АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

[:ru]Серик Малеев. Пережили Советский Союз. Победим и эту заразу. Часть I: Манкурты.[:]

[:ru]

26 апреля этого года отметила свою очередную годовщину создания Шанхайская организация сотрудничества. Как же это было? Какие события предшествовали появлению ШОС? Рассмотрим на примере Казахстана.

Оглядываясь сегодня, с высоты прожитых лет, на прошлое, ясно осознаешь, что те вызовы и потрясения, через которые пришлось пройти на излете двадцатого столетия Казахстану, иначе как революционными, не назовешь. Когда один прожитый год в нашей независимой республике, охваченной бушующим ветром перемен, можно было сравнить с десятилетиями обычной размеренной жизни в какой-нибудь средней европейской или азиатской стране.

За последние тридцать лет поменялось все, поменялась страна, поменялись люди, ее населяющие, поменялся наш быт, наши представления о прошлой истории, наши предпочтения и культурные ценности. За одним исключением. Казахи стали ближе к своей национальной культуре. К своему родному языку. К истории своего народа. Выросло национальное самосознание народа. Появилась уверенность в правильности выбранного нами пути. Появилась особая гордость за принадлежность к казахской нации. Что, безусловно, радует.

На закате брежневской эпохи великий кыргызский писатель Чингис Айтматов в своем романе «И дольше века длится день», опубликованном в 1980 году в журнале «Новый мир», основываясь на казахском материале, дал советским читателям характеристику манкурта, раба, со стертой памятью о своем прошлом. И такой раб, по словам писателя, стоил на невольничьем рынке, десяти обычных рабов.

Роман Чингиса Айтматова в те годы вызвал подлинное потрясение в советском обществе. Те же казахи, вглядываясь в искаженные черты несчастного манкурта, сына Найман-апы, узнавали в них себя. Да и не только казахи.

И с этой точки зрения, распад общества советских манкуртов, родства своего не помнящих, был безусловным благом для жителей постсоветских республик, обретших долгожданную независимость.

И вот что подсказывает память. Восьмидесятые годы прошлого столетия запомнились нам драками и длинными очередями возле вино-водочных магазинов, сухим горбачевским законом, пустыми продуктовыми прилавками, и талонами на мыло, на папиросы, на соль и сахар, на туалетную бумагу, словом, талонами на все. Помню, я курил сигареты, а талоны получал на папиросы.

Да. Но если восьмидесятые годы были ужасными, то девяностые вылились и вовсе в сущий ад и кошмар. Как горько шутили в то время в народе: вначале у нас ничего не было, а после нас еще и обокрали.

Ну что здесь скажешь? Такова правда жизни. Руководители Совдепии семьдесят лет держали нас, советских людей, в черном теле, расстреливали, морили голодом, сгноили миллионы в лагерях, только за то, что их жертвы мыслили и жили иначе. Не по советским уставам.

И эти же «краснопузые» обещали нам, взамен сегодняшних страданий, горя и лишений, светлое будущее на завтра, которое, по их словам, должно было вот, вот наступить.

Но коммунисты так и не сдержали ни одного из своих обещаний, обанкротившись к концу своего правления идеологически, политически и экономически. Ну и кто они после этого?

Так разрушился СССР. Империя зла, и большая тюрьма народов, в которой каждый советский этнос отбыл свой срок. Кто в лучших, а кто и в худших условиях содержания под стражей.

Вот с такого низкого старта и берет свое начало казахская независимость.

 

Трудный путь от народа – раба к подлинной свободе

А между тем, по воспоминаниям современников, тот же Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр России, в первый свой официальный визит в Казахстан, увидев в иллюминаторе самолета, прилетевшего в Алматы, выстроившуюся роту почетного караула и красную ковровую дорожку для гостей, сказал, обратившись к Борису Ельцину: — Ну вот, и дожили, Боря. Уже и Казахстан стал заграницей.

Притом что Виктор Черномырдин был не один, кто в душе не принял казахскую независимость. Таких людей было много. В том числе и в самом Казахстане.

Я помню не шуточные баталии, которые разворачивались в те годы в русскоязычных СМИ Казахстана по самым разным вопросам: касались ли они статуса государственного языка, Семипалатинского ядерного полигона, прошлого казахского народа, или отношения к сгинувшей в водовороте драматических событий советской империи.

Причем, имели место и подлинные курьезы. Это когда Вячеслав Срыбных, в то время руководитель республиканской газеты «Казахстанская правда», с одним полковником Советской Армии купался в радиоактивном озере, образовавшимся на месте воронки от ядерного взрыва. И все только для того, чтобы обосновать безопасность для населения ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.

Но несмотря на все «героические» старания казахстанского журналиста, Семипалатинский полигон все-таки был закрыт, под давлением нарождающегося казахского  гражданского общества.

А тот полковник, после того самого памятного купания в радиоактивной луже, говорят, через два года умер. Не знаю, насколько это правда, но такая байка в народе в те годы ходила.

Хотя и не все было так смешно. Помню того же Петра Своика, в девяностых депутата Верховного Совета Республики Казахстан. В том же девяносто третьем году выступая перед шахтерами Кентау он отмерял казахстанской независимости недолгий срок. Всего в пять лет. А потом, по мысли Своика, Казахстан проест запасы, доставшиеся ему в наследство от СССР, и прекратит свое существование.

