АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Идея единой нации. Как построить великий Казахский Ель?!

Туркестан №7. Состоялось второе заседание открытого дикуссионного клуба «Алдаспан». На этот раз представители интеллигенции обменялись мнениями относительно «Идеи единой нации».  В нынешнем Послании Глава государства Нурсултан Назарбаев высказал идею о формировании единой нации, единого казахского государства. За 21 год с момента обретения независимости Казахстан сформировался, как стабильное государство. В ходе заседания за круглым столом политологи, патриоты нации и общественные деятели обменивались мнениями вокруг проблемы «как должно развиваться казахское общество, вокруг каких ценностей оно должно объеденяться?».

Шамшидин Паттеев: Тема нашего заседания – идея единой нации. Президент РК Н.Назарбаев в своем нынешнем Послании высказал идею создания в будущем единого казахского государства, единой нации. За 21 год независимости сформировано стабильное государство. Теперь в отечественных СМИ, особенно, в интернете всесторонне обсуждается идея совместного проживания народа, населяющего Казахстан. В каком направлении должен развиваться казахское общество? Какие проблемы нужно выносить на повестку дня? Какие ценности должны стать главными приоритетами нашего общества? От какого наследия  мы должныотказаться? Думаю, эти и другие вопросы станут главным предметом нашего разговора.


Кенжехан Матыжанов: Единство нации, единство страны – вечная проблема любого государства. Последний раздел Послания Елбасы, полностью посвящен будущему нации, когда мы станем единой Казахской страной. Елбасы говорит: «Если мы будем сильны, с нами будут считаться». За этими словами лежит глубокий смысл. Есть несколько проблем, которые обеспечивают целостность страны, нации. Первая из них – территериальная  целостность. Наша Конституция начинается словами «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле…». Значит, исконная казахская земля должна быть целостной. Это очень важная проблема, которая сплачивает народ страны. Второе, проблема языка. Казахский язык, используемый на такой огромной территории, был единым, никогда не делился на диалекты. Поэтому язык – великая идея, которая в будущем объединит казахов. Президент РК в своем Послании высказал предложения по его развитию, дал конкретные поручения по их реализации. Чтобы к 2025 году перейти на латиницу, сами казахи должны полностью овладеть родным языком.

 Еще одна немаловажная задача – внутреняя целостность казахского народа. Казахский народ не должен делится на роды, создавать группировки по территориальному и другим признакам. Вот что сказал об этом Президент: «Мы дети одного Казахского народа». Значит, мы, как дети одного родителя, должны формироваться, как единая нация, как единый народ. Безусловно, когда состав народа разнобразен, закономерно, что появляются разные вопросы. Однако, когда поднимается казахский вопрос, народ Казахстана должен проявить единодушие. По-моему, нам надо поработать в этом направлении. Президент сказал: «У нас одна Родина. Это – Независимый Казахстан». Вероятно, это и есть единство нации, страны. Конечно, можно было сказать просто Казахстан. Однако Елбасы не зря подчеркнул «Независимый Казахстан». Независимость – золотой стержень нашей национальной идеологии. Затронул Президент и проблему вечной нации и вечной страны, которая берет свое начало с древней тюркской эпохи.  Стержень вечной страны – духовное единение народа. К любой проблеме нужно подходить не с мелкой, местнической точки зрения, а решать проблему в интересах всей страны. Безусловно, между этносами, определенными группами людей, политическими партиями, могут быть разногласия, но когда дело касается национальных проблем, они должны объединиться, отбросив мелко-собственические интересы. Единственный путь построения вечной страны (Мянги Ель) – национальное единство. И именно, казахи должны сплотить вокруг себя другие этносы.

Азимбай Гали: В программе Президента «Казах­стан-2030» такие понятия, как демокра­тия, национальные процессы не затрагивались. А в программе «Казахстан – 2050», эти две проблемы широко затронуты, обозначены и новые процессы. В последние 8-9 месяцев, кажется, начинает доминировать во власти казахская, казахскоязычная часть номенклатуры. Появились новые мотивы. Раньше соглашались со всем, что требовала от нас Россия. Однако теперь мы не всегда идем на поводу россиян. И что немаловажно, это не введение в заблуждение простого народа, а, кажется, искреннее стремление быть самостоятельной страной. Принятые властями решения во внешней и внутренней политике, действительно, реализовываются. Сегодня все унитарные государства приходят к идее единой нации. Чтобы сформировать большую казахскую нацию, у нас должна быть сигрегационная модель. В паспортах граждан Казахстан черным по — белому пишут в графе национальность «казах» или «русский»». Под влиянием этого русские отдают своих детей в русские школы. Это чуждо природе общества, основанного на демократических ценностях. Нет внутренней конкуренции. Невозможно  из одной нации перейти в другую нацию. Люди другой нации не могут записать в своих паспортах, что они казахи.

У мультикультурализма есть свои понятия. Демократические страны Европы его не приняли. Они отказались от ассимиляционной модели. По-моему, в Казахстане мы не должны отталкивать от себя людей других этносов. Если человек изъявляют желание записаться в паспорте казахом, мы должны это поощрять. Казахам извне никто сегодня не угрожает. Есть угроза только с психологической точки зрения. Например, когда тебя обходит более молодой, более способный представитель другой национальности, безусловно, у тебя появляется внутренне недовольство. Однако это служит стимулом для повышения внутренней конкуренции. Нас успакаивает, что у нас сильная внутренняя структура, казахи составляют 66 процентов населения страны. В свое время турки со своими 10-15 процентами, подняли на ноги Турцию, а мы с 66 процентами вполне способны не только сохранить казахский облик Казахстана, но и развить его. Мне, кажется, нам нужно, не препятствуя  ассимиляционным процессам, широко проводить  демократическо-просветительские мероприятия. После отъезда из страны русских и немцев ситуация в плане демографии изменилась. Поэтому мы должны быть готовыми к ассимиляции. Это – прогрессивный процесс. Говорить о насильственнной ассимиляции излишне. Нация – не догматическое понятие. Сегодня возрождается процесс  этнополитической идентификации. В XV веке это было политическая идентификация. Казахи и узбеки были единой нацией, разделившись не по-этническому, а по династийному признаку.

Сейчас нация  снова иденфицируются по этнополитической принадлежности. Если мы пойдем по пути, о котором я говорю, есть возможность сделать казахский народ единым. Сегодня казахи адаптируются в городах. Я поддерживаю этот проценсс. В городе формируются новые межэтнические отношения. Если эти процессы начнуть реализовываться в действительности, то наступил благоприятный период для усиления казахов. Еще одно немаловажное обстоятельство, лиц, изъявивших желание принять казахскую национальность, нужно обязать лишь знать казахский язык. Это достаточная мера.
Дидахмет Ашимханулы: Вы говорите, что в документах, удостоверяющих личность, не нужно указывать национальность. Так, нужно или не нужно указывать национальность?
Әзімбай Ғали: Рассудит время. Однако, к примеру, если вы лишите мой родной казахский язык статуса государственного языка, завтра мне можете сказать «Азимбай, нет такой нации казах. Не веришь, посмотри свой паспорт. Ты – казахстанец». Мы опасаемся этого. Если усилится государственный язык, весь народ будет казахами, какая необходимость указывать в паспортах национальность?
Шамшидин Паттеев: В газете «Аргументы и факты» была опубликована стать Рустема Кадыржанова «Казах или казахстанец». Давайте узнаем, что думает господин Киринициянов о проблеме, которую озвучил Азимбай Гали.
Юрий Киринициянов: К сожалению, я не все понял, о чем говорили в ходе беседы. Заранее приношу свои извинения. Потому, что с некоторыми вашими суждениями могу не согласиться. Я из тех журналистов, которые родились в стране, которой сегодня нет на карте. Возможно, в некоторых вопросах мои взгляды устарели. Я обозреватель газеты «Аргументы и факты» по вопросам экономики и политики. Кроме того, издаю собственную газету «Весь мир». К сожалению, Рустем Кадыржанов не смог присутствовать на сегодняшней встрече. Сказать честно, я думал, что эта проблема разрешится сама по себе. Это мысль высказывает и профессор Кадыржанов. Я согласен с ним. Я думаю, поставленная президентом задача, согласно которой к 2025 году весь народ должен заговорить на казахском языке, возможно, в какой-то мере будет выполнена.  По мнению экспертов, к 2025 году число русских в Казахстане сократиться до 10 процентов. Заговорят ли эти 10 процентов на казахском языке? Вероятно, и заговорят. Казахи – молодая нация. 20 лет для истории слишком маленький срок. Возможно, присутствует какая-то излишняя историческая нетерпеливость. Хотят решить все быстро, но это не всегда получается. Я хочу поднять самую острую проблему. Что может, прежде всего, объединить казахов и русских? Сначало нужно определиться с проблемой, что нужно делать? Недавно была организована дискуссия, на которой была высказана мысль о необходимости «формирования казахстанской нации». Тогда я вместе с представителями национальной интеллигенции, возглавляемой Мухтаром Шахановым, выступил против этого предложения. Мы написали письмо на имя Президента, возмущались. Это – правильно. Исторический процесс нельзя осуществлять насильно. Не стоит торопиться. Есть казахская нация. Слава богу. Есть русская нация, проживающая здесь. И говорить, что среди русских есть такие, которые говорят: «Нет, мы – казахстанцы. Хотим стать казахстанской нацией», — уму непостижимо. Да, я казахстанец. Гражданин Казахстана. Для меня самое главное — Конституция РК. Когда участвую в  заседаниях и круглых столах, всегда беру ее с собой. Итак, что может нас объединить? Сколько бы мы не проводили конференций, круглых столов и других мероприятий, нужно понять, есть люди, не стремящиеся изучать казахский язык. Жизнь сложилась так, что в школе, в которой я учился, казахский язык не изучался. Из уроков казахского языка в университете запомнил лишь времные формы глагола. Никто нас всерьез не обучал казахскому языку. На мой взгляд, нас объединяет – беспокойство за будущее подрастающего поколения. В детских садах и школах нужно организовать качественное обучение казахскому языку. Дети должны овладеть тремя языками. Я постоянно читаю оппозиционную прессу. С некоторыми их мыслями не согласен. Например, недавно в одной газете была опубликована статья «Да здравствует национализм». Не помню автора. Я могу хладнокровно воспринимать статьи подобного толка, но я против этого. У меня иная позиция. Тех, кто говорит и пишет об этом, я, как журналист, проживающий в Казахстане, воспринимаю спокойно. Однако нужно уметь выслушать и мнение оппонента. Слава богу, мы тоже способны открыто высказать свое мнение. Еще хочу сказать, в газете «Дат»  молодой предприниматель Сейдолла Алаш написал: «Для простых людей ближе представители других наций, владеющие казахским языком, чем свои манкурты -казахи. Для меня Татьяна Дмитриева, которая преподает казахский язык, ближе, чем продюсер Баян Есентаева. Писатель Герольд Бельгер, мастерский владеющий казахским языком, ближе, чем депутат  Парламента Гульжан Қарагусова». Возможно, он имеет право выражать свое мнение. Однако, на мой взгляд, это не самое главное качество человека. В заключение хочу сказать, разговор о казахстанской нации можно поднимать через 20 лет. Когда люди будут говорить на трех языках, и проблема отпадет сама по себе.


Нурторе Жусип: Идея о формировании единой нации – важная проблема. Она подталкивает нас к определению понятия: «Кто такой казах?». В принципе, покойный Акселеу Сейдимбеков в последнем своем труде дал всестороний ответ на этот вопрос. Объединение в единую нацию рождается необходимостью единения в одну цель, в один язык, в одни интересы, в одну культуру, в одно мировоззрение. Сегодня перед страной стоит такая большая задача. В связи с этим, вспомнил одно обстоятельство, когда немцы и русские готовили свою Конституцию, на что они обратили главное внимание. В Германии, когда готовили Конституцию, они, прежде всего, дали ответ на вопрос:  «Кто такие немцы»? Муравьев, готовивший первую Конституцию России, дал определение «Кто такие русские?». В своем определении он пишет: «Русский – человек, рожденный в России, который говорит на русском языке , хранит русскую культуру». Далее Муравьев продолжает: «Если инородцы, живущие в России, говорят на русском языке, уважают религию и традиции русских, признают, их тоже называем русскими». Значит, идея создания единой казахской нации обязывает нас найти ответ на вопрос «Кто такие казахи?».

Поэтому казахская нация или, как  говорит Азеке, Большая нация, давшая государству название, как нация ответственная за будущее нашей независимости, должна сплотить другие этносы вокруг себя,  придерживаясь лозунга «Один гражданин Казахстана – один казах». В своем выступлении Азеке привел в пример турков. 10-15 процентов турков сумели сплотить вокруг себя армян, евреев, азербайджанцев, и создать единую турецкую нацию. И здесь рождается вопрос, «какая польза от того, что мы будем казахами?». Если весь народ будет записан казахами, это будет способствовать единству государства? То есть все будут едины, будут говорить на  одном языке. Люди, говорящие на одном языке, будут жить едиными заботами, будут печалиться и мечтать об одном и том же. Если господин Юрий Кирицианов в университете изучал бы казахский язык, он хорошо бы понимал, о чем я сейчас говорю, и у него не было бы никаких проблем с языком. В отечественных СМИ и в электронных информационных средствах работает немало молодежи, в достаточной степени владеющей государственным языком. Сегодня на повестку дня выноситься вопрос «о воспитании всего народа Казахстана в духе казахской культуры». Мы, прошлое поколение – воспитаны в духе русской культуры. К примеру, в свое время нас учили, что Пушкин стоит выше Абая, а Лермонтов гениальнее Магжана. Хотя приоритет отдавали мировой литературе, когда дело касалось русской литературы, все оборачивалась по-другому. И нет необходимости скрывать это. Я знаю нескольких узбеков, приехавших в Казахстан на заработки. Они обосновались здесь, семьи перевезли. Свободно владеют казахским. Мечтают получить гражданство Казахстана, хотят записаться в паспортах казахами. Однако наши компетентные органы не предоставляют им такой возможности. Эти  узбеки уважают казахский язык, желают жить  в равных условиях с другими гражданами Казахстана, стать гражаднами нашей страны, трудиться во имя ее блага. Однако мы не даем им такой возможности, отталкиваем их. А в Узбекистане наоборот, казахов приближают к себе, и записывают узбеками. Предоставили им узбекское гражданство, и насильно записали их узбеками! Потому что, если не узбек, не принимают на службу, не становятся чиновниками, не избирают в депутаты. А у нас наоборот, сами казахи против тех, кто желает быть казахом! Будто боятся, что у них отберут права быть казахом. Вот такая внутренняя зависть препятствует развитию казахского единства.

Азимбай Гали: Они, что боятся конкуренции?
Нурторе Жусип: У нас в Казахстане все граждане имеют равные права, они имеют право выбирать и быть избранными. Однако некоторые наши граждане, в силу незнания государственного языка, оказываются не способными выполнять государственные обязанности. Об этом нужно говорить открыто и честно. Необходимо также сформировать общие ценности, которые должны стать аксиомой для всех жителей страны. В советскую эпоху были свои ценности. Они были изложены в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Настало время и нам сформировать подобные ценности. Еще одна важная проблема — формирование казахской культуры. Каждое издание должно служить воспитанию народа в духе казахской культуры. Разделение СМИ на «казахскоязычные» и «русскоязычные» заведет нас в тупик. Например, в прошлом году 95-летие Алаша, проблемы голодомора в русских изданиях освещалась эпизодически. Даже юбилеи таких грандиозных личностей, как  Абай, Касым Аманжолулы, освещались дозированно.   Вследствие этого, представители других национальностей, не владеющих государственным языком, остаются в отрыве от национальных проблем казахов. Одним из путей решения этой проблемы может служить госзаказ. При предоставлении государственного заказа нужно вне зависимости от цвета кожи, языка, формы собственности, ставить конкретные требования: «Живешь на территории Казахстана, работаешь в информационном пространстве республики, вот тебе радиочастота, но в течение не менее 10 из 24 часов будь добр, посвяти ее пропаганде казахских традиций, обычаев, культуры и истории. Для этого нужно готовить музыкальные произведения, концертные программы, документальные фильмы и другие. Если эти требования не выполняются, радиочастоты нужно отзывать. Эти правила должны действовать и в отношении телеканалов. Пусть это будут коммерческие телеканалы, но раз они работают в информационном пространстве Казахстана, с них должен быть соответствующий спрос.

Продолжение следует…