Город-призрак

(часть 1)

 

«Халик» (по казахски «народ», «творения»)

– одно из 99 Имен Всевышнего Аллаха

 

Я знаю, что в моей жизни ничего случайного не бывает. Прошлым летом мне «вдруг» представилась возможность совершить большой хадж. При содействии Верховного муфтия Казахстана шейха Серикбай-хаджи Сатыбалдыулы Ораза, на средства  эмиратского благотворительного фонда шейха Заида бин Султан Аль-Нахайяна. Всевышний дал мне уникальную возможность посетить священные Мекку, Медину, молиться на горе Арафат, выполнять ритуалы исламской религии в долинах Мина, Муздалифа. Хадж – это тема особого разговора, и мои дневники паломничества пока еще не «заговорили»…

А в начале этого лета я «случайно» поехала на наше озеро Алаколь. Притом со стороны Алматинской области, а не ВКО (хотя Восточный Казахстан – моя малая родина), в курортный поселок Акчи (Ақши), левый берег. Маршрут, по всей вероятности, был предопределен. Хотя бы для того, чтобы я написала настоящее эссе. И произнесла религиозное проклятье в адрес загрязнителей природы и людских душ в лице владельцев и покровителей известного санатория.

Суть моего заклятья такова: вызвавший народный гнев и оскорбление духа священного казахского озера Алаколь помпезный отель «Коктем Гранд», демонстративно сливавший грязную воду своих горделивых VIP-туристов в народное озеро, должен повторить судьбу Фатехпура Сикри. Для неосведомленных в истории Востока читателей: Фатехпур Сикри –заброшенный, проклятый город-призрак в Индии. Великолепно отстроенный императором Акбаром город умер из-за внезапного недостатка воды (или землетрясения), что расценивалось современниками как Божья кара за надменность правителя и строителя этого «райского города».

Итак, поселившись в одном из  скромных пансионатов для трудящихся на Алаколе – хотя наверняка заслуживаю и большего за  мой 30-летний адский труд на поприще исторической науки, казахской культурологии и религиоведения – я с радостью, в духе «канагат» («довольство малым» в исламе) приняла деревенские условия, простой, аульный сервис в этих маленьких домиках близ любимого народом чудесного озера.

Ведь главной целью для меня было само уникальное озеро  Семиречья – с чистой, целебной водой, также чистый воздух степи, солнце, мать-земля! Не зря Алаколь называют буквально «лечебным озером». И стало притчей во языцех, что именно сюда раньше регулярно прилетали купаться советские космонавты, чтобы оздоровиться, очиститься  от  вредной радиационной пыли…

Озеро с первозданной природной красотой,  чайками над водой, бело-голубыми, серебристыми волнами, которые радуют взор, своим шумом и плеском ласкают человеческий слух…При виде нашей жемчужины так и хочется – как некогда Сергей Есенин сказал про превосходство русских («рязанских») раздолий над персидским Ширазом – воскликнуть тоже типа: «Как бы ни был красив турецкий Ак Дениз (Средиземное море), он не лучше нашего родного Ала-Тениза!» (старое казахское название Алаколя)».

«Ала теңіз», «Ала көл» переводится  с казахского «пестрое, т.е. разноцветное, переливающееся море (озеро)». Вообще, часто большие, красивые озера типа Алаколя в народе неофициально называют «морем» (как Байкал, например). Справка из Национальной Энциклопедии «Казахстан» об Алаколе:  площадь озера – (с островами) — 2696 км², длина — 104 км, максимальная ширина — 52 км, глубина — до 54 м, объем воды — 58,56 км.

Еще в XI веке это древнее озеро отмечено на знаменитых картах арабских географов, трудах аль-Идриси и др. как «озеро Гаган» и охарактеризовано как бессточное  озеро в землях кочевых тюрков-кимаков – древнего племени, одного из компонентов будущего казахского народа.  Позже в исторических источниках уникальное соленое озеро называлось по-разному: «Турге нор» (монгольское «озеро-мост»), «Ит ишмес» («собака не будет пить»).

Итак, встреча и общение со священным озером удались. Мы, казахи, мусульмане, испокон веков чтили природу как дар Бога, как «аманат» (залог), данный человечеству Творцом, за пользование которого мы всегда в ответе. Как кочевники мы вдвойне дорожили окружающей природой, землей, горами, озерами, реками, а в древности даже поклонялись этим стихиям. Так или иначе, каждый казах («қазақ баласы») с молоком матери впитал запреты и предписания экологического поведения,  в том числе, например: не плевать в воду или огонь (тем более не мочиться), ибо духи или періште, т.е. одушевляющие природные объекты сверхъестественные силы могут разозлиться и наслать природное бедствие или порчу, болезнь; не рвать зеленую траву и растения без надобности, не прижигать животным на теле клеймо, не бить их в морду и пр.

И, конечно, в море, озеро, реку казахи заходят со словом «бисмилля» (аналог русского «Господи, благослови!»), ища защиту и излечение прежде всего в Боге, Всевышнем Аллахе, который только и может дать «қайыр» (благо) или, напротив, «кесір»(зло), исходящие от любых сущностей или созданий. Даже безобидный ветерок, подувший на нас, может нести добро, исцеление, но также и вред (болезнь, порчу). Поэтому наши мудрые предки говорили всегда «Әуелі Алла, бір Алла» (Сначала Аллах, единый Бог). Также в русле суфийского адаба не считается лишним приветствовать при встрече невидимых духов воды, гор, лесов, домов, мечетей со словами: «Ассаляму алейкум!».

Вместе с тем, как я понимаю сейчас, помимо отдыха и общения с родной природой Казахстана, летом 2019 года мне была уготована возможность и честь (в кавычках) наблюдать и изучить помимо драгоценного Алаколя,  один рукотворный объект – странно-одиноко, горделиво возвышающийся на малообжитом еще  в туристическом плане левом берегу озера, ныне скандально известный  5-звездочный отель-санаторий «Koktem Grand Resort»!  

Да, да, представьте себе, мне пришлось недавно много раз проходить мимо того самого отеля,  который открыто, цинично  сливал грязную воду, использованную в бассейнах для его «дважды рожденных» VIP-туристов, обратно в Алаколь, т.е. на наши с вами,  людей «второго сорта», головы и тела… А лучше сказать – плевали в наши души, оскорбляли священное слово «халык» (народ)! А также, поправ все нормы экологической культуры и национальный этикет, оскверняли и намеревались продолжать бесконечно загаживать знаменитую жемчужину Казахстана, если бы не случай публикации кем-то видеосюжета в интернете…

Конечно, я не намерена сгущать краски насчет степени экологической опасности случившегося факта, и не вижу оснований не верить (да и исходя из логики) Главному санврачу РК и другим членам комиссии, которые оперативно вмешались и сразу удостоверились, что учреждение сливало в Алаколь не канализационную или какую-то ужасно грязную, вредную, ядовитую воду, а просто воду из двух бассейнов этого отеля. То есть учреждение практиковало такой, возможно давно негласно распространенный в зонах отдыха, организованных «по международным стандартам», «круговорот воды» для своих клиентов, обновляя воду для бассейнов.

Но я хочу обратить внимание именно на моральную, этическую сторону,  на демонстративную форму и способ слива загрязненной воды, весь этот внешний антураж с оскорблением чувств социальных низов общества (которые для них –  по сути «гои», «шудры» или «крепостные») – когда в сторону «простого народа» и «дикого» озера (сами предпочитают цивильные бассейны) вот так, бесцеремонно можно протянуть какую-то огромную железную трубу, направив среди белого дня бурлящую или шипящую струю непонятного происхождения и состава жидкости… при этом совершенно ничего не комментируя, не объясняя и не извиняясь, без всяких вывесок и объявлений,  не ломая голову о том, что перед ними и около них, на берегу толпятся  такие же ЛЮДИ (!), а они могут быть обеспокоены или напуганы, даже психологически.

Хочется обратить внимание именно на эту, присущую сейчас для казахской «элиты» (из-за стойкого пренебрежения в стране идеологией, ментальностью, культурой чувств и поведения) сатанинскую гордыню, в высшей степени пренебрежительное, наплевательское отношение, азиатско-ориентальные, байско-феодальные или барские замашки хозяев и собственников той или иной территории, объектов, учреждений и, разумеется, снобизм, чванство и высокомерие самих посетителей, туристов подобных отелей, диктующих и требующих для себя такие условия. Нам ли, казахам, вчера только пережившим Голодомор и каннибализм, а сегодня задыхающимся от острых социальных противоречий, задирать носы и разбрасывать деньги на строительство дорогостоящих помпезных объектов?!  

Конечно, честно признаюсь, что на момент моего отдыха на Алаколе, на левом берегу, мне самой не привелось видеть и замечать слив сточной воды из гостиницы в озеро, широко обсуждавшийся позже в стране. В течение целой недели, несмотря на долгие прогулки по береговой линии, внимательное обозрение и наблюдения за поверхностью озера, постоянные купания – и в 5 утра и вечером, и днем – подобное ужасное зрелище мной и другими отдыхавшими тогда туристами не было обнаружено и зафиксировано. Возможно, это техническое новшество заработало  позже нас, в разгар сезона отдыха; либо ввиду огромной территории отеля «Koktem Grand Resort», слив грязной «господской» воды имел место в каком-то отдаленном от нас участке берега, а нас отчасти Аллах миловал, не знаю…

 

 

 (продолжение следует)

 

 Назира Нуртазина,

историк, религиовед,

доктор исторических наук,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

 

 

Рубрика: