АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

[:ru]Серик Малеев. Ну и зачем казахам переименовывать Алматы в Алма-Ату? Опять гражданин Ертысбаев, и опять с какой-то фуйней.[:]

[:ru]

-Бесит, — есть в молодежном сленге такое словцо. Вот и бывший посол Казахстана в Республике Беларусь Ермухамет Ертысбаев меня бесит. 

Не успел он вернуться в Казахстан, как уже выступил с предложением переименовать Алматы в Алма-Ату. 

Напомню, что в свое время именно Ертысбаев заявлял, что для казахов казахский язык и его проблемы стоят на сто первом месте. 

И именно он утверждал, что нет ничего крамольного в том, чтобы передавать земли Казахстана в долгосрочную аренду Китаю, приводя в пример Байконур, переданный нашей страной в аренду России. 

А теперь еще и эта фуйня с переименованием Алматы. 

И еще напомню. Что жил когда-то очень умный император гуннов Моде, запомнившийся в истории тем, что он своим советникам, готовым передать земли гуннов Китаю, просто отрубил головы. Чтобы предательское семя не давало всходы в его стране. 

Но это я так, к слову. У нас, в современном Казахстане, за такую предательскую позицию в отношении родного языка и родной земли головы не рубят, и даже в тюрьмы не сажают. Мы ведь с вами — люди высоко цивилизованные. А жаль.

Почему же все-таки Алматы?

Но давайте до конца разберем вопрос с Алматы. Издревле плодородные земли Семиречья населяли люди. И не надо думать, что жизнь в этих краях появилась лишь с началом советской власти. 

В Семиречье был древний город Алматы, тысячелетие которого лишь недавно справляла казахстанская общественность. 

В сказочном фольклоре многих народов Средней Азии, в частности, уйгур и узбеков, существуют легенды об Алматы, как местности, где растут волшебные молодильные яблоки, возвращающие слепым людям зрение. 

И более того, на месте древнего города найдены многочисленные артефакты, в том числе монеты, с выбитой на них чеканкой “Алматы”. 

Само же название города переводится с казахского языка, как “Яблоневое”. Что вполне сообразуется с логикой, в соответствии с которой казахи присваивали название своим аулам, городам и географическим местностям. 

К примеру: Талдыкорган — переводится с казахского, как “Лесистый холм”, город Текели — как край, где водятся горные козлы — теки, урочище Ак Булак — там, где бьет из под земли  “Белый родник”, Айнабулак — “Зеркальный родник”. 

Название же “Алма-Ата”, в данном случае, нечто чужеродное для казахской топономики. Идущее вразрез с нашей древней историей.

Для большей ясности, объясню. 

Переименование города со старинным, зафиксированным в исторических источниках, именем Алматы в Алма — Ату, как это предлагает сделать гражданин Ертысбаев, это все равно, что попытка переименовать российский Новгород в Нью-Йорк, из одного лишь желания русских понравиться американцам. 

Но русские на такой шаг никогда не пойдут. Даже под страхом смертной казни. Так как у них высоко развито чувство национального достоинства.

Но тогда почему гражданин Ертысбаев отказывает в таком же чувстве национального достоинства своим же братьям — казахам? Или он нас за тупых и бессловесных манкуртов держит? 

 

О политической целесообразности

Свое возвращение на Родину гражданин Ертысбаев обставляет якобы своим желанием помочь новому руководству страны в это непростое время. 

И очевидно, у него в арсенале, для такой “помощи” найдется еще не одна вредительская идея.

Но допустим, руководство страны в лице президента Токаева вняло предложению Ертысбаева, и пошло на переименование Алматы в Алма-Ату. 

Давайте просчитаем, что же мы тогда получим на выходе.

А получим мы со стороны казахской интеллигенции и казахской молодежи такую фронду курсу нынешнего президента, что просто мама не горюй.

На этой власти тогда можно будет смело ставить крест.

Так неужели гражданин Ертысбаев не понимает таких азбучных, прописных истин? 

Да нет же, он не такой уж и дурак, как кажется. И все прекрасно понимает. 

Но тогда вопрос: — Зачем он так делает? 

 

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

[:]