АЛТЫНОРДА
Новости

Исламский банкинг — халал, но не «халява»

08071619Казахстан является транзитным государством не только в географическом смысле, но и мостом между исламской и европейской цивилизациями.  Это дает нашей стране ряд конкурентных преимуществ, которые необходимо эффективно использовать. В том числе и в финансовой сфере.

В нынешнем году  исламские финансисты  признали президента Казахстана Нурсултана Назарбаева глобальным   лидером в этой сфере.     К 2020 году Казахстан должен стать не только финансовым центром Евразийского союза, но и региональным хабом исламского банкинга в странах СНГ и Восточной Европы, а также и в десятку ведущих финансовых центров Азии.

АРИФ не на час

Если сравнивать с классическим западным банкингом, то исламское финансирование (ИФ) в Казахстане находится еще на начальном этапе. Однако по свому потенциалу,  условиям финансирования ИФ обладает рядом бесспорных преимуществ. Тем более, в эпоху инновационной индустриализации страны, когда инвестируется  реальный сектор экономики, а значит, нужны недорогие и «длинные» деньги.

По  словам Кайрата Келимбетова,   Нацбанк РК стремится к созданию таких условий, чтобы исламское финансирование рассматривалось в казахстанском обществе как бизнес-практика, а не религиозная деятельность.

Как сообщил председатель Ассоциации развития исламского финансирования (АРИФ) Ерлан Байдаулет, в Казахстане в 2015 году планируют усовершенствовать законодательство в сфере исламского финансирования.

По его мнению, в настоящий момент РК   законодательство по части ИФ носит чисто декларативный характер. Так, в Гражданский кодекс вошел новый термин «исламское финансирование». Поэтому глава АРИФ считает, что необходим новый полноценный закон по исламскому финансированию. «Планируем его получить где-то к середине следующего года, и тогда это будет серьезный толчок для развития всей индустрии», — заверил он на брифинге в СЦК.

sukuk

Новый закон должен создать, прежде всего, институциональную базу ИФ, без которого  невозможно привлечение серьезных инвестиций. В тоже время отечественные исламские финансисты ждут от парламента детально проработанного правового документа, в котором будет ясно и однозначно прописан весь операционный инструментарий и налоговый режим.

Теория и практика

Что же касается ближайших планов ИФ, то у Исламского банка развития (ИБР) в Казахстане намечено  9 проектов. По информации главы АРИФ четыре из них связаны с инвестициями в сельское хозяйство, три — дорожные проекты, один —  в области энергетики.  Еще один проект стоит особняком —  совместно с СПК «Астана» ИБР планирует профинансировать проект школьного питания в Астане. Как подчеркнул  Е.Байдаулет, финансирование в этом случае будет очень «мягким».

Напомним, исламский  банкир — это, прежде всего, партнер, который делит с клиентом все, в том числе и убытки. Он строго придерживается этических принципов, не финансирует производство табака, алкоголя, азартные игры и т.д. Зато поддерживает праведные (халяльные) проекты. Причем, клиентом исламского банка может быть любой человек, независимо от веры — 50 % его клиентов не являются мусульманами. В случае неудачи проекта, исламский кредит списывается,  а добросовестный клиент освобождается от финансовых обязательств перед банком.

Очевидно, что исламский банкинг консервативен по определению и не может быть высокодоходным. Зато и банковские риски в ИФ значительно ниже.

В Казахстане в течение следующего года планируется создать ипотечную компанию Халяль, где будут выдаваться беспроцентные халяль-кредиты. Однако не стоит думать, что это совершено бесплатные деньги. Если в в двух словах, то это льготное кредлитование. Господин Байдаулет привел в пример проект сельского водоснабжения Карагандинской области, который является беспроцентным, но Исламский банк развития (ИБР) компенсирует свои издержки — они в данном случае составляют  0,01%.

По данным сайта www.m-economy.ru, в настоящее время исламская ипотека имеет несколько разновидностей в зависимости от той модели, которая лежит в ее основе.

загруженное (2)

1)Мурабах — от клиента требуется первоначальный взнос. Далее  Банк выкупает дом (квартиру) и перепродает клиенту. Оставшуюся часть стоимости квартиры клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродает дом клиенту, закладывается прибыль банка и инфляционные издержки.

Главное преимущество модели мурабаха — с момента внесения первоначального взноса и заключения договора право собственности на жилье переходит к клиенту.

2) Иджара — клиент находит жилье, после чего банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Таким образом, клиент с этого момента выступает в роли арендатора, а продавец — в роли арендодателя. Арендодатель, как правило, пересматривает размер арендной платы с учетом изменения рыночных цен. Одно из главных преимуществ модели иджара — клиенту не надо располагать значительной суммой для заключения договора.

3) Мушарака — это договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях. А  убытки распределяются пропорционально вкладу в капитал. Убывающая же мушарака представляет собой форму товарищества, в котором одна из сторон заранее оговаривает свое намерение выйти из проекта до конца его существования самого товарищества. Таким образом, клиент в соответствии с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе. Результатом подобной транзакции становится выкуп клиентом доли банка в проекте. Последняя модель использовалась в работе потребительского общества «Мэнзил» в РФ, предлагавшего услугу по приобретению жилья для мусульман в соответствии с шариатом.

Бек Аргынов