казахиДанный аспект проблемы показывает, что главной задачей и заботой государства является достижение и укрепление безопасности по отношению к другим странам. Необходимо добиваться максимально возможного снижения чужого негативного влияния на происходящее в Казахстане и, естественно, повышения своего позитивного влияния. И в этой связи, необходимо формирование философии или стратегии достижения глубины безопасности как в экономическом (социальном), так и в политическом (военном) плане. Необходимо понимание оплота, цитадели, геополитического и геостратегического центра страны, который, кстати, не всегда совпадает с ее административным центром — столицей.

Дело в том, что Казахстан до сих пор не преодолел негативного влияния географических сложностей: его западные области соединяются с юго-восточными посредством локальных автомобильных и железнодорожных коридоров, проходящих по северному региону страны. Прямой и кардинальной трассы, транснационального пути, типа «национального шоссе» в США, который бы пролегал через центральные районы и обслуживал формирующуюся экономику центра, юга и юго-запада страны, пустынь и полупустынь Бетпак-Далы, а в целом был бы интегрирован в международный трансконтинентальный путь, еще нет. И даже когда он построится, потребуется очень много времени, чтобы обустроить эти малозаселенные земли. Поэтому, говорить о том, что в ближнесрочной или среднесрочной перспективе «проклятие пространства» будет преодолено, нет никакой серьезной возможности, потому что возникшие на очереди проекты интеграции незаселенных и малозаселенных территорий в структуру южного региона и в целом в структуру экономики государства, потребуют еще большего времени, духовных и материальных ресурсов нации. Это первое.

       Второе. География Казахстана в силу протяженности его границ способствует большей приграничной и межгосударственной экономической интеграции с северным соседом — Россией, что является как возможностью, так и вызовом. Возможность заключается в расширении торговли для заселения северных территорий представителями государствообразующего казахского этноса и социально-экономического развития северных территорий, но вместе с тем, данная возможность должна быть ограничена, вернее, подчинена более важной возможности укрепления и развития центральных регионов страны посредством экспорта человеческих и иных ресурсов с юга и юго-востока страны. Вместе с тем, поскольку у страны в приоритете развития должен стоять свой геостратегический центр, который необходимо укреплять как такой форпост, с которого начинается сама идея независимого Казахстана, его также необходимо развивать приоритетным образом. Этим форпостом с полным правом можно назвать лишь юго-восток страны с центром в Алматы.

С другой стороны, приграничная и межгосударственная экономическая интеграция с южными соседями была бы предпочтительней в силу родственности культур, близости цивилизационных и мировоззренческих установок. И в этом смысле, Алматы должен будет играть еще большую роль как геополитический и геокультурный центр аккредитации и имплементации культурно-исторических предпочтений и интересов родственных народов. Находящийся практически на стыке границ со среднеазиатским регионом, «спиной к спине» со своими братьями – тюркскими этносами, Казахстан в регионе Алматы имеет цитадель, центр молодого независимого государства, из которого распространяются все самые значимые импульсы, развивается энергетика национально-государственного устройства.

дорога

       Именно с этого центра началась экспансия (распространение) политических, экономических и социальных возможностей на север и запад. Согласно этому вектору была перенесена и столица страны, началась миграция и пошли инвестиции. Пошло по этому пути и наполнение пространства национальным духом. Алматы продолжает быть геостратегическим центром Казахстана и сегодня, генерируя интеллектуальные и культурные импульсы развития, питая растущую и развивающуюся политико-экономическую структуру государства. В этом причина геополитической устойчивости государства в целом. В противном случае, если не сохранять за Алматы функции финансового, экономического и культурного центра, наполняющего бюджет страны почти на 40% финансовыми средствами и налогами, а также, если не дополнить его функциями транзитного и коммуникационного хаба, транспортно-логистической и экономической агломерации мирового уровня, то и мотивация продвижения национально-государственного развития на север и запад существенно снизится. Человеческие, экономические и иные ресурсы Алматы должны расти быстрее всех остальных агломераций и регионов Казахстана, чтобы питать их живительной силой собственных энергетических импульсов политического, социального, экономического, культурного и цивилизационного свойства, накопленного в предшествующий независимости период в статусе столицы Казахской ССР.

Алматы для страны должен стать городом выдающихся культурных и образовательных традиций мирового уровня, таким, как например, Санкт-Петербург для России или Барселона для Испании и т.д. Для других городов Казахстана с силу сохраняющегося до сих пор их провинциального статуса осуществление и реализация данной функции является практически невозможной и непосильной задачей.

Для Астаны, отметившей недавно 15-летие своего столичного статуса, наметившееся преодоление провинциального характера рискует затянуться, поскольку сугубо административные функции главного города страны сами по себе не решают данную задачу, если не предпринять усилий иного, духовного и культурно-цивилизационного характера, не создать атмосферу политической и метафизической конкуренции, внедрить стандарты новой демократической культуры и политики. Ведь Алматы именно в силу этих сохраняющихся традиций духовных и метафизических инноваций, либерально-демократической атмосферы и укорененности национальной культуры, сохраняет свой цивилизационный потенциал, благодаря которому его способность генерирования импульсов национального духа распространяет и заполняет национальное пространство новыми суверенно-национальными атрибутами и свойствами, атрибутами и свойствами важного в конечном смысле этого слова геостратегического свойства.

Исчерпание ресурсов данного геостратегического центра будет отражаться и на снижении энергетики новой столицы Казахстана – Астаны как в вопросах социально-экономического развития региона, так и снижении влияния и веса Астаны как в частности в евразийских интеграционных процессах, так и в общем — во внешнеполитическом позиционировании государства. Последнего допускать нельзя, ибо найдется много желающих взять управление этими процессами под свой контроль и проводить собственные имперские сценарии объединения постсоветского пространства. Что далеко ходить, всем известно, как Россия в последние годы скоропостижно занялась продвижением собственных проектов интеграции, выдвигая немыслимое число инициатив, большинство из которых просто не адекватны современным обстоятельствам.  Чтобы не допустить этого, необходимо усилить метафизическое значение Алматы и региона посредством философского перенастраивания национального самосознания на формат достижения неоспоримого суверенитета и стабильного геополитического равновесия в регионе Центральной Азии, открыв для этого полноценный формат социально-экономического сотрудничества и торговли со странами ЦА, а также через Хоргос и другие каналы с нашим растущим и быстроразвивающимся соседом – Китаем, доказавшим отсутствие каких-либо экспансионистских намерений в отношении как нашей страны, так и всего постсоветского пространства. Тем более, что сегодня открываются все новые и новые свидетельства близости тюркской и китайской культуры, моделей поведения и кодексов жизни, в истории тюрки и китайцы жили рядом всегда. Поскольку, у Казахстана, стран ЦА и Китая имеется огромный опыт взаимодействия и решения проблем, а значит откладывать открытие полноценного формата сотрудничества в самых разных сферах с нашими стратегическими партнерами – ЦА и КНР нельзя ни в коем случае, это необходимо делать, не дожидаясь вступления Казахстана в ВТО. Стать для Европы восточными воротами в Китай совместно со странами ЦА (Кыргызстан, кстати давний член ВТО, еще не воспользовался своим коридором), важнейшая задача региона Алматы. Настало время преодолеть узкий формат Таможенного союза и ЕЭП, определив их место для Казахстана в глобальной структуре ВТО в качестве частного элемента региональной торгово-экономической политики.

дорога

      Важнейшими направлениями и сферами активизации региональной политики для Алматы могут стать:

— создание эксклюзивных условий для кардинального развития малого и среднего бизнеса (МСБ), способного произвести переворот в социально-экономической ситуации всей страны, для формирования инновационной экономики всего региона;

— создание предпосылок для сохранения за Алматы статуса культурной и образовательной столицы государства, в которой бы в особом статусе действовали самые конкурентоспособные университеты и научно-образовательные учреждения;

— формирование центрально-азиатского регионального финансового центра;

— формирование центрально-азиатского транспортно-логистического и коммуникационного узла континентального значения.

Для реализации этих параметров, в первую очередь необходимо начать строительство самого крупного на всем постсоветском пространстве международного аэропорта как, например, в Стамбуле или Дубае, где приземлялись бы самолеты 150-200 авиакомпаний мира с пассажирооборотом в 50-60 миллионов человек. Этот шаг кардинально бы переориентировал трансконтинентальные авиа- и пассажиро-потоки Евразии, замкнув бы их центр на Алматы.

Во вторую очередь необходимо начать перестройку всего Алматинского регионального транспортного узла – железнодорожных путей, вокзалов и терминалов, автомобильных трасс и магистралей, ориентированных на все части света (включая, к примеру, по принципу круговой концентрированности, движение железнодорожного и легкорельсового транспорта в районные центры Алматинской области, совместное с заинтересованными странами проектирование и прокладку международной автомобильной трассы через горы на Иссык-Куль, в Кыргызстан, скоростной железнодорожной магистрали и международной автомобильной трассы в Таджикистан через Кыргызстан, а также скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей в самые крупные города Узбекистана, строительство железнодорожного вокзала, как в Берлине, способного принимать хотя бы 300 поездов ежедневно; строительство лучших автомагистралей, как во Франции, ОАЭ, Сингапуре, строительство самого большого центрально-континентального международного аэропорта, как лондонский Хитроу, вошедший в рейтинг «Форбс» как самый удобный аэропорт. Кстати, с открытием 5-го терминала в Хитроу поток пассажиров, например, увеличился до 90 млн. человек и т.д.).

хоргос

        Усиление геополитического и геоэкономического значения Алматы возможно на пути его превращения в настоящий современный мегаполис с населением порядка 5-6 миллионов человек (в течение 20-30 лет) и с инфраструктурой, соответствующей инфраструктуре центральных городов и столиц Европейского Союза и других крупнейших мировых агломераций. Алматы, в силу географических условий никогда не сможет быть большим морским портом наподобие Роттердама, Амстердама или Гамбурга, тем не менее, он может быть не менее важным и не менее большим и эффективным транспортно-логистическим хабом, узлом, обеспечивающим перевалку огромного количества грузов, материалов, капиталов и человеческих ресурсов благодаря мощному развитию железнодорожных, автомобильных, трубопроводных, авиационных и иных перевозок, перемещений, включая передачу энергии через ЛЭП и перевозку людей транспортными дирижаблями. Обеспечивая перевалку грузов с востока на запад, с севера на юг, и наоборот, Казахстан через Алматы существенно оживил бы свои торгово-экономические связи  со своими южными соседями – Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, превращая ЦА в активный, полностью самодостаточный в социально-экономическом и политическом плане регион.

Более того, привлекательные природные условия жизни в Алматинской области и юго-восточном регионе в целом, позволили бы вслед растущей, ориентированной на транспорт, логистику и коммуникации, экономикой и промышленностью региона, более плотно заселить все его пространство вплоть до границ с КНР. Такая повышенная поселенческая плотность и густонаселённость имела бы кардинальное значение для улучшения демографической ситуации в стране, позволила бы генерировать большую рождаемость и направлять избыточные людские ресурсы на север и запад страны.

Параллельно этому, необходимо создавать институциональные условия для повышения конкурентоспособности в культурной и образовательной, туристической и спортивной сферах, а также в сфере здравоохранения Алматы, которые существенно повысили бы качество людских и человеческих ресурсов для их использования на всей территории нашего государства.

       Итак, современный внутренний геополитический вектор государственного строительства должен продолжать усиливаться из Алматы, концентрируясь в Астане и продвигаясь дальше на север и запад.

       С одной стороны, во-первых, на западе Казахстана он будет концентрироваться на Мангыстауском регионе в районе Актау, где его наполнение требует превращения порта, города и в целом региона в морской региональный транспортно-логистический хаб, наподобие вышеназванных европейских портов, с выходом через Азербайджан и Грузию в Турцию и далее в южную и центральную Европу. Во вторых, актуализация мангыстауского транспортно-экономического узла в направлении Туркменистана и далее на юг, позволила бы выйти через Иран в «святая святых» современных морских коммуникаций — Персидский залив.

С другой стороны,  на севере данный вектор не заканчивается границами нашей страны с Россией, а продолжается дальше, в том числе, распространяясь и на территорию России в частности на Сибирь и Дальний Восток в виде древних миграционных путей и современных интеграционных инициатив определенного, конкретного, не допускающего какую-либо потерю суверенитета, свойства. Посредством этих инициатив временного характера, не допускающих несвоевременного создания каких-либо наднациональных органов и жестко контролирующих Евразийскую экономическую комиссию, Казахстан распространяет и усиливает свое влияние как государство, основывающее свое развитие на формировании внутренних резервов, усилении функциональной мощи, возрастании и возмужании национального духа, т.е. как растущая и развивающаяся империя культуры и уникальной, основанной на гармоничном сочетании западного рационализма и восточного универсализма, цивилизации.

Имея в виду северное направление геополитического вектора, следует учитывать то, что тюрки как автохтоны проживали на территории всей современной восточной России задолго до Золотой Орды. И их сегодняшнее продвижение на север и запад (переселенческая и трудовая миграция), встречающее сильное противодействие российских властей (облавы, депортации и т.д.), может быть отголоском прошлого, воспоминанием известного испокон веков маршрута – новым циклом возвращения в родные края.

казахский флаг

       Наконец, данный северо-западный вектор олицетворяет движение национального самосознания по европейскому модернизационному пути с достижением цивилизационных стандартов человеческого развития.

Итак, дорожная карта геополитического вектора развития Казахстана может и должна быть оформлена как направление заполнения национальным духом национального пространства, как путь его пространственно-территориального месторазвития, межрегионального взаимодействия и кооперации, интеграции регионов в общую геоэкономическую и геополитическую структуру страны, усиление которой позволит эффективно достичь целей дальнейшего геополитического позиционирования Казахстана в ХХI веке в актуальных для него геополитических проектах: тюркском и европейском[1].



[1] См.: Тулешов В.У.          Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 1. Географический аспект. —  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 26 августа 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/08/26/философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект/gkan . Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 2. Логика возвращения в родные пенаты. —  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 4 сентября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/09/04/Философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект.-часть-2.-логика-возвращения-в-родные-пенаты/gr .  Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 3. Закат евразийства. — Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 16 сентября 2013 года.  http://carnegieendowment.org/2013/09/16/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-3.-закат-евразийства/gna0 . Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 4. Исторический аспект. — Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 9 октября 2013 года.   http://carnegieendowment.org/2013/10/09/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-4.-сторический-аспект/gpkg. Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. (Окончание). — Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 21 октября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/10/21/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-окончание/gqtu.

Рубрика: