АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН №51. НЫНЕШНИЙ ДЕНЬ АЛАША, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ВОЖДЕ НАЦИИ»

алашордаС 5 по 13 декабря 1917 года в Оренбурге прошел ІІ казахско-кыргызский курултай, нам котором было принято решение о создании государства Алашорда. На этом курултае деятели Алаша признали Алихана Бокейханова «вождем нации».

Правительство, не пожелавшее отмечать 90-летие правительства Алашорда, оказывается, на 13 декабря текущего года запланировало проведение в Астане научно-практической конференции, посвященной 96-летию движения Алаша.  А Шымкенте в интеллектуальном клубе «Аманат», которым руководит известный журналист, заместитель руководителя аппарата акима ЮКО, пресс-секретарь акимата Берик Уали, прошел «круглый стол» на тему: «Почему вожди Алаша поздно объявили автономию Алашорды?». На этом круглом столе главный докладчик, известный ученый-алашовед, директор общественного фонда «Алашорда» Султан-Хан Аккулулы рассказал о форуме, который пройдет в Астане.

На «круглом столе» были обсуждены еще не изученные стороны истории Алаша, социально-политической ситуации начала ХХ века. В ходе форума главный докладчик С.Аккулулы обратил внимание его участников на то, что нынешние исследователи истории Алаша ко многим вопросам относятся поверхностно.

«На ІІ-м Всеказахском курултае вождь Алаша Алихан Бокейхан выступил против объявления автономии Алашорды. В это связи возникает закономерный вопрос: «Почему Алеке выступил против объявления автономии?», — сказал докладчик.

Дело в том, что с 21 по 28 июля 1917 года в Оренбурге прошел І-й всеказахский курултай. На этом курултае Алихан Бокейханов первым поднял вопрос о создании Казахской автономии. В июле 1917 года Алеке опубликовал статью «Почему я устал от партии кадетов?». В названной статье он дает пояснение, почему вышел из партии кадетов: во-первых, эта партия выступила против создания Казахской автономии, отделения религии от государства и предложила ввести частную собственность на землю.

То есть, оказывается, что Алихан Бокейхан уже в июле рассматривал вопрос о создании Казахской автономии. И все-таки наши ученые глубоко не вникают, почему Алеке на ІІ всеказахском курултае своевременно не объявил о Казахской автономии». Докладчик, затронув эту проблему, перечислил несколько упущений алашоведов, заявив, что «одна из причин – противоборство Мустафы Шокая и Алихана Бокейхана».

То, что в то время  А. Бокейханов был признан «вождем Алаша» и казахская интеллигенция доверила ему судьбу нации, связано с признанием его заслуг в деле защиты великих интересов Алаша. Впоследствии на этом пути ему придется пожертвовать жизнью ради будущего своего народа.

В политологии есть предмет «История политического мышления». А «историю свободного мышления» можно рассматривать как составную часть «Истории политического мышления». История свободного мышления казахов усилилась во времена ханов Керея и Жанибека, в период создания Казахского ханства. Из-за того, что казахская  история от общетюркского периода до создания независимой, свободной нации, то есть с эпохи Казахского ханства до настоящего времени,  долго не изучалась, период истории «свободного мышления» сильно сузился.

В ХV веке перед казахскими государственными деятелями и батырами стояла задача по укреплению основы Казахского ханства. И на этом пути каждый выбрал свой метод борьбы.

Понятно, что «система свободного мышления» существовала во все времена. В начале ХХ века деятели Алаша, возглавляемые вождями нации — Алиханом Бокейханом, Ахметом Байтурсынулы, Миржакыпом Дулатулы, Мустафой Шокаем, показали образец свободного мышления. Мы должны обратить особое внимание на то, что их цели гармонично сочетаются с целями современных казахов.

А 70 лет, проведенные под властью Советов, стали периодом, тормозившим свободное мышление. Протест народа вылился в Желтоксан, холодный декабрь 1986 года. Его последствия в числе других причин способствовали крушению мощной империии СССР, державшей в страхе весь мир, и созданию независимого государства казахов. Хотя сегодня мы стали независимой нацией, о которой мечтали деятели Алаша, процесс глобализации мешает подъему национального духа казахов.

Почему сегодня оборвалась система свободного мышления? Где свободно мыслящие сыны казахов? Почему сегодня действия национальных патриотов вызывают критику? Почему многих не взволновало проведение первого за двадцать лет «Курултая представителей народа»? Почему он, наоборот, вызвал противодействие со стороны определенной части общества?

Есть ли сегодня среди нас Вождь нации, который поднимет дух народа, вселит в нее уверенность, укажет путь развития и укрепления родного языка, национальной культуры, даст народу веру и надежду на будущее? Если есть, то почему народ в тревоге? Почему дремлет духовная память нации? Почему за 22 года Независимости мы не можем учинить спрос за жалкое состояние родного языка и духовную отсталость нации?

Эксперты считают, что всему этому виной чрезмерная толерантность, консервативность нации, что именно эти качества представляют угрозу будущему казахов. Наше общество переживает не только политическую, но и духовную деградацию. Однако никто не занимается его духовным оздоровлением.  Так в чьих руках будущее страны?!

Есен БАЙНУР

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА