АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Преподаватели рассказали, почему студенты дают взятки[:]

[:ru]

По результатам анкетирования общий индекс восприятия коррупции в 12 вузах составил 4,75 балов из 5 возможных.

Руководитель территориального департамента Агентства по г.Нур-Султан, а также проектного офиса «Астана-адалдык аланы» Жазира Жылкышиева рассказала на брифинге о результатах работы по профилактике коррупции в сфере образования, сообщает Zakon.kz.

По ее словам, с начала года особый акцент поставлен на сферу высшего образования.

— Сегодня по всей республике аналогичными проектными офисами «Адалдық алаңы» пропагандируются принципы честности и добропорядочности. Повсеместно открываются магазины честности, которые работают без продавцов. Любой желающий может взять товар и положить определенную сумму в специальные кассы, взаимодействуя при этом только с собственной совестью, — сказала она.

Подобные магазины открыты во всех вузах столицы.

— Мы уверены, что подобным способом в молодых людях будут воспитываться правильные и адекватные человеческие качества, — сказала Жылкышиева.

Руководитель департамента отметила, что важно понимать, насколько принимаемые меры воспринимаются студентами и имеют ли положительный эффект.

В связи с этим в апреле в крупных вузах столицы был проведен анонимный опрос студентов и преподавателей на предмет наличия коррупционных взаимоотношений.

По результатам анкетирования общий индекс восприятия коррупции в 12 вузах составил 4,75 балов из 5 возможных, где 1 – отрицательное значение (неудовлетворительно, очень плохо) 5 – максимальная положительная оценка — отлично. Кроме того, из опрошенных респондентов 87,6% никогда не сталкивались с недобросовестными практиками (взятки, подарки, личные связи), только 6,3 % ответили положительно, 7,1% отказались отвечать.

71,3% опрошенных студентов указали, что академическая честность является нормой для их университета.

— В целом результаты социологического исследования показывают положительную динамику всеобщего неприятия коррупции и вовлеченность большинства студентов в процесс опроса. Так на вопрос об ассоциации с понятием «коррупция» подавляющее большинство выбрали вариант ответа, что это «зло», с которым обязательно нужно бороться», — отметила Жылкышиева.

Но вместе с тем 26% студентов ответили, что это обычное явление, с которым бороться бесполезно.

В вопросе о понятии «коррупции в вузе» все респонденты сошлись во мнении, что это чревато выпуском неквалифицированных специалистов.

13,5% преподавателей также отметили, что коррупция порождает непрофессионализм преподавателей.

Анкетирование показало, что студенты оценивают уровень коррупции в вуз как «средний» и «довольно высокий».

В то время как преподаватели считают этот уровень «средним» и «низким».

— Основные причины, по которым возникают подобные факты, по мнению студентов это — низкая заработная плата преподавателей, отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства вуза/Министерства образования и науки РК, недстаточная антикоррупционная культура и безнаказанность.

Преподаватели основными факторами возникновения коррупции также считают низкую заработную плату (35%) и безнаказанность (17%), — пояснила глава департамента.

Вместе с тем студенты университета Туран-Астана, КАЗУТБ, университета «Астана» и КАЗАТУ отметили высокую вероятность приобретения дипломов.
Студенты Медицинского университета выбрали свой вариант ответа, где изложены иные рисковые процедуры (20%).

Ответы преподавателей также указали на вышеперечисленные риски.

Опрос показал, что основные причины, подталкивающие студентов давать взятки это — нежелание студента учить предмет, ненадобность знаний по предмету и низкий уровень преподавания предмета, его «неинтересность».

К тому же результаты опроса в Медицинском университете, университете Астана и КАЗУТБ показали, что преподаватели часто занимаются вымогательством (12%, 14% и 37% соответственно).

Вместе с тем, основные причины по которым взятки берут преподаватели, по мнению тех же самых педагогов это — низкие заработные платы и низкие моральные качества.

Большинство студентов сошлись во мнении, что инициаторами взяток являются обе стороны. Но также ответ, что сама система отношений (среда) подталкивает на такие факты, тоже имеет место быть.

Однако преподаватели часто указывали и на то, что их провоцируют сами студенты (15%). На вопрос о том, какую взятку давали студенты, сумма варьируется до 20 тысяч тенге.

Выбирая верный метод противодействия коррупции в вузе студенты разошлись во мнениях.

По мнению одних, нужно законодательно закрепить меру ответственности за получение взятки. Другие высказались о повышении заработных плат.

Третьи считают, что введение коррупционного рейтинга вузов окажет влияние на существующее положение дел.

Также студенты посчитали нужным принятие кодексов этического поведения преподавателей и студентов, обеспечение прозрачности принятия управленческих решений, включая распределения финансирования и прочее.

Преподаватели же посчитали лишь два верных метода – это повышение заработных плат и определение ответственности за получение взяток.

Подавляющее большинство респондентов, как студентов, так и преподавателей, выказали готовность участия в мероприятиях по противодействию коррупции – более 50%.

https://www.zakon.kz/4966427-chto-dumayut-studenty-i-prepodavateli.html

[:]