алВ ближайшие годы произойдет кардинальное изменение инфраструктуры нескольких районов Жетысу – Карасайского, Илийского, Талгарского и Енбекшиказахского. К такому выводу пришли участники совещания по разработке долгосрочного плана формирования агломерации вокруг Алматы.

Так, аким Алматинской области Ансар Мусаханов отметил, что создание агломерации – это требование дня. По его словам, ежедневно на работу в мегаполис из прилегающих поселков прибывает почти полмиллиона человек, заезжает свыше 200 тыс. автомобилей. Глубокая экономическая связь области и города налицо, и вопрос участия в создании агломерации пригородных районов и Капшагая закономерен.

Кстати, в нынешнем Послании Главы государства народу особо отмечено, что крупнейшие города страны должны стать первыми современными урбанистическими центрами, а также очагами науки, притяжения инвестиций и населения. Они должны предоставлять качественные образовательные, медицинские, социокультурные услуги. Президент подчеркнул, что создание и развитие агломераций — важный вопрос с учетом огромной территории республики и низкой плотности ее населения.
По мнению участников совещания, основными критериями в данном контексте являются демографическая емкость и административный статус города-ядра, а также его логистический и экономический потенциал. Немаловажный вопрос — создание современной транспортной инфраструктуры.

В частности, при въезде в Алматы планируется построить пять автовокзалов. Для их размещения подготовят земельные участки в микрорайоне «Калкаман», на Кульджинском тракте, в поселках Первомайский, Каменка и Кайрат. В планах властей – возведение нового международного аэропорта близ села Жетыген, запуск легкорельсового транспорта по маршрутам Алматы-Талгар-Есик-Шелек, Алматы-Каскелен-Узынагаш. Первая пригородная электричка будет курсировать до Капшагая по действующей железной дороге.

Кроме того, в Жамбылском и Карасайском районах намечено строительство транспортно-логистических комплексов. Запланирована пробивка нескольких алматинских улиц от границы города до пересечения с будущим БАКАДом (кольцевой трассой, по которой транзитный транспорт пойдет в обход Алматы).

По информации Ансара Мусаханова, в районах, прилегающих к мегаполису, проживает около 1,2 млн. человек или 60% населения всего Жетысу. Именно поэтому вопросы развития пригородной зоны приобрели большую актуальность. Будет разработана межрегиональная схема алматинской агломерации. В нее войдут проекты, связанные со строительством жилья, размещением промышленных и аграрных производств. Не останутся без внимания торговая сфера, отрасли туризма и энергетики. Уже составлен план развития 58 населенных пунктов, согласно которому предусмотрено комплексное решение проблем газоснабжения, обеспечения жителей питьевой водой, электричеством.

Впрочем, есть еще ряд проблем, требующих срочного решения. Это отсутствие законодательной базы, порядка и условий градостроительного регулирования, загрязнение экологии. Аким Алматы Ахметжан Есимов сказал, что необходимо внести предложение Главе государства об объявлении моратория на освоение и изменение целевого назначения земельных участков пригородной зоны до установления режима их эксплуатации. По его словам, при формировании агломерации важно использовать Генеральный план пригородной зоны Алматы. Кроме того, нужно направить в Правительство предложения по созданию городов-контрмагнитов вокруг южной столицы, в которых должны действовать льготные условия для развития промышленности. Это позволит в значительной степени сократить маятниковую миграцию в мегаполис, заключил аким.

В свою очередь представители АО «Центр развития города Алматы», «КазНИИСА» и Института экономических исследований отметили необходимость утверждения границ будущей алматинской агломерации на законодательном уровне. Для этого понадобится тщательный анализ социально-экономического, демографического, инфраструктурного и экологического состояния территорий.

Как подчеркнул министр регионального развития РК Болат Жамишев, разработка Межрегиональной схемы территориального развития алматинской агломерации -логическое продолжение процесса выстраивания иерархии градостроительных документов, главным из которых является Генеральная схема организации территории Республики Казахстан.
«В межрегиональных схемах будут детализированы выбранные направления агломерационного развития, что предоставит уникальную возможность для объединения усилий центральных и местных исполнительных органов, бизнеса и общественности для решения проблем города Алматы и прилегающей территории Алматинской области», — заметил министр.
По итогам заседания решено разработать договорную модель управления агломерацией, создать координационный совет, а также заключить меморандум о совместной деятельности Минрегионразвития и акиматов. Уполномоченным чиновникам дано поручение подготовить информацию для определения ресурсного потенциала и границ пригородной зоны, системы расселения жителей. Исходя из этих и других данных и будет разработана Межрегиональная схема первой в республике агломерации, то есть компактного скопления населенных пунктов вокруг города-ядра.

Для сведения: крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио, в которой насчитывается 34—35 млн. жителей. По оценке ООН, в 2010 году в мире было около 449 агломераций. Наибольшее их количество расположено в Китае, США, Индии, Бразилии, России и Мексике.

 

 

Рубрика: