух, особенно простым людям – под страхом смертной кары. Первыми қазақами были абызы – мудрецы, свершившие когнитивную революцию, научившие сородичей по новому мыслить, трудиться, воевать и общаться. Из числа этих первых Учителей Человечества народная память сохранила имя Кобан бия (Кубыра пророк). Если судить по булгарским летописям, 100 тысяч лет назад ледник уже наступил… И недаром понятие «жить» обозначается даже у современных (!) казахов словами «күн көру», буквально – «солнце видеть»! Это как же надо было сапиенсам истосковаться по солнцу, чтобы «жить» и «видеть Солнце» было одним и тем же понятием! И слово «Қазақ» обозначало – «Солнце»… и самого Тангры!.. Ведь все люди считались тогда детьми этих высших сил, где Солнце есть проявление Тангры, то есть Неба, Всевышнего…
Постоянство языка на таком долгом протяжении времени объясняется тем, что основная часть казахов вплоть до 1930 года оставалась в душе и наяву охотниками и скотоводами, сохраняя ценности предков и мобильный способ жизни в необозримой Великой Степи, его пустынях и полупустынях… О преемственности здешнего населения, Урало-Казахстанского региона и Алтая, в течение сотен тысяч лет — можно прочесть в трудах археологов Г.Н.Матюшина, А.П.Окладникова, историков А.К.Нарымбаевой, Ж.Байжумина и у других… В древнейшем из эпосов «Козы Корпеш — Баян сулу» Карабай родом из огузов, Сарыбай – из кендгер кобан журты, то есть – из «бытующего в кенах (шахтах) кыпшакского народа». У древних ацтеков бога рудников звали Хипе, ацтекский язык – науатіль, казахский же и сейчас – ана тіль!.. Акын Магжан Жумабаев ещё в 1920-х годах пел, обращаясь к Уральским горам:
«Анамыз, бізді өсірген қайран Орал,
Мойның бұр тұңғышыңа!» —
«Мать наша, нас вырастившая, удивительная Орал,
Повернись к своему первенцу!»…
Союз «Жетіру» («Семь племён») до сих пор существует, а также его табуированное 37 тысяч лет назад священное название «Қартқазақ» («Староказах»)!.. И стихи расстрелянного в 1930-х того же Магжана Жумабаева сохранились: «Қүннен туған баламын!» — «От Солнца рождённый я сын!»…
В следующем материале – о том, почему это именно степнякам Евразии выпала честь стать первыми сапиенсами и совестью Древнего Человечества. И почему их не постигла судьба неандартальцев, исчезнувших с лица земли около 20 тысяч лет назад.

Торегали Казиев, исследователь, писатель.
Автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Сердце Мира», «Периферия», «Айналайын, Акбулак!», «Казах держал на плечах Небо» и др.
В 2018 г. за материалы в СМИ награждён Почётной Грамотой Союза журналистов Казахстана.
Актобе. 25.04.2019г.

[:]