18 июня, 2013 72 комментария

Ренат Байтов. ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ ИСТОРИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

historii2342«В действительности не история принадлежит нам,
а мы принадлежим истории».
Ханс Георг Гадамер

Тот факт, что местные «историки» впали в экстаз на почве придумывания истории Казахстана, в какой-то момент заметили и в Ак Орде. На самом деле буйное фэнтези в учебниках истории для общеобразовательных школ – это действительно опасно. Потому что если детям деформировать картину мира, восприятия прошлого и вообще исторического процесса, то потом с таким грузом трудно двигаться по маршрутам реальности и легко впадать во всевозможные отклонения (интеллектуальные, ментальные, политические).

Непредсказуемость прошлого в Казахстане ничуть не уступает аналогичному параметру в любой другой постсоветской стране. При этом в обществе помимо спроса на мифы есть и потребность в правде. А тем временем процесс мифологизации истории приобрел такие масштабы, что волна дилетантизма внедрилась в среднюю и высшую школу, лишая Казахстан имиджа страны научного знания и профессионального образования.

Пышный расцвет жанра так называемой «альтернативной истории» привел к тому, что в книгах подобного формата сообщается о «казахантропах», живших 2,5 млн. лет назад. Пожалуй, наиболее опасными остаются те произведения, где представлена смесь науки и искажений. Реальный исследователь учитывает все имеющиеся источники, даже с диаметрально противоположными точками зрения, потому что замалчивание источников – тоже путь в лагерь дилетантов. Мифологизация – извечный процесс, сопровождающий научное знание в виде околонаучного. К художникам и писателям нельзя предъявлять требования, как к ученым-историкам. Просто в силу того, что театр – это театр, а у науки свои правила и законы. Общий уровень образования должен помогать человеку отличать научные знания от псевдонаучных. Интеллектуальная среда должна системно способствовать размежеванию этих сфер.

Всегда было и остается большой загадкой, каким образом и кто получает государственный заказ на написание учебников. К тому же госзаказ на учебники является достаточно прибыльным бизнесом, принося доход в десятки тысяч долларов. Государственный секретарь Марат Тажин правильно указал на данное слабое место в системе государственного управления и образовательной политики, потому что если не признать ошибки, то нет смысла в их исправлении.

Можно вспомнить как создавался государственный стандарт по историческому образованию. Сначала три группы так называемых «ученых», получив деньги, не смогли его написать, потом дело доверили профессионалам. Но после того как стандарт был создан, в качестве эксперта государственные органы прислали одного из видных мифотворцев. То есть такое звено как выбор качественных экспертов в Казахстане тоже отсутствует. В нормальном раскладе мифы живут в той сфере, где им положено жить.

Казахстан переживает колоссальный политический спрос на историю. По пресс-конференциям, политическим заявлениям и публикациям в газетах можно подумать, что все проблемы настоящего времени уже разрешены и осталось только разобраться с неясностями в прошлом. Оппозиция постоянно упрекает действующую власть в том, что она занимается чем угодно, только не решением злободневных проблем, касающихся рядовых граждан. Но при этом сама оппозиция при этом на своих публичных мероприятиях обращается к проблемам исторического прошлого и его современной интерпретации.
Политическая партия по своей природе старается что угодно превратить в политический ресурс. Возможно, активное копание в прошлом – это реакция на заявление президента Нурсултана Назарбаева о том, что хватит копаться в прошлом и пора заняться настоящим. В пику ему оппозиционеры с ходу стали видными историками. Правда, где здесь злая воля власти по уводу внимания общественности от острых проблем? Безработица, коррупция, низкие доходы населения, туберкулез, деградация образования никуда не делись, однако вместо социальной справедливости оппозиция озабочена исторической справедливостью в отношении ханов и других персонажей, которые давно глубоко. Может все-таки лучше заняться природной рентой или политическими заключенными? В этом случае в фокус внимания попадут живущие рядом люди.
Уход в область иррационального и архетипов наводит на ряд соображений. К примеру, здесь не требуется интеллектуальное и программное соперничество – достаточно скандировать лозунги и апеллировать к национальному сознанию и гордости. Оппозиция не может добиться массового отклика в сердцах граждан на почве политических и социально-экономических вопросов, из-за чего начала дрейф в сферу языка, культуры, истории. Ситуация просто удивительная. Неужели уже нечего предложить по государственному бюджету, например.

Если главное сделать что-нибудь в пику президенту, то завтра Нурсултан Назарбаев выйдет и скажет, хватит заниматься гигиеной – там все понятно, давайте другие темы. И что, наперекор ему в оппозиционных кругах начнут призывать чистить зубы, мыть руки перед едой с мылом, посещать бани? Оппозиция уже и так значительной частью общества воспринимается как нечто маленькое и бессильное. Часто люди голосуют на выборах за оппозиционные партии не потому, что поддерживают их лидеров и программы, а просто против действующей власти. Но зачем доводить ситуацию до абсурда?
В отечественной истории реально много проблем. По меткому выражению Данияра Ашимбаева, она развивается в таких формах, что не дает шанса казахстанскому фентэзи сложиться в самостоятельный жанр. Но подобной кампанейщиной все это не решить. Одного круглого стола здесь явно недостаточно. А если к решению задач исторической науки привлекать общественность, да еще демократически голосовать за концепции тех или иных доктрин и школ, то вряд ли можно рассчитывать на прогресс исторического знания.

Оппозиционеры педалируют на то, что история должна помогать в деле патриотизма. Но даже с самым богатым историческим прошлым трудно быть патриотом страны, где тебе не платят достойной заработной платы, рядовая медицинская операция сопоставима с игрой в русскую рулетку, а срочная служба в армии сродни посещению казино, где на кону как минимум твое здоровье (физическое и психическое).

Может все-таки сосредоточиться на аспектах повседневной жизни? Цена на продукты питания, бензин, тарифы монополистов нуждаются в политическом интересе со стороны оппозиционных партий куда больше, чем распределение госзаказа на памятники между историческими личностями. Ну а если уж и вникать в такие вопросы, то лучше с позиции здравого смысла. Например, нужно ли Казахстану такое количество конных памятников (мы уже наверное вышли на первое место в мире по этому показателю). Если да, то из какого материала и по какой цене. Не всякие понты заслуживают запечатления в бронзе и камне.

Чтобы заработать политические очки, не обязательно делать что-то вопреки указаниям президента. Вот, например, Нурсултан Назарбаев озаботился проблемой продления жизни. Пусть ОСДП проведет круглый стол по теме геронтологии. Заслушает экспертов на предмет, какая связь между размером средней пенсии и скоростью встречи со «старушкой с косой в руках». Как на продолжительность жизни влияют экология, преступность, нарушения правил дорожного движения, черствость чиновников и тому подобное. Ну а что касается истории, то Константин Кушнер писал: «Историю пишут сегодня, а переписывают завтра, поэтому история – наука будущего». Давно известно, что история – это предмет постоянного переписывания. Но ведь можно к этому подходить как-то без фанатизма и излишнего «энтузиазма», чтобы от исторической науки там тоже кое-что присутствовало.

Источник:  www.dialog.kz

Загрузка...

(72) Комментарии

  1. Аноним says:

    Историю Казахстана нужно отменить как науку и дисциплину. Если начнут реально там копаться то там ничего хорошего нет, потому что нет ни каких отечественных письменных и архитектурных памятников…
    Вся история Казахстана написана другими народами, соседями и врагами, согласитесь они положительного напишут мало…
    Достаточно изучать мировую историю, для понимания исторического развития общества и цивилизации…
    В рамкам международно принятых понятиях этики и справедливости…

  2. анонимно says:

    куда интересно запропал жаза,смеяться хочу,над выковыренными из носа высказываниями этого продукта надругательства,титульных лжеисториков

  3. QAZAQ says:

    Действительно, над сочинениями некоторых казахских историков можно долго и весело смеяться..) Как говорится, какой учитель, таков и ученик. Ведь всем этим историкам от 45 до 70 лет и все они прошли русско-советскую школу мифотворчества. Удивляют слова анонимов, вместо того чтобы гордиться столь способными своими учениками из числа казахских историков, они почему то высмеивают их..) А если серьезно, то беда многих Казахских историков, тех же оппозиционеров в том, что они смотрят на Историю, на вещи глазами русских, и отстаивают они свои фантазии как руские. Но это пройдет, со временем..)

  4. Аноним says:

    Но это пройдет, со временем..)
    _________________

    Согласен, это пройдет…
    Пройдет тогда когда будут обнаружены казахские летописи и хроники 15-18 вв….

  5. QAZAQ says:

    Аноним, есть такая наука, называется она МАТЕМАТИКА, и есть такая дисциплина как ЛОГИКА. Подружитесь с ними наконец, возможно после и не будете писать: «Историю Казахстана нужно отменить…» и «..пройдет тогда когда будут обнаружены казахские летописи и хроники15-18 вв…)

  6. анонимно says:

    я думаю что жаза,безвинная жертва титульных лжеисториков,прочитав этот материал,окончательно впал в прострацию

  7. Черкеш says:

    Эй, первый аноним! С тобой все ясно. Сюда ты приехал не надолго.Поэтому тебе наплевать… Только не надо против ветра.

  8. дикая роза says:

    я за историческую науку без политики. Только факты, без домыслов, без самолюбования. Некоторые псевдоученые умудрились даже обосрать недавнее советское прошлое, хотя сами выучились благодаря ему, а уж здесь для отражения правды жизни все необходимые документы есть.

  9. Аноним says:

    Аноним, есть такая наука, называется она МАТЕМАТИКА, и есть такая дисциплина как ЛОГИКА.
    ___________________

    Математика и логика неспособны заменить исторические первоисточники — рукописи, летописи, хроники…

    Историю своего народа пишут отечественные летописцы, по иностранным летописям делается только сверка и корректировка. Народ без летописцев и хроникеров – дикий народ. Зачем нам история Дикости?

  10. жаза says:

    Никуда я не пропал Сява. Дел было невпроворот . Ведь сейчас лето , понимаешь ли.

    Насчет «казахантропов» автор конечно явно загнул. Видимо сам страдает буйной фантазией. А вообще-то согласен с ним в том что пора бы уже нам написать свою подлинную историю. Правду про геноцид (голодомор) 20-30-х годов прошлого века , когда уничтожили 70-80 % нашего народа , про политику насильственной русификации , когда выделяя из общего бюджета десятки миллионов рублей строили тысячи русскоязычных школ , больниц и прочих учреждении а также тысячи русскоязычных заводов и фабрик , завезли в страну миллионы русскоязычных граждан. Параллельно закрывались казахские школы и учреждения. Коренному казахскому населению оказавшемуся в меньшинстве недвусмысленно дали понять что если они не станут учить русский язык то они останутся за бортом жизни. И чтобы просто не умереть с голоду казахи ( городские)были вынуждены учить русский язык. Можно еще упомянуть про многочисленные воинские и испытательные полигоны , которые строили исключительно в местах компактного проживания коренного населения. В результате они нанесли огромный урон нашему генофонду. Десятки , сотни тысяч людей стали инвалидами . Не видел ни одного русского ребенка пострадавшего от воздействия этих полигонов но зато казахских детей — неисчислимое множество. До сих пор рождаются дети-инвалиды. Вот наше совковое прошлое , вот наша подлинная история которую нужно писать. А еще нужно не забывать о нашем великом прошлом. Если Шынгысхан был казахом то так и нужно писать что он казах. И то что никакого отношения к современным монголам , смеси тунгусо-монгольских и маньжурских племен он не имеет. Нужно много писать о казахской Алтын-Орде , огромном государстве , которое создали наши предки и которое просуществовало гораздо дольше совка. Очень много белых пятен в нашей великой истории и то что ныне ведется очень много дискуссии на эту тему только доказывает то что казахов это очень волнует , что они просыпаются и находятся в поиске своей национальной истории и когда они найдут ее …………………………………

  11. борат says:

    Я тоже за отмену фальсификаций в истории Казахстана!
    Когда наконец народ узнает что его предки пришли на землю Казахстана всего 800 лет назад, а не жили тут многие тысячи лет, как считают наши патриоты незнающие своей истинной истории.
    Когда в каждом учебнике будет написано что казахские племена найманов, кереев, джалаиров и др. сожгли при штурме Отрара величайшую по масштабам 13-го века библиотеку?
    Кто будет отвечать за геноцид кара-китаев, живших на территрии юго-восточного казахстана, и полностью уничтоженных пришедшими на эту землю казахами в начале 13-го века?

  12. жаза says:

    Тоже мне удивил ! Даже если это и так то по документам ООН коренным народом считается тот кто живет на данной территории не менее 500 лет. Так что Боря учи …………..документы ООН.

  13. жаза says:

    А вот у русских вся история начинается с Киевской Руси. Полная несуразица. И это при том что украинцы просто терпеть не могут русских (москалей) сегодня. Примерно как азербайжане и армяне.

  14. Аноним says:

    «Аноним: Пройдет тогда когда будут обнаружены казахские летописи и хроники 15-18 вв….»

    Казахские летописи и хроники 15-18 вв. не будут обнаружены, потому что были уничтожены Романовыми в период их правления Московским улусом Золотой Орды. Пришедшая к власти немецкая династия уничтожила все, что свидетельствовало о 500-летнем тюркском владычестве. Хотя кое-что сохранилось, например, державная печать хана Гуюка с надписью на казахском языке. И по счастью, есть китайские и арабские хроники.
    Возможно, для вас 15-18 вв. это седая древность, учитывая молодость этноса, из которого вы происходите. По меркам же казахской истории 15-18 вв. -это вчерашний день. Что касается действительно древних памятников казахской письменности, они датируются 6-м веком и написаны не на каких-то там кусках березовой коры, а высечены в камне на двух имперских мировых языках того времени: тюркском и китайском. Это я к тем 2,5 тысячам лет, по поводу которых ерничает автор.
    Цитата: «Казахстан переживает колоссальный политический спрос на историю. По пресс-конференциям, политическим заявлениям и публикациям в газетах можно подумать, что все проблемы настоящего времени уже разрешены и осталось только разобраться с неясностями в прошлом. Оппозиция постоянно упрекает действующую власть в том, что она занимается чем угодно, только не решением злободневных проблем, касающихся рядовых граждан. Но при этом сама оппозиция при этом на своих публичных мероприятиях обращается к проблемам исторического прошлого и его современной интерпретации.»
    — Ну и что? Теперь отказаться от двухтысячелетней казахской истории из-за того, что кто-то решил на этом спекулировать? Или из-за того, что кому-то не нравится заведомо проигрышная позиция, в которой окажется история его собственного народа, если будет написана правдивая история казахов? Ну так это не наши проблемы.

  15. борат says:

    Ещё один пример незнания истории нашими патриотами. У русских история начинается с Новгородской Руси. Киев был ещё маленьким поселением когда Новгород был уже крупным городом с демократическими основами управления аналогичными как в древних Афинах. Был просто произведён перенос столицы из Новгорода в Киев, как из Алматы в Астану.
    Про 500 лет я знаю, поэтому русские на данный момент считаются коренным народом поволжья, сибири и северного Казахстана, где они живут уже более 500 лет. Через 100 лет они будут считаться полноправным коренным населением и всей центральной Азии!

  16. жаза says:

    Через 100 лет русские при нынешней катастрофической депопуляции будут редкостью не то что в Средней Азии но и в самой России. Это не мои слова а прогнозы самих российских демографов. А 500 лет нашим Северо-казахским русским не исполнилось еще . Надо ждать еще многие десятки лет. К тому времени когда это произойдет государственные казахи полностью освоят этот край и ассимилируют оставшихся малочисленных русских ( по большей части потомков обрусевших украинцев)

  17. казахантроп живший 2,5 млн. лет назад says:

    жаза:
    18.06.13

    К тому времени когда это произойдет государственные казахи полностью освоят этот край и ассимилируют оставшихся малочисленных русских ( по большей части потомков обрусевших украинцев)

    надежды даунов питают

  18. еркiн says:

    отец истории геродот основатель русской истории карамзин татарин небыло грамотных сплошь быдло

  19. гражданин Казахской республики says:

    ну ты борат загнул про русских в сев. Казахстане. Сам то веришь тому что написал? Еще лет 150 назад русские были здесь экзотикой. А по поводу «через 100 лет»….. если учитывать что население россии сокращается на 0,5-0,7 млн в год, то ты закостенелый оптимист. Наверное программе по материнскому капиталлу сильно веришь, и правильно делаешь. Но почему то эта программа или бездействует или плодами этой программы пользуются активно женщины нерусские. Не поймешь вас русских, вам платят даже за детей а вам наплевать, но амбиции какие! Коренные центральной азии))) борат скажи что делать посмеяться над вами или посочувствовать? Как скажешь так и сделаю амбициозный ты наш. Шапка Бонапарта не жмет, не трет?

  20. борат says:

    Что касается действительно древних памятников казахской письменности, они датируются 6-м веком и написаны не на каких-то там кусках березовой коры, а высечены в камне на двух имперских мировых языках того времени: тюркском и китайском.
    ……………..
    У немецкой династии Романовых видать не было в арсенале металлических инструментов чтобы уничтожить каменные свидетельства о величии тюрков, поэтому они сжигали только берестяные документы в которых говорилось о 500 летнем тюркском владычестве, которое началось в 1230-х годах с похода Батыя, и закончилось в 1480-х стоянием на Угре. (Итого 250 лет.)
    Но поскольку тюркское владычество было сопряжено с вредными условиями производства, то истинные патриоты считают его 1 год за 2! И из 250 лет чудесным образом получаются 500 лет.

  21. Аноним says:

    Киевская Русь к Новгородской не имеет никакого отношения. Там жили разные народы, говорили на разных языках, молились разным богам, были в подданстве у разных правителей. «Русинами» называли жителей Киевской Руси, а не новгородцев, московитов, рязанцев и т.д. Киевская Русь была насильственно присоединена во время экспансионистких кампаний Петра первого, по его же приказу у киевлян отняли их прошлое, переписали всю историю, искуственно «приклеив» ее к Киевской Руси.

  22. борату says:

    Уничтожить каменные свидетельства пытались, только уже не Романовы, а их бывшие рабы, возомнившие себя господами. Они разместили на священном месте древнего памятника военный полигон. Как следствие, памятник полуразрушен, статуя Правителя Великого Тюркского Каганата расколота. Но самое главное — высеченные в камне его драгоценные слова, завещание потомкам — сохранилось.
    Полностью уничтожить не смогли. Значит, не было на то воли Всевышнего.
    И это — хорошая новость для нас, и не самая хорошая для тебя и прочей шовик-шушеры))))

  23. сибирская республика says:

    какие вы русские коренные, вы пришельцы. И русские как народ сформировались только в середине 16 века, а до этого просто разрозненные группы, у новогородских племен своя история. Отсчитывать нынешнюю русскую идентичность с новгородских или киевских времен, это то же самое, что отсчитывать нынешнюю американскую идентичность с племен англов и саксов. Сибирь не может быть русской, т.к. основная масса русских появилась только после отмены крепостного права и вплоть до конца 20 века. Это земля коренных сибирских народов и русские тут никаким боком к коренным не имеют отношения

  24. сибирская республика says:

    мировое сообщество и наука русских к коренным жителям Сибири никогда не относила, да и в солидных русских источниках вы не встретите такого утверждения, что русские являются коренным народом Сибири — тупость какая-то, там черным по белому написано, что там есть свои коренные жители (народы), но никак не русские.

  25. сибирская республика says:

    ну ваще рассмешили — русские- коренной народ Сибири. еще напишите, что русские коренной народ Сатурна, Венеры и т.д. и т.п.

  26. казахантроп живший 2,5 млн. лет назад says:

    сибирская республика:
    18.06.13

    ну ваще рассмешили — русские- коренной народ Сибири. еще напишите, что русские коренной народ Сатурна, Венеры и т.д. и т.п.

    шакал бурят опять резвится вот гнида ни как её (пейсатую) на луну не отправят,но ни че уже скоро уедет он на неё…

  27. несуществующие поморы says:

    Под прикрытием лживой кремлевской пропаганды о «поморском сепаратизме» — идёт геноцид поморского населения Архангельской и Мурманской областей РФ. Об этом изданию «Свободная пресса» рассказал руководитель Ассоциации поморов Архангельской области, директор Поморского института коренных и малочисленных народов севера Иван Моисеев.

    Представитель истребляемого народа, в частности, отметил:

    «Территория современной Архангельской области по всем летописным материалам была заселена финно-угорским народом чудь. Эти места раньше назывались Заволочьем. То есть, землёй «за волоком». Новгород долгое время был метрополией, Заволочье его колонией. Со временем произошло обрусение населения. Позволю себе сравнить этот процесс с тем, что происходил в Латинской Америке, которую колонизировали испанские и португальские отряды конкистадоров. Теперь там говорят на португальском и испанском языках, преобладает католическая религия. Однако большинство населения – индейцы или метисы.

    Новгородцы также малыми отрядами колонизировали Поморье. При этом массовых переселений славян не было – северная земля для этого не подходит, она не может прокормить большое число людей. Сюда приходили ватаги вооружённых новгородцев, которые создавали погосты, собиравшие дань в пользу Новгорода. Рядом с погостами возникали православные монастыри. Таким образом происходила славянизация и превращение угро-финского населения в тех, кого мы сейчас называем русскими поморами. Моя позиция, которая многим не нравится, заключается в том, что собственно славянской крови в поморах не так много.

    Я всегда привожу в качестве примеров работу этнографа 19-го века Николая Харузина. Он изучал саамов – небольшой северный народ. Его известный труд –«Русские лопари» (лопари – старое название саамов, — прим. ред.).

    Поэтому когда говорят «русские поморы» — под этим совершенно необязательно понимать, что они именно русские по крови. Поморы – этнографическая группа, которая имеет свою культуру. Она близка к культуре великорусского, украинского и белорусского народов. Но всё-таки это уникальная самостоятельная культура. У неё достаточно признаков, благодаря чему поморов можно позиционировать, как самостоятельный коренной народ Севера.

    Российскими законами такая общность, как поморы, никак не отражена. Права её не защищены. В то время, как права малых коренных народов Севера, проживающих зачастую бок о бок с поморами, закреплены в законодательстве.

    Для российского государства поморов просто не существует. Но ведь в отношении того же казачества существует множество законодательных актов.

    Московские и питерские бизнесмены покупают лучшие участки на сёмужьих речках, а потом за деньги пускают туда рыбачить российских и иностранных туристов. Это происходит и в Архангельской, и в Мурманской области. Одна из лучших сёмужьих рек в мире Поной сегодня практически закрыта для посещений гражданами России. Из прежде существовавшего поморского села Помой последние жители «выдавлены».

    Не лучше и на алмазных месторождениях. Как только находят алмазы, начинают «работать» с местным населением, чтобы оно не мешало разработке. Запугивают, либо задабривают. Поведение точно такое, как у западных колонизаторов по отношению к папуасам. Последний пример – деревня Сояна Мезенского района Архангельской области. Если начнётся добыча алмазов, будет загрязнена река, исчезнет целое стадо сёмги, которое уже не один миллион лет нерестилось в ней. Так уже произошло с речкой Золотицей, где сейчас на месте месторождения имени Ломоносова строится горно-обогатительный комбинат. Все отходы сливаются в эту реку. Из неё даже воду теперь пить нельзя, хотя когда-то была одной из самых чистых в нашей области. Уже шесть лет туда не заходит сёмга.

    Поморы исконно занимались не только рыбным промыслом. Но и скотоводством. До недавнего времени в большинстве поселений по побережью Белого моря были свои оленьи стада. Теперь они уничтожаются – считается, что у поморов этого промысла не было. Поэтому пастбищ им, в отличие от тех же ненцев, не положено.

    На волне борьбы экологов за сохранность бельков (гренландских тюленей) в 2007 году российское правительство объявило, что запрещает их промысел в Белом море. Но дело в том, что поморы добывали бельков тысячи лет. Коренное населения Поморья, его благосостояние и культура зависят от этого промысла. Это учтено не было. Владимир Путин распорядился, чтобы поморам выплатили компенсации в размере 89 миллионов рублей. Мы от них отказались – сказали, что промысел имеет для нас не только финансовое значение. Но к нашему мнению не прислушались.

    Всё это говорит о том, что идёт геноцид поморов, которые никак не защищены законом. Поэтому нам никак не обойтись без статуса коренного малочисленного народа. И если мы будем придерживаться традиционных научных версий о происхождении поморов, лишь бы только не обидеть наших маститых учёных, мы окажемся окончательно выброшенными со своей земли.

    Попытки хотя бы поставить вопрос о поморской дискриминации на региональном уровне, в течении 20 лет ни к чему не привели. Наши местные законодатели разводят руками: мол, федеральные законы не оставляют никакой «свободы манёвра».

    В сентябре прошлого года прошёл 4-й съезд поморов. Была создана рабочая группа по выработке рекомендаций региональным законодателям. Недавно эта рабочая группа распущена. На том основании, что поморов в российском законодательстве не существует.

    Группа архангельских учёных во главе с профессором Владимиром Булатовым предложили присвоить поморам статус коренного малочисленного народа ещё в 2002 году. Бывший тогда губернатором Архангельской области Анатолий Ефремов занял нашу сторону. С его подачи от областной администрации было отправлено представление по включению поморов в перечень коренных малочисленных народов России. Но как раз в тот период прекратило работу Министерство по делам национальностей. Нам ответили из правительства, что как только появится профильное ведомство, наш вопрос будет решён. Мы ждали два года, после чего ещё раз отправили представление от областной администрации уже в Минрегион. И уже оттуда нам ответили, что оснований для придания поморам статуса коренного малочисленного народа в Институте этнологии и антропологии не нашли. Но уже в прошлом году директор института Тишков написал другое письмо в Минрегион, где утверждает, что они пересмотрели свою позицию и согласны с включением поморов в список коренных малочисленных народов России. Мы ждали, что теперь-то вопрос решится. Но вместо этого дождались информационной травли всего поморского движения в федеральных СМИ.

    Перепись не отражает положения дел. Согласно нашим данным, около 20 тысяч жителей Архангельской области были готовы назвать себя поморами. Мне довелось читать признание одного из участников переписи, что им была дана установка увеличивать численность русских. В основном, за счёт маргиналов или «полукровок», которые не могут чётко сформулировать свою принадлежность к какому-то народу. Именно поэтому по данным последней переписи сильно сократилось не только количество поморов, но и казаков, коми и других народов.

    Что касается отделения поморов от остального населения области… Эта процедура прописана в российском законодательстве. В частности – есть русский субэтнос камчадалы, попавший в перечень малочисленных народов в 2000 году. По определению РАН, камчадалы – потомки русских и ительменов. Язык у них русский, культура в основном – тоже. Но они занимаются рыболовством и охотой на традиционных территориях своего проживания. Если люди зависят от своих традиционных промыслов, они получают статус коренного малочисленного народа и могут пользоваться всеми льготами, которые он даёт. Если люди не живут традиционными промыслами, они могут себя считать кем угодно, но только в «культурном» плане. Разумеется, льгот, мы, «городские поморы», как называет нас Дмитрий Семушин, получить не можем. Мы этого статуса добиваемся не для себя. Наша задача – сохранить поморские древние поселения, многим из которых сотни лет. Живя в них, поморы по-прежнему, будут вести хозяйственную деятельность, осваивать русскую Арктику. Это, в том числе, поможет России укрепить свои довольно шаткие позиции в Арктике. Именно благодаря поморам многие заполярные территории стали частью России. Правда, Россия часть территории, освоенной поморами, как, например, Шпицберген, отдала другим странам. Об этом сегодня не принято вспоминать.

    Парадокс – сегодня кроме норвежцев никто не говорит о том, что именно поморы освоили Шпицберген. Норвежцами создан поморский музей на Шпицбергене, которого до сих пор нет даже в Архангельске. В Норвегии, в городе Варде, есть ещё один поморский музей, там ежегодно проводится поморский фестиваль.

    Норвежцы – очень дружелюбные, культурные люди. Думаю, их задача – чтобы их соседи были тоже очень дружелюбно настроены.

    Ни копейки норвежских денег мы не получали. Организация «Поморское возрождение», зарегистрированная в 1991 году, ни одного гранта не получила от Норвегии. То, что пишут о нас — ложь. За этим стоят силовые структуры, которые хотели бы создать образ квазиугрозы, которая исходит от норвежцев. Создаётся искусственный образ поморов, как пятой колонны, помогающей норвежцам».

  28. несуществующие поморы says:

    борька, вполне возможно что ты из поморов, предавший свой народ. Ты даже сам можешь этого не знать, потому что рус-ск-ие дальше дедушки, бабушки ничего не знают.

  29. Аноним says:

    Тоже мне удивил ! Даже если это и так то по документам ООН коренным народом считается тот кто живет на данной территории не менее 500 лет. Так что Боря учи …………..документы ООН.
    ___________________________

    Дал бы ссылку на этот документ…
    Будем учить документы…

  30. Аноним says:

    Тоже мне удивил ! Даже если это и так то по документам ООН коренным народом считается тот кто живет на данной территории не менее 500 лет. Так что Боря учи …………..документы ООН.
    _________________________

    Видимо граждане США, Австралии, Канады и Косово не знают этих законов. Всех их нужно выселить и отправить на Родину…
    Какое преимущество имеют коренные народы? В чем прелесть статуса коренной народ? Чем горды Апачи, Чероки и Могикане?