И ведь это казахстанский депутат???!!! А не какой-нибудь вражина. Вот уж действительно, казахам «счастье» в те годы с таким парламентарием привалило.

Как видим прогнозам Петра Владимировича, на сегодняшний день видного казахстанского оппозиционера, так и не суждено было сбыться.

И в эти же годы мы отмечаем феномен появления на небосклоне казахской журналистики ярких публицистов, пишущих на русском языке, и противостоящих этому интеллектуальному шовинистическому «болоту».

Вот их имена. Это уважаемый мной Сейдахмет Куттыкадам, это политолог Азимбай Гали, это мой наставник в области практической журналистики, главный редактор газеты «Бiрлесу» Нина Савицкая, это главный редактор газеты «Доживем до понедельника» Эрик Нуршин, это казахские аксакалы Герольд Бельгер и Алдан Аимбетов. Подлинные патриоты казахской земли.

Мне до сих пор греет душу, что со всеми ними я был знаком лично, и поддерживал хорошие, дружеские отношения.

Я и сегодня считаю своими друзьями Сейдахмета Куттыкадама и Азимбая Гали.

К сожалению, остальных мною перечисленных личностей среди нас уже нет в живых. Время свое берет. Как говорят казахи: Иманды болсын.

Как казахи пресекли сепаратизм на своей земле

В те годы западные эксперты, отслеживая ситуацию в сфере межнациональных отношений, прогнозировали, что в Казахстане разразится Гражданская война, в которой, с одной стороны, примут участие казахи, отстаивающие свою свободу и право на выбор собственного пути, а с другой, все те реакционные силы, как внутри страны, так и за ее рубежами, которым казахская независимость стояла, словно кость в горле.

И в этом ряду отдельно следует упомянуть события 15 сентября 1991 года в городе Уральске, где казаки со всех уголков России собрались отметить 400 – летнюю годовщину уральского казачества. И вот как их описывает очевидец тех событий: «…В это время часть митингующих киргизов „прорвала“ цепь и побежала к Дому культуры. Казаки (их было не более 10 человек) стали убегать дворами. Конный милиционер-киргизин показывал своим сородичам, куда побежали казаки. Кто был в неказачьей одежде – они не трогали, а гнались за казаками…» .

Уже в самом изложении этого очевидца Сергея, долгое время проживавшего в Уральске, и прекрасно отличавшего казахов от кыргыз, мы явно слышим нотки ненависти по отношению к казахам, сорвавшим это провокационное сборище российских казаков на земле Казахстана. 

А там, на российско-казахстанской границе, по словам бывшего руководителя Уральской области Нажмеддина Ескалиева, уже прогревали моторы российские танки генерала Макашева.

Того самого мятежного генерала, что в августе 1991 года  отметился своей активной поддержкой путча ГКЧП, направленного против законного российского правительства и президента Бориса Ельцина.

Атаман иркутских казаков Николай Меринов, бывший в числе тех, кто провоцировал беспорядки в городе, открыто признает, что свою задачу они видели в том, чтобы водрузить в центре Уральска знамя «Приуральской народной республики», и отнять эти, богатые залежами природных ископаемых, земли у казахов, как это было сделано российскими сепаратистами в Приднестровье. А российские военные генерала Макашева должны были им в этой провокации помочь. Якобы защищая бедных казаков от орд казахских «басмачей» и «алашордынцев».

Но этому сценарию не дали осуществиться молодые казахские патриоты, съехавшиеся в Уральск со всех концов Казахстана. По словам очевидцев, они буквально на пинках проводили не прошенных российских «гостей» до самой российско-казахстанской границы.

А в это же время идут очень тяжелые переговоры между президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым и его российским визави, Борисом Ельциным. В ходе которых стороны приходят к соглашению: — Празднование 400 – летия Уральского казачества перенести в один из городов России.

И хотя инцидент на этом был исчерпан, но как говориться, осадок остался.

Перед молодым руководством страны, в качестве основного приоритета, встала в те дни задача обеспечить безопасность Казахстана. В том числе и через апелляции к Международному Сообществу.

                                                    СВМДА

Уже в следующем, 1992 году, чтобы обезопасить Казахстан от подобных угроз, президент Нурсултан Назарбаев, в ходе 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступает инициатором созыва «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)».

Международного форума, одной из задач которого является установление мира и доверия между государствами Азии.

Сегодня СВМДА — это авторитетная организация, в которую входят двадцать семь государств планеты. В их числе: Казахстан, Китай, Соединенные Штаты Америки, Россия.

И в том же, далеком 1992 году Казахстан инициирует переговоры с Китайской Народной Республикой о демаркации своих границ. К 2002 году эти переговоры были успешно завершены.

Государственная граница между Казахстаном и Китаем утверждена двумя сторонами на основе Чугучакского и Хабарасуйского протоколов и ещё шести договоров и протоколов, заключенных между Российской империей и Китаем в XIX веке.

А в 2005 году завершается долгожданная демаркация границы между Казахстаном и Россией.

По словам лидеров двух стран, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина, сказанных ими в заключительном слове: российско — казахстанская граница должна стать отныне границей дружбы и сотрудничества.

На сегодня у Казахстана, единственной из республик СНГ, нет спорных территорий ни с одним из своих соседей. И в этом бесспорная заслуга первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

(Продолжение следует)

 

Новости Казахстана. Алтын Орда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[:]