АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Qazaq или Homo sovieticus ?[:]

[:ru]

(по поводу неформального празднования 23 февраля в Казахстане)
Великий Абай и его ученик Шакарим как истинные просветители определили главную причину многих бед, постигших казахское общество нач. ХХ века, назвав его «надандык» – незнание и невежество. Одна из тяжелых форм «надандык» – это историческое неведение и утрата этнической памяти. Как мы знаем, среди казахов еще есть субъекты и целые сообщества, которые слепо и инстинктивно (да, именно – в силу засевшего совкового инстинкта) продолжают отмечать в кругу своей семьи и друзей так называемое «23 февраля».
Отсюда актуализируется задача повышения общего уровня исторических знаний и исторического самосознания нашего народа. В частности, нисколько не очерняя определенные положительные сдвиги в истории Казахстана позднего советского периода (прежде всего при благословенном Динмухамеде Кунаеве) и отнюдь не отказывая людям в праве на «память о службе в рядах Советской Армии», все же доводить до сознания прежде всего граждан казахской национальности, «карасакалов» (в казахской традиции это –мужчины в возрасте 30-40лет, сейчас: 45-55 лет) и «аксакалов» (ныне 65 лет и более) ту неоспоримую истину, что Советская Армия – это, во-первых, ПРОШЛОЕ, ее не существует, причем, что важно, ее преемником являются Вооруженные силы Российской Федерации. И именно в России до сих пор есть праздник 23 февраля.
А у нас давно есть свой «7 мая» – День Вооруженных Сил Независимого Казахстана, вернее День Защитника Отечества, День мужчин (а не только якобы «молодых гвардейцев «Улан», как часто глупо и ошибочно полагают и, по-идиотски хихикая, отмахиваются от этого великого праздника многие невежественные казахские мужчины и женщины. Казалось бы: есть Общенациональный Праздник для прошлых и настоящих воинов, батыров и полководцев, всех мужчин. Кто и что мешает им приурочить свои воспоминания об армейской службе к этому священному Дню?! Тем более это отмечается в преддверии 8 мая – Дня памяти жертв Второй Мировой войны.
Во-вторых, Советская Армия – не просто прошлое, но особенно для казахского народа это – символ потери нашей Независимости, символ военной оккупации территории бывшей Казахской Автономии «Алаш Орда» (тогда еще Красной Армией, в 1918 г.), разгрома ею и Туркестанской автономии. Это – трагическая память о многочисленных кровавых акций советских военных против нашего народа, да и многих этносов СССР. Даже в самой России демократические силы, верующие и думающие русские, никогда не уважали Красную Армию и участие ее в терроре против собственного народа, священнослужителей и интеллигенции.
Не говоря о том, что и позже военные СССР участвовали во многих тайных преступлениях против мирного населения (пример: Семипалатинский атомный полигон), вторгались на территории чужих стран Европы и Азии (1956, 1968, 1979 и т.д.). Также в Советской Армии как нигде в мире приобрели массовый размах и зверский характер «неуставные отношения» — т.н. дедовщина, мордобой, эксплуатация, страшные унижения, включая издевательства над незнающим русского языка «нацменами» и «чурками» (или «чуркестанцами» /т.е. туркестанцами, из Средней Азии и Казахстана), в том числе и сексуальное насилие (о котором жертвы, тем более знающие о «намыс» и «уят» казахские парни тех поколений будут, конечно, упорно молчать, сцепив зубы, и даже делать сейчас вид, что им якобы тоже приятно вспоминать годы службы в рядах СА…).
К сожаленью, в общественном сознании Казахстана, к модернизации которого справедливо призвал наш Елбасы, пока живучи ошибочные стереотипы и искаженные образы прошлого, в том числе ностальгия по якобы благополучным временам СССР и Советской Армии которая выступала главным гарантом мощи и стабильности «Союза Нерушимого».
Видимо в преподавании Истории Казахстана в школах и вузах необходимо совершенствовать теоретико-методологические подходы, а именно обосновать и разъяснять один важный момент: о том, что Советский Союз прошел определенный путь трансформации своей политической системы. К 60-м гг. ХХ в. наконец-то были остановлены массовые кровавые репрессии, преодолена разруха и нищета и т.д., затем в промежуток 70-80 гг. наблюдались некое затишье, тренд созидания, развития, была видимость мира и дружбы народов. Советские люди впервые стали наедаться, а не жить впроголодь, как ранее, хотя дефицит продуктов питания, жилья и др. все равно оставался острым, а страна в полной международной изоляции и исповедуя безбожную идеологию, катилась к своему краху.
И вот именно этот поздний, мирный отрезок времени воспринимается сейчас в массовом сознании за «советский период», тогда как более ранние, «фашистские» этапы замалчиваются либо просто позабыты людьми. Конечно, прошлое нужно простить, поручив все Суду Божьему (по казахски «откенге салауат айту»). В то же время историки должны разъяснять, что СССР возник в 1922 г. И за все последовавшие позже преступления его правительства и армии, включая Голодомор, Репрессии, Атомные полигоны и пр. ответственно именно это государство, Советский Союз. Поэтому праздновать «День Советской Армии» значило бы косвенно одобрять все эти антигуманные акции и геноцид казахов.

Назира Нуртазина,
историк

[:]