АЛТЫНОРДА
Новости

«Протон-М» с российским спутником связи сгорел после старта. Опять сгорел…

протонДля расследования аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая при запуске в пятницу отклонилась от расчетной орбиты и не смогла вывести в космос самый мощный отечественный спутник связи, создана специальная комиссия. Официальной информации о случившемся немного. По данным источников в космической отрасли, ракета-носитель вместе со спутником сгорели над Тихим океаном

«Совсем точных данных нет»

Госкомиссия начала исследовать причины аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р», но так и не смогла этого сделать, сообщила в пятницу пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.

«В настоящее время представители госкомиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причины возникновения нештатной ситуации», — сказала пресс-секретарь, ее слова приводит ИТАР-ТАСС.

По словам источника в ракетно-космической отрасли, обломки «Протона» вместе с выводимым спутником сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.

«Совсем точных данных — над каким районом сгорели в атмосфере фрагменты “Протона” — пока нет. Приблизительно, над Тихим океаном», — вместе с тем отметил он.

По некоторым данным, основная часть ракеты и спутника могли сгореть, но отдельные мелкие обломки все же имели возможность долететь до Земли. Нештатная ситуация произошла примерно на высоте 161 км из-за отклонения «Протона-М» от траектории полета, «ошибки по углу и крену», отметил источник.

Также в качестве вероятных районов падения первоначально назывался Алтайский край. Но точно известно, что произошло это не на территорииКазахстана, откуда стартовал запуск космического аппарата. Никаких данных о жертвах и разрушениях в связи с падением ракеты при этом не было.

Ранее еще один источник в Роскосмосе допускал, что ракета-носитель и спутник связи все еще находятся на нерасчетной орбите.

«Вероятнее всего, ракета-носитель “Протон-М” в данный момент находится на нерасчетной орбите. Аварийное отключение двигательной установки, которое произошло на 540-й (по другим данным, на 545-й) секунде во время работы третьей ступени, не обязательно должно было привести к ее падению», — пояснял он.

протон

ЧП на 540-й секунде говорит о том, что третья ступень ракеты не доработала порядка 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».

Еще один источник — на космодроме Байконур — сообщил, что у ракеты-носителя «Протон-М», вероятнее всего, отказал рулевой двигатель третьей ступени. Других подробностей он не рассказал.

Третья ступень

Ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным и высокотехнологичным на сегодня российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» была запущена с Байконура в расчетное время — 1.42 по московскому времени, сообщает РИА «Новости».

Поначалу представители Роскосмоса говорили о том, что нештатная ситуация произошла в рамках работы первой или второй ступени ракеты-носителя, потом появилась информация – что между второй и третьей.

По последним данным, которые подтверждают в Российском космическом агентстве и Центре имени Хруничева, ЧП произошло во время работы третьей ступени ракеты.

Между тем, высказывается предположение, что ядовитый гептил, содержащийся в ракетном топливе «Протона», скорее всего, сгорел в верхних слоях атмосферы и не угрожает экологии.

«Роскосмос уже официально подтвердил озвученную ранее информацию о том, что авария произошла во время работы третьей ступени “Протона”, когда ракета находилась в верхних слоях атмосферы. Вероятнее всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком и самым мощным российским спутником связи», — сообщил РИА «Новости» источник в космической отрасли.

В связи с происшествием уже объявлено, что будущие старты ракет-носителей «Протон» с Байконура отложены до выяснения причин произошедшего. Ближайший из запусков должен был состояться 15 июля этого года.

Свое отношение к происходящему высказывают и жители других стран и даже континентов. Так, официальный представитель Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) капитан Руфь Кастро сообщила ИТАР-ТАСС о том, что неудачный запуск «Протона» не представляет угрозы для США или Канады.

Она отметила, что в НОРАД знают о случившемся: «НОРАД обычно следит за запусками различных ракет по всему миру», — пояснила представитель командования.

«В связи с нынешней аварией “мы не обнаружили ничего, что может представлять угрозу для Северной Америки”, — подчеркнула Кастро, добавив, что больше ей нечего сказать.

Аппараты и аварии

Космический аппарат “Экспресс-АМ4Р” был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП “Космическая связь” в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

“Экспресс-АМ4Р” являлся третьим космическим аппаратом серии “Экспресс”, запущенным в 2014 году. “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М” 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники “Экспресс-АТ1” и “Экспресс-АТ”.

Известно, что спутники серии “Экспресс” застрахованы на 2,5 млрд рублей.

“Протон-М” — это ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. Она является модернизированным вариантом ракеты-носителя “Протон-К” с улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.

На модернизированном носителе установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса. Применение в составе ракеты-носителя “Протон-М” разгонного блока “Бриз-М” позволяет увеличить массу полезной нагрузки.

Последняя авария с “Протоном” произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты-носителя с тремя российскими навигационными спутниками “Глонасс-М” они упали.

Эта авария подтолкнула реорганизацию ракетно-космической отрасли России. Сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Производство разбившейся ракеты-носителя “Протон-М” и трех спутников “Глонасс-М”, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.

Случаются в российском сегменте космических исследований и другие аварии.

Так, 15 апреля целая группа космических аппаратов системы ГЛОНАСС некоторое время подавала условный сигнал “нездоров”. По одним данным, виноват был “переход на новый контур управления” и “особенности настройки бортового программного обеспечения спутников”, по другим – традиционный человеческий фактор.

Предыдущий сбой  произошел 11 апреля. Тогда сообщалось, что правильно работают 22 спутника из 24. Поэтому система не могла обеспечить навигационным сигналом всю поверхность планеты.

2 апреля система также выходила из строя, и оставалась в таком положении более 10 часов. Ошибка возникла одновременно практически на всех аппаратах. Тогда проблему объясняли человеческим фактором – программной закладкой на борт аппаратов неверных данных.

http://news.mail.ru