АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Процедура банкротства предприятий в Казахстане упростится[:]

[:ru]

Министерство финансов РК в четверг, 10 января, презентовало в мажилисе пакет поправок в законодательство, направленных на упрощение и сокращение сроков проведения процедур реабилитации и банкротства

По словам вице-министра финансов Каната Баедилова, сегодня в стране проходят процедуру банкротства порядка 4 тыс. субъектов бизнеса, еще 400 предприятий находятся в стадии реабилитации. Вместе с тем, он признал, что фактически «субъектов бизнеса, находящихся в сложном положении, значительно больше».

— Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес, — констатировал Баедилов. — В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъектов, наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. (…) В каждом третьем случае суд отказывает в применении реабилитации, мотивируя тем, что должник является платежеспособным.

Так, в настоящее время при применении процедуры реаблитации суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить неплатежеспособность.

— Законопроект предлагает облегчить эту задачу. Суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт положительного баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение, — пояснил Баедилов.

То же касается и процедур банкротства. Сейчас порядок открытия процедуры банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различные толкования понятий.

— К примеру, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассовой машины суд отказывает в признании ее банкротом, несмотря на ее огромные долги. Причина — должник не использовал все свои возможности при погашении долга за счет реализации активов. Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса. В связи с этим законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо установить факт отрицательного баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельство несостоятельности субъекта. Таким образом, законопроектом устраняется неопределённость, упрощается вход в процедуры реабилитации и банкротства, — отметил вице-министр.

Законодательно предлагается закрепить возможность применения процедур реабилитации для индивидуальных предпринимателей, на которых сегодня распространяется только возможность банкротства.

Еще одно предлагаемое новшество — снятие ареста со счетов и имущества с момента утверждения плана реабилитации. Сегодня законодательство не содержит соответствующей прямой нормы, и снятие ареста требует длительных судебных разбирательств. Поэтому законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу с момента утверждения судом плана реабилитации, что, по мнению Минфина, даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

Предложено также сократить сроки проведения процедуры банкротства. Вице-министр напомнил, что ведущая роль при проведении процедуры банкротства отведена кредиторам, так как они прямо заинтересованы в исходе процесса. Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов, что достаточно затратно по времени и финансам.

В среднем, по оценкам Минфина, на одного банкрота уходит до 7,5 месяцев — на созыв всех собраний и заседаний кредиторов. Поэтому законопроектом предложено передать часть полномочий собрания комитету кредиторов. В частности, это контроль за проведением процедуры банкротства, заключение договора с банкротным управляющим, утверждение плана мероприятий по ликвидации, утверждение сметы административных расходов, принятие решения об оценке имущества, принятие решения о взаимозачете.

— Комитет же избирается собранием и является его представительным органом. Однако, малочислен и процедура его созыва проще, — объяснил Баедилов. — За счет передачи этих полномочий ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

Предложено упростить и процедуру ликвидации длительно бездействующих должников — без возбуждения процедуры банкротства.

— На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности по времени и по финансам. Для их ликвидации проект закона предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора. Это позволит быстро и без лишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность, — уточнил вице-министр.

Действующее законодательство также предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. Для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами, доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества, на причинение ущерба кредиторам.

— Действующая формулировка состава преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. Проектом закона предложено конкретизировать состав преступлений должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов. То есть, достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов, — подчеркнул Баедилов.

При этом предусмотрено установление субсидиарной ответственности не номинальных должностных лиц, а фактически виновных в доведении должника до банкротства.

Руководитель управления реабилитации и банкротства Комитета государственных доходов Минфина Айгуль Уалиева пояснила, что законопроектом предложено внести изменения в Уголовный кодекс.

— Части 1 статей 238, 240 мы исключаем в связи с тем, что мы вводим новый состав «причинение имущественного ущерба законным требованиям кредиторов». Почему мы предлагаем новый состав взамен ложного и преднамеренного банкротства? На сегодняшний день при расследовании дел очень сложно понять грань между ложным и преднамеренным банкротством, потому что одно из другого вытекает. Статистика говорит о том, что по ложному банкротству у нас не возбудено ни одного уголовного дела, есть только дела по преднамеренному банкротству, — объяснила она.

Изменения коснутся и статьи 239 УК РК — доведение до неплатежеспособности.

— Данная статья была введена, когда вводился новый закон о реабилитации и банкротстве в 2014, но предусматривалось, что она будет применяться до того, как плательщик — субъект бизнеса будет признан банкротом. На самом деле эта статья тоже не рабочая, за 4 года ни одного уголовного дела по этой статье не возбуждено. Предлагаемая норма более четко приписывает, что подразумевается под причинением имущественного ущерба кредиторам, — объяснила представитель КГД МФ.

https://forbes.kz/process/expertise/protsedura_bankrotstva_predpriyatiy_v_kazahstane_uprostitsya/

[:]