  31. Коренным аборигенам says:

    Декларация о правах коренных народов (англ. Declaration on the Rights of Indigenous Peoples) — документ, принятый 13 сентября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

    Декларация о правах коренных народов является заявлением всеобъемлющего характера относительно прав коренных народов. Эта декларация, как и большинство других деклараций ООН, не является юридически обязательным документом. Данный документ следует рассматривать как отражение консенсуса мнений различных государств двигаться в определённом направлении и следовать определённым принципам в плане развития правовых норм по отношению к коренным народам и отдельным представителям этих народов.

  32. Коренным аборигенам says:

    Статья 2

    Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности.

  33. Коренным аборигенам says:

    Статья 4

    Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

  34. Коренным аборигенам says:

    Статья 5

    Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.
    Статья 6

    Каждый человек, принадлежащий к коренному народу, имеет право на гражданство.

  35. недобитый коммунист says:

    Борька коренной, скажи, черкесы коренной народ на пространстве РФ???

  36. Коренным аборигенам says:

    При осуществлении прав, провозглашенных в настоящей Декларации, уважаются права человека и основные свободы всех. На осуществление прав, изложенных в настоящей Декларации, распространяются только такие ограничения, которые определяются законом, и в соответствии с международными обязательствами в области прав человека. Любые такие ограничения являются недискриминационными и строго необходимыми исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых и наиболее насущных требований демократического общества.

    Положения, изложенные в настоящей Декларации, толкуются в соответствии с принципами справедливости, демократии, уважения прав человека, равенства, недискриминации, благого управления и добросовестности.

  37. недобитый коммунист says:

    Почему, согласно статье 5, черкесам запрещают возвращаться на родину, а именно Ставропольский край, где скоро на костях их предков будут проводиться зимние олимпийские игры 2014???

  38. Аноним says:

    Пройдет тогда когда будут обнаружены казахские летописи и хроники 15-18 вв….»
    _____________________

    Очень жаль, что ничего подобного не сможет произойти по отношению к русским летописям, принимая во внимание судьбу нескольких «сохранившихся» исторических раритетов, испытавших все превратности судьбы, многократно сгорая и бесследно исчезая в скрижалях истории, но подобно птице Фениксу возрождаясь вновь и вновь и, соответственно, становясь все лучше и лучше

  39. Коренным аборигенам says:

    Почему, согласно статье 5, черкесам запрещают возвращаться на родину, а именно Ставропольский край, где скоро на костях их предков будут проводиться зимние олимпийские игры 2014???
    ___________________

    Это земля не черкесов, а убыхов…
    Юридических запретов на возвращение нет, точно также как и индейцам Манахаттоу и Канарси в Нью-Йорк..

  40. Аноним says:

    русские коренной народ Сатурна, Венеры и т.д. и т.п.
    _________________

    Зря вы им эту идейку подкинули, теперь это уже аксиома.

  41. Аноним says:

    Судя по комментам адекватных среди казахов нет.

  42. Аноним says:

    русские на данный момент считаются коренным народом поволжья, сибири и северного Казахстана
    ________________

    Так-то, кем они считаются это лучше спросить у коренных народов поволжья, сибири и северного Казахстана (если вы не чемпион России по быстрому убеганию, предпочтительнее от подобного рода вопросов воздержаться).

  43. недобитый коммунист says:

    и черкесов тоже.. юридических запретов нет, но на получение гражданства РФ нужно сдавать экзамен не только по русскому языку, но и ИСТОРИИ РОССИИ. Скажи, борька, это справедливо по отношению к коренным народам, которые возвращаются на Родину предков???

  44. недобитому коммунисту says:

    А что есть проблема? Черкессы массово обивают пороги посольств РФ с желанием вернуться в Россию?
    Дай ссылку на материалы…
    Будем говорить предметно…

  45. Аноним says:

    То что черкесы разбросаны по всему миру больше вина тюрков…
    И Чингисхан их гнобил, и половцы, и Мамлюки, и Крымское ханство, и ногайцы…
    Русские добили то что уцелело высоко в горах и на краю земли…

  46. Аноним says:

    Будем говорить предметно…

    __________________
    Воля ваша.
    «Во время русско-кавказской войны Российская империя целенаправленно,

    насильственно, путем военных нападений на гражданское население вытесняла

    жителей западной и центральной частей Cеверного Кавказа – абаза-черкесов

    из указанного региона. Во время войны российские власти уничтожали

    население региона по этническому признаку; намеренно создавали условия,

    влекущие полное или частичное физическое уничтожение населения края.

    Вследствие, значительная часть абаза-черкесов погибла, часть была

    вынуждена податься на чужбину и лишь малая часть осталась на территории

    России. В результате с исторической арены исчезла не одна этнографическая

    группа. Следовательно, действия Российской империи могут быть расценены как

    геноцид и этническая чистка».

    Несколько ранее, в 1929 году, во время своего путешествия по Кавказу

    академик Симон Джанашиа записал следующие показания непосредственного

    участника известных событий, 91-летнего Напсау Йабаракху Гансакху:

    «Семь лет валялись человеческие кости на берегу моря. Вороны вили гнезда из

    мужских бород и женских волос, семь лет выносило море на берег человеческие

    черепа, словно арбузы, врагу не пожелаю увидеть того, чего я

    насмотрелся» (Сим. Джанашиа, Труды, Т.IV.Тб, 1968, стр.124).

    В свое время очевидец трагедии адыгов И. Дроздов также свидетельствовал:

    «Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути разбросанные

    трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками;

    изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от

    слабости, падавшие от измождения и еще заживо делавшиеся добычею

    голодных собак… Живым и здоровым некогда было думать об умирающих: им и

    самим перспектива была неутешительнее: турецкие шкиперы, из жадности,

    наваливали, как груз, черкесов, нанимавших их кочермы до берегов Малой Азии,

    и, как груз выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны

    выбрасывали трупы этих несчастных на берега Анатолии… едва ли половина

    отправившихся в Турцию прибыла в месту. Такое бедствие и в таких размерах

    редко постигало человечество (Дроздов И. Последняя борьба с горцами на

    Западном Кавказе // Кавказский сборник. Тифлис, 1877. т. 2. стр. 457.).

    Пораженный подобной реальностью военный историк Адольф Берже писал:

    «Никогда не забуду я того подавляющего впечатления, какое произвели на меня

    горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17.000 человек.

    Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие

    средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и

    оспы, делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не

    содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей

    на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в

    предсмертных судорогах боролся со смертью в то время, как другой искал

    утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери» (Берже Ад. П.

    Выселение горцев с Кавказа. // Русская старина. 1882. т. 33. книга 2. стр.

    362-363.).

  47. QR azamaty says:

    вообще как нация казахи появились недавно, максимум 200 лет ей. смешались некоторые племена и кто то назвал казахами.уму не постижимо чтобы казахи появились 2000 лет назад, фантазеры)))

  48. Аноним says:

    вообще как нация казахи появились недавно, максимум 200 лет ей. смешались некоторые племена и кто то назвал казахами.уму не постижимо чтобы казахи появились 2000 лет назад, фантазеры)))
    _____________________

    Казахи не нация…
    Нет такой нации, есть казахский этнос, который живет в Казахстане, приграничных районах России, Монголии, Китая и Узбекистана…

  49. Аноним says:

    из всех иностранных исследователей, наиболее четко и однозначно

    национальной трагедии черкесов дает квалификацию геноцида профессор

    Антеро Лаитцингер. Он с уверенностью заключает, что осуществленный царской

    Россией в XIX веке геноцид черкесов был самым крупномасштабным геноцидом

    того времени. Итоговое заключение исследователя изложено следующим

    образом: «Геноцид, осуществленный царской Россией против черкесского

    народа в тысяча восьмисотых годах, был самым крупным геноцидом в XIX веке.

    Несмотря на это, он позже был предан историей забвению, тогда как весь мир

    знает о холокосте евреев и геноциде армян. Разделяя геноциды взамен их

    исследований по выбору, мы должны говорить о геноцидах как об общей

    тенденции, жертвами которой стали тысячи мусульман и христиан в 1856 –

    1956 гг. и которая продолжается в постсоветской России и по сей день.»

    (Antero Leitzinger, The Circassian Genocide „Turkistan News” (The Eurasian Politician —

    Issue 2, October 2000).

  50. недобитому коммунисту says:

    Что то то ваша предметность больше похожа на тролль…
    Вы хотите сказать что очереди у посольств РФ с 1882 года?
    Дайте примеры 21 века, когда черкесы протестовали у Российского посольства…

  51. QR azamaty says:

    Не надо приплетать сюда какие великие предки были типа чингисхана, это не предок казахов, он монгол.а казахи появились из порабощенными им племенами.вот и вся история.когда нечем гордится, гордятся национальностью, которая появилось то 200 лет назад путем смешения племен.Придумали себе историю чебуреки))

  52. Аноним says:

    Реализация плана геноцида осуществлялась по строго установленным правилам,

    намечалось сокращение общей численности местного населения следующими

    методами: физическое истребление, поджог сел с уцелевшими жителями,

    уничтожение посевов и запасов продовольствия, принудительное выселение

    подвергшегося погромам народа с мест проживания: “война шла с неумолимою,

    беспощадною суровостью. Мы продвигались вперед шаг за шагом, но

    бесповоротно и очищая от горцев, до последнего человека, всякую землю, на

    которую раз становилась нога солдата. Горские аулы были выжигаемы целыми

    сотнями едва лишь сходил снег, но прежде, чем деревья оделись зеленью (в

    феврале и марте); посевы вытравлялись конями или даже вытаптывались.

    Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было

    уводимо под конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляемо к берегам

    Черного моря и далее в Турцию” (Венюков М.И. К истории заселения Западного

    Кавказа. 1861 – 1863 гг.// Русская старина. – 1878. – июнь. – стр. 249).

    Генерал А.А Вельяминов считал эффективным и необходимым способом

    усмирения черкесов за кратчайший период времени провоцирование

    масштабного искусственного голода: “А.А. Вельяминов считал … голод

    единственным средством к покорению горцев в короткое время” (Кавказ и

    Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX – начало

    XX вв. – Санкт – Петербург, 2005. – стр. 74).

  53. недобитому коммунисту says:

    А что нибудь конкретно по сабжу есть?
    О трагедии Кавказа мы знаем…
    Но это не тема разговора…
    Сегодня речь о фальсификации казахской истории казахскими фольклор-историками…

  54. Черкесы выступают против Олимпиады в Сочи says:

    inosmi. ru/social/20100324/158779526.ht ml

    если активисты рассеянного по миру черкесского народа добьются своего, у него скоро может появиться еще более серьезный повод для огорчения.

    Активисты требуют от российского правительства принести извинения за уничтожение черкесов, некогда обитавших в Сочи, в 1864 году, которое, как я доказываю в своей новой книге, было первым геноцидом в новой европейской истории, и обещают, пока это не будет сделано, чинить препятствия Олимпиаде.

    Они утверждают, что Международному олимпийскому комитету не следовало назначать Игры в Сочи, и что проводить любые торжества в этих местах в 150-ю годовщину уничтожения их народа ужасающе бесчувственно.

    Когда, работая над книгой «Да будет наша слава велика», я посетил Сочи, меня поразила красота Красной поляны – места, в котором будут проходить соревнования лыжников, — а также ущелья, через которое надо пройти, чтобы до нее добраться. Там великолепные виды.

    Однако столь же поразило меня полное отсутствие следов того, что когда-то в этих местах жили черкесы. Между тем, речь идет о самом сердце их владений, из которого они были изгнаны после своего поражения армией царя Александра II. Я нашел лишь одно грушевое дерево, которое выглядело слишком старым, чтобы его могли посадить аристократы, колонизировавшие это отдаленное ущелье в конце 19 века. Только это доказывало, что кто-то обитал здесь до русских.

    Исходно черкесы жили по всему черноморскому побережью России, от Анапы до Абхазии, их территория простиралась на восток до границ Чечни. Они состояли в союзе с турками и блокировали продвижение русских на юг до 1864 года, когда они были вытеснены со своей земли и их сопротивление, подточенное чумой, было окончательно сломлено.

    Россия была не готова позволить буйным горцам оставаться в родных труднодоступных долинах, и войска погнали перед собой толпы черкесов к морю, где они погрузились на турецкие корабли и отплыли в Османскую Империю. Около 300 000 из них умерли от голода и болезней, которые поражали отчаявшихся беженцев.

    Их окончательный разгром произошел 21 мая 1864 года, точно в месте проведения Олимпиады-2014.

    Там, где солдаты царя устроили парад в честь своей победы, нет никакого памятного знака. В сущности, само место проведения парада сейчас погребено под вертодромом для самых почетных гостей.

    1 марта, Международная черкесская ассоциация обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой включить символ черкесского народа в символику Игр, подобно тому, как на Ванкуверской олимпиаде использовались эмблемы коренных народов Канады.

    Впрочем, маловероятно, что к этой просьбе прислушаются. Кампания за признание уничтожения черкесского народа геноцидом, которую ведут российские черкесы, не встречает у властей понимания, а ее участников чиновники откровенно притесняют.

    Более радикальные черкесские движения, в основном за пределами России, в которой живет лишь десять процентов черкесов, выдвигают другие требования, которые нравятся Кремлю еще меньше.

    Активисты движения «Нет Сочи-2014», объединяющего черкесов, предки которых бежали в Османскую Империю и которые проживают сейчас в Израиле, Иордании, Турции и других странах, проводили в Ванкувере акции протеста, требуя от МОК отменить Олимпиаду в России и перенести ее в другое место.

    «Мы, люди, отцы которых подверглись геноциду, вновь подчеркиваем, что мы сильнейшим образом осуждаем решение МОК. Не отдавайте зажженный в горах Кавказа факел свободолюбивого Прометея России – убийце свобод! Не подвергайте Сочи новому поруганию», — говорится в их заявлении.

  55. недобитому коммунисту says:

    Активисты требуют от российского правительства принести извинения за уничтожение черкесов, некогда обитавших в Сочи
    _____________________

    Вы наверное не знаете разницы между принесением извинений и запретом на возвращение…

    «Почему, согласно статье 5, черкесам запрещают возвращаться на родину, а именно Ставропольский край, где скоро на костях их предков будут проводиться зимние олимпийские игры 2014???»

    Не стоит статью провинциальной чешской газеты выдавать за мировой взгляд на проблему…
    Ни кто не делает глубоко идущих выводов по международным проблемам прочитав статью в Кустанайском Вестнике…

  56. борьке says:

    Не стоит статью провинциальной чешской газеты выдавать за мировой взгляд на проблему
    ———————————————————
    Типичный ответ шовика.

  57. недобитому коммунисту says:

    Судя по комментам адекватных среди казахов нет.

  58. борьке says:

    Борька, опиши адекватного казаха.

  59. Аноним says:

    О трагедии Кавказа мы знаем…
    Но это не тема разговора…
    __________________

    Вот ить жалость-то какая, о тактике выжженной земли и тотальном геноциде, скромно именуемым трагедией они знают, но разговаривать на энту тему не желают. Ну дык, вам, коренным жителям Кавказа, оно видней.

  60. сибирская республика says:

    Тем русским, не обижайтесь, кто относит себя к коренным жителям Сибири, пора подлечиться, а не то недалеко до того состояния, что вы возомните себя божественными.

  61. сибирская республика says:

    Ну надо же иметь такую фантазию или стукнуться головой об стенку, чтобы отнести себя к коренному народу Сибири.

  62. сибирская республика says:

    Серьезно, если вы не подлечитесь, то для мировой безопасности придется международным силам обезвредить неадекватных, как это было сделано с фашистской Германией.

  63. сибирская республика says:

    Чувствую, что русские переживают нелучшие времена в истории, если встали на фашистские рельсы.

  64. Аноним says:

    Айналайн Боратик — поезжайка в Россию. Как тебя там примут? По паспорту?

  65. Казак says:

    К Новгородской республике руские никакого отношения не имеют. Если почитать зар. исторические романы про походы викингов, то там упоминаются только три крупных цивилизованных города, это Киев, Новгород и Казань. Предков нынешних москвичей они описывают как диких, чумазых, живущих в землянках то ли полуживотных, то ли обросших бородами светлокожих обезьян, у которых не было не то что письменности, а у которых из орудий труда была лишь рогатина, с которой они сутки напролет бегали по лесам, то ли за медведем, то ли от него. Кто такие русские на данный момент в своем большинстве? А это народ в крови которого есть кровь московитов, не зря же Украйнцы всех русских называют москалями. Ту же Новгородскую республику уничтожил Иван грозный с москвичами, поубивав почти всех мужчин и изнасиловав всех новгородчанок и так москвичи поступали везде и со всеми, в Астрахани, Казани, Сибири, ВЕЗДЕ! Вот так и получился нынешний русский народ, в крови которых есть и благородная Тюркская, Скандинавская или Кавказская кровь, но присутствует и кровь недочеловеков — москвичей.

  66. Долой Колонизаторов says:

    Из уроков истории для казахов нужно сделать один главный вывод:»Избавляться от русских, пока они не уничтожили казахов и Казахстан».

  67. Аноним says:

    История для всех одна, только правдивая история, основаная на фактах.

  68. Жулдыз says:

    В статье много громких заявлений и нет фактов. Нужно читать Кабдеша Жумадилова и Олжаса Сулейменова, чтобы не потеряться в потоке истории. Ну и конечно недопустимо придумывание истории.

  69. Роман says:

    Я считаю, что важно постараться написать историю истинну, ведь она для нас одна.

  70. QR azamaty says:

    ananim idi padrachi

  71. ишим says:

    Нужны только достоверные факты, иначе смысл истории теряется в принципе.

  72. гунн says:

    Истории казахстана лет 100,а остальное фантастика

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.