АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Туркестан № 52. К СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ ВОЗВРАТА НЕТ

рубльКак отмечает Президент РК Нурсултан Назарбаев, «лица, желающие возродить СССР, пытаются придать политическую окраску Евразийскому союзу». Поэтому Елбасы дает отпор подобным проискам, заявляя, что Евразийский экономический союз носит исключительно экономический характер.

Как известно, с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз между Казахстаном Беларусью и Россией может заменить Таможенный союз. Однако он не «правопреемник» канувшего в лету Советского Союза. Об этом Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил на пресс-конференции по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Москве: «Создание Евразийского экономического совета – инновационный проект современности, он не является попыткой реставрировать СССР, как нам хотят навязать. Возврата назад нет. Мы не плывем по течению, а движемся вперед. К прошлому возврата нет – это наша общая и конкретная позиция».

Также Президент РК подчеркнул, что «В нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем. Это аксиома. Более того, экономическая интеграция развивается именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать её более устойчивой через устойчивую экономику. Вот посмотрите: чтобы любой продукт, не только инновационный, который создаётся в какой-нибудь стране, стал действительно востребованной продукцией, нужно, чтобы было 200 миллионов потребителей. Мы к этому и приближаемся. И никакое государство в закрытых границах развивать экономику не может.

Да мы уже и сегодня знаем, и ни у кого не должно быть на этот  счет сомнений, беспокойств: суверенная субъективность стран, участвующих в этом союзе, сохраняется, укрепляется в полной мере и во внутриполитическом, и во внешнеполитическом, международном планах», – открыто сказал Елбасы, чтобы развеять сомнения.

Президент РК Н.Назарбаев, говоря о необходимости соблюдения справедливости и равноправия при принятии решений, обеспечения гласности и открытости, взаимоуважения  в процессе трехстороннего осуждения планов и проектов, инициатив и мероприятий, еще раз напомнил главные цели и задачи:

«Мы создаем Евразийский экономический союз не для того, чтобы не отделиться и отгородиться от других, а, наоборот, для  установления широкомасштабного сотрудничества с другими партнерами. На пути создания союза с Беларусью и Россией Казахстан работает в направлении формирования стратегического партнерства и содружества. Уверен, экономический союз будет способствовать усилению экономических возможностей всех государств-членов».

В ходе заседания мнение Елбасы по нескольким проблемам вступило в противоречие с мнением белорусского коллеги. Так, по мнению Александра Лукашенко, Евразийский экономический союз должен обладать международным статусом и по некоторым вопросам ограничивать права государств-членов Союза. То есть внешнеполитические шаги должны  предварительно согласовываться. «Решения Высшего и межправительственного совета должны приниматься как обязательный документ. Все страны-члены союза должны рассматривать их как законодательные акты, обязательные для исполнения».

Однако Н.Назарбаев, выступая против этого довода, сказал, что создаваемому Совету нельзя отдавать приоритетность, и поднимать его на наднациональный уровень: «У нас есть наднациональный орган с определенными задачами для всех государств. Его компетенция определена принятыми соглашениями и условиями, которые касаются только экономической сферы».

Кроме того Елбасы отметил, что многие области задач трех стран не вписываются в понятие «общий рынок», «общая политика». По мнению Елбасы, будет правильно, если общие правила будут приняты только в тех экономике: «Мы создаем экономический союз. Значит, задача Комиссии – не вносить в соглашение правила, выходящие за рамки экономической интеграции. Такие направления, как защита границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также здравоохранение, образование, наука, культура, проблемы прававой помощи по гражданским, уголовным и административным делам не относятся к экономической интеграции и их невозможно перевести в формат Экономического Союза.

ссср

Все эти проблемы четко урегулированы в многосторонних и двусторонних договорах  рамках ОДКБ, СНГ. Поднимается вопрос идентификации ответственности по уголовным и административным правонарушениям, однако эти отрасли – чисто национальные сферы, считаются предметом внутренней политики государства и должны быть исключены из текста систематизированного соглашения».

Президент РФ В. Путин не стал возражать против мнения Н. Назарбаева, касательно СССР. Только отметил: «Мы совместно с президентами Казахстана и Беларуси обсудили актуальные проблемы развития евразийской экономической кооперации. Подвели итоги масштабной работы, проведенной после встречи в Минске в октябре месяце. Прежде всего, мы добились значительного продвижения в подготовке проекта соглашения о создании Евразийского экономического союза. В целом, эксперты согласовали в основной институциональной части соглашения, в которой определены международно-правовой статус будущего союза, его задачи и рычаги воздействия».

Зато российские СМИ высказывания казахстанского президента комментируют их по-разному. По-видимому, Кремль чувствует себя «наследником  престола» СССР  и поэтому политики, политологи и аналитики, являющиеся «дубинкой» в его руках, осмеливаются открыто высказывать мысли о возрождении бывшего Советского Союза. А это означает, что казахам нужно пристально следить, чтобы не был нанесен урон независимости Казахстана, его самостоятельной и многовекторной внешней политике.

В ходе заседания Н.Назарбаев подчеркнул, что соглашение о Евразийском экономическом союзе не должно наносить вред соглашениям с другими государствами и международными организациями стран-участниц союза.

Кроме того, Президент Казахстана обратил внимание на то, чтобы в департаментах Евразийской Экономической Комиссии соблюдалось равное представительство сторон, а количество утвержденных представителей Казахстана соответствовало договоренностям.

«Еще одна постоянно обсуждаемая проблема – предоставление Комиссии новых полномочий. Мы считаем, что сейчас нет такой необходимости – чрезмерно расширять полномочия. Об этом мы говорили в мае месяце в Астане и в октябре в Минске. И все же, в ходе работы с проектом Соглашения стало ясно, что во многих случаях Комиссия хочет обладать дополнительными полномочиями. Я думаю, будет более целесообразным поднять вопрос о механизмах контроля за работой Комиссии. В Казахстане и России внедрена система контроля за работой государственных органов. Можно на их основе разработать общую методику, и применить их для контроля за работой Комиссии», — отметил казахстанский Президент.

В этой связи он предложил закрепить персональную ответственность членов Коллегии за принятые в рамках Союза решения. Это наложит ответственность за каждый шаг на международных чиновников, и даст возможность любую проблему рассматривать справедливо: «Эти нормы необходимо сразу внести в проект Соглашения, или нужно поручить правительствам подготовить отдельный документ и представить его на очередное заседание.

В целом, я еще раз подтверждаю желание Казахстана создать крепкий и гибкий в различных ситуациях Экономический союз. Такой союз можно создать только с учетом интересов всех его участников. Эксперты провели большую работу, теперь, с учетом замечаний, необходимо продолжить совместную деятельность», — заявил Елбасы.

Назия ЖОЯМЕРГЕНКЫЗЫ

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА