АЛТЫНОРДА
Народ в потоке историиНовости Казахстана

Профессор Валихан ТУЛЕШЕВ. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект.

валиханТема, вынесенная в заглавие, долгие годы подспудно присутствовала в политическом дискурсе нашего государства. Она была как бы в тени, поскольку молодому, функционально слабому  государству приходилось действовать осторожно, не вызывая подозрений относительно его долгосрочных стратегических интересов. Теперь же, когда относительная устойчивость государства обеспечена стабильностью его институтов, настало время приоткрыть завесу философии государственной политики, которая уже имманентно присутствует в Стратегии «Казахстан 2050» в самых общих чертах.

Глава 1. Географический аспект. Геостратегический центр Казахстана.

      Данный аспект показывает, что главной проблемой и заботой государства является достижение и укрепление безопасности по отношению с другими странами. Необходимо добиваться максимально возможного снижения чужого влияния на происходящее в Казахстане и, естественно, повышения своего влияния. И в этой связи, необходимо формирование философии или стратегии достижения глубины безопасности как в экономическом (социальном), так и в военном (политическом) плане. Необходимо понимание оплота, цитадели, геополитического и геостратегического центра страны, который не всегда совпадает с ее столицей.

Дело в том, что Казахстан до сих пор не преодолел негативного влияния географических сложностей: его западные области соединяются с юго-восточными посредством локальных автомобильных и железнодорожных коридоров, проходящих по северному региону страны. Прямой и кардинальной трассы, транснационального пути, типа «национального шоссе» в США, который бы пролегал через центральные районы и обслуживал формирующуюся экономику центра,  юга и юго-запада страны, пустынь и полупустынь Бетпак-Далы, а в целом был бы интегрирован в международный трансконтинентальный путь, еще нет. И даже когда он построится, потребуется очень  много времени, чтобы обустроить эти малозаселенные земли. Так что, говорить о том, что в ближнесрочной или среднесрочной перспективе «проклятие пространства» будет преодолено, нет никакой серьезной возможности, потому что возникшие на очереди проекты интеграции незаселенных и малозаселенных территорий в структуру южного региона и в целом в структуру экономики государства, потребуют еще большего времени, духовных и материальных ресурсов нации. Это первое.

Второе. География Казахстана в силу протяженности его границ способствует большей приграничной и межгосударственной экономической интеграции с северным соседом, что является как возможностью, так и вызовом. Возможность заключается в расширении торговли для заселения северных территорий представителями государствообразующего этноса и социально-экономического развития, но вместе с тем, она должна быть ограничена, поскольку у страны в приоритете развития  должен стоять свой  геостратегический центр, который необходимо укреплять как такой форпост, с которого начинается сама идея независимого Казахстана. А этим форпостом с полным правом можно назвать лишь юго-восток страны с центром в Алматы.

алматы

       С другой стороны, приграничная и межгосударственная экономическая интеграция с южными соседями была бы предпочтительней в силу родственности культур, близости цивилизационных и мировоззренческих установок. И в этом смысле, Алматы должен будет играть еще большую роль как геополитический и геокультурный центр аккредитации и имплементации культурно-исторических предпочтений и интересов родственных народов. Находящийся практически на стыке границ со среднеазиатским регионом, «спиной к спине» со своими братьями – тюркскмими этносами, Казахстан в регионе Алматы имеет цитадель, центр молодого независимого государства, из которого распространяются  все самые значимые импульсы, развивается энергетика национально-государственного устройства.

Именно с этого центра началась экспансия политических, экономических и социальных возможностей на север и запад. Согласно этому вектору была перенесена и столица страны, началась миграция и пошли инвестиции. Пошло по этому пути и наполнение пространства национальным духом. Алматы продолжает быть геостратегическим центром Казахстана и сегодня, генерируя интеллектуальные и культурные импульсы развития, питая растущую и развивающуюся политико-экономическую структуру государства. В этом причина геополитической устойчивости государства в целом. В противном случае, если не сохранять за Алматы функции финансового, экономического и культурного центра, наполняющего бюджет страны почти на 40% финансовыми средствами и налогами,  мотивация продвижения на север и запад существенно снизится.

Исчерпание ресурсов данного геостратегического центра будет отражаться и на снижении энергетики новой столицы Казахстана – Астаны, как в вопросах социально-экономического развития региона, так и снижения  влияния и веса Астаны в евразийских интеграционных процессах. Последнего допускать нельзя, ибо найдется много желающих взять управление этими процессами под свой контроль и проводить собственные имперские сценарии объединения постсоветского пространства. Что далеко ходить, всем известно, как Россия в последние годы скоропостижно занялась продвижением собственных проектов интеграции, выдвигая немыслимое число инициатив, большинство из которых просто не адекватны современным обстоятельствам. Чтобы не допустить этого, необходимо усилить значение Алматы и региона, открыв полноценный формат социально-экономического сотрудничества и торговли через Хоргос и другие каналы с нашим растущим и быстроразвивающимся соседом – Китаем, доказавшим отсутствие каких-либо экспансионистских намерений в отношении, как нашей страны, так и всего постсоветского пространства.  Тем более, что сегодня открываются все новые и новые свидетельства близости тюркской и китайской культуры, моделей поведения и кодексов жизни, в истории тюрки и китайцы жили рядом всегда. Поэтому, у Казахстана и Китая имеется огромный опыт взаимодействия и решения проблем, а значит откладывать открытие полноценного формата сотрудничества в самых разных сферах с нашим стратегическим партнером – КНР нельзя ни в коем случае, это необходимо сделать сразу, не дожидаясь вступления Казахстана в ВТО. Стать для Европы восточными воротами в Китай, пока Кыргызстан (кстати, давний член ВТО) не воспользовался своим коридором, важнейшая задача региона Алматы. Настало время преодолеть узкий формат Таможенного союза и ЕЭП, определив их место для Казахстана в глобальной структуре ВТО в качестве частного элемента региональной торгово-экономической политики.

алмат

       Усиление значения Алматы возможно на пути его превращения в настоящий современный мегаполис с населением порядка 5 миллионов человек (в течение 30-40 лет) и с инфраструктурой, соответствующей инфраструктуре центральных городов и столиц Европейского Союза. Алматы, в силу географических условий, никогда не сможет быть большим морским портом, наподобие Роттердама, Амстердама или Гамбурга. Тем не менее, Алматы может быть не менее важным и не менее большим  и эффективным транспортно-логистическим хабом, узлом, обеспечивающим перевалку огромного количества грузов и материалов, благодаря мощному развитию железнодорожных и автомобильных, трубопроводных и иных перевозок. Включая передачу энергии через ЛЭП.  Обеспечивая перевалку грузов с востока на запад и наоборот, Алматы существенно оживил бы свои торгово-экономические связи с южными соседями – Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, превращая  ЦА в полностью самодостаточный в социально-экономическом и политическом плане регион.

Более того, привлекательные природные условия жизни в Алматинской области и юго-восточном регионе, позволили бы вслед за растущей, ориентированной на транспорт и логистику, экономикой и промышленностью региона, более плотно заселить все его пространство вплоть до границ с КНР. Такая повышенная плотность и густозаселенность имела бы кардинальное значение для улучшения демографической ситуации в стране, позволила бы генерировать большую рождаемость и направлять избыточные людские ресурсы на север и запад.

Итак, современный внутренний геополитический вектор государственного строительства идет из Алматы, концентрируясь в Астане и продвигаясь дальше на север и запад.  И он не заканчивается границами нашей страны с Россией, а продолжается дальше, в том числе, распространяясь и на территорию России в виде интеграционных инициатив определенного, конкретного, не допускающего какую-либо потерю суверенитета, свойства. Посредством этих инициатив временного характера, не допускающих создания каких-либо наднациональных органов и жестко контролирующих Евразийскую экономическую комиссию, Казахстан распространяет и усиливает свое влияние. Как государство, основывающее свое развитие на формировании внутренних резервов, усилении функциональной мощи, возрастании и возмужании национального духа, т.е. как растущая и развивающаяся империя (не в старом смысле слова, хотя и такие коннотации также могут быть актуальными).

С другой стороны, следует учитывать то, что тюрки как автохтоны проживали на территории сегодняшней России задолго до Золотой Орды. И их сегодняшнее продвижение на север и запад (переселенческая и трудовая миграция), встречающее сильное противодействие российских властей (облавы, депортации, концентрационные лагеря и т.д.), может быть  отголоском прошлого, воспоминанием известного испокон веков маршрута, возвращением в родные края.

фильт

Продолжение следует….