АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Почему казахстанским школам нужны родительские комитеты[:]

[:ru]

Педагогическая и родительская общественность не представляет школу без родительских комитетов

Каких только не было споров вокруг школ! Теперь подвергся сомнению институт родительских комитетов. Появилось предложение об их полной отмене, поскольку «данная деятельность не регламентирована и создает почву для проявления бытовой коррупции». С этим педагогическая и родительская общественность категорически не согласна.

— Я не представляю жизнедеятельность класса без родительского комитета, ведь он – связующее звено между родителями и школой, — возмущена Айгуль Егизбаева, председатель родительского комитета Международной школы Астаны (МША). — Например, проходит семинар, где родителям доводится стратегия школы, важная информация. Ну не могут в актовом зале собраться все родители, только представители родительских комитетов, которые всё записывают, запоминают, во всё вникают и потом передают все вопросы касательно учебного и образовательного процесса до остальных родителей. Или возьмём важный для всех вопрос школьного питания. Мы, члены родительского комитета, плотно им занимаемся, ходим в столовую, наблюдаем, вносим замечания, обсуждаем с родителями. Аналогично по школьной форме – сколько дискуссий организовано, встреч. Изучили в этом году все цены, чтобы они соответствовали качеству, выбрали фасоны, дизайн, того поставщика, который нас устроил. Это все огромная работа, и проводит ее именно родительский комитет, которого 1 сентября общим собранием выбирают сами родители. Надо благодарить тех неравнодушных родителей, кто берется за эту ответственную и непростую миссию, потому что если все будут равнодушны и только критиковать всех и всё вокруг, кто будет думать о том, чтобы детям в школе было комфортно и хорошо? У учителей своя работа, у администрации — своя, но и мы, родители, не должны оставаться в стороне, ведь дети – наши!
 
Ликвидация родительских комитетов в школах – проблема, поднятая далёкими от школы и образования людьми, считает учитель русского языка и литературы лицея №165  Алматы Марина Асылбекова.
 
— Еще Василий Сухомлинский говорил о том, что «отсутствие родительского коллектива приводит к отсутствию единого общественного мнения родителей при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей».  Почитайте «Разговор с молодым директором» Сухомлинского. Считаю, что поднятая проблема — надуманная. Полноправными субъектами педагогического процесса являются трое: ДЕТИ – учителя – РОДИТЕЛИ. Только при этом условии возможна организация полноценного воспитательного и образовательного процесса.
 
Если одно звено выпадает (в данном случае – родители), рассыпается весь процесс. Родительский комитет осуществляет координацию работы между учителем и родительской общественностью. В противном случае неизбежен организационный хаос.
 
— Странно, что при пристальном внимании государства к семье, усилении роли семьи в воспитании детей, кому-то пришла идея устранить семью из школы, — добавляет она.

— Вопрос о целесообразности родительских комитетов звучит, мягко говоря, непрофессионально, — заявляет Елена Дмитриенко, президент республиканского союза детских общественных организаций «Жулдыз». – Родители должны участвовать в педагогическом процессе школы, знать, что и как происходит с ребёнком, имеют право вносить свои предложения, указывать на недостатки. Как правило, в состав родительских комитетов избираются люди компетентные, имеющие своё собственное мнение и умеющие отстоять позиции всех родителей.

По словам Елены Дмитриенко, речь идет о судьбе ребёнка, о проблемах в образовании данного конкретного учебного заведения. Поэтому на вопрос, должны ли быть родительские комитеты, ответ — однозначно ДА. Родители с их помощью могут участвовать в основных школьных процессах в интересах детей, для соблюдения их законного права на образование, достойную жизнь, на детские инициативы. Иначе какая это демократия?

— Что касается поборов – считаю, что эта тема приобретает форму фейковой информации в соцсетях и СМИ. В каждой школе есть попечительские советы, есть специальные счета, на которые желающие родители или меценаты добровольно могут внести средства – какие могут быть вопросы? — объясняет специалист.

— К сожалению, родительские комитеты стали ассоциироваться только с денежными поборами, но это неправильно, — отмечает Айгуль Мукашева, заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.

 

—  Я, как мама детей школьного возраста, хочу сказать: родительские комитеты необходимы, ведь по любым возникающим вопросам в организации учебного процесса родители в первую очередь обращаются к представителям родительского комитета, который является реальным связующим звеном между родителями и учителями. Комитет проводит большую организационную работу в классе, мероприятия, которые благоприятно влияют на детей, способствуют сплочению ребят друг с другом, улучшают микроклимат в детском коллективе, взаимодействие, дружбу. Здесь роль родительских комитетов принижать не надо. Попечительские советы решают вопросы на уровне школы, а все вопросы на уровне класса – это то, чем занимается родительский комитет.

— Как можно ликвидировать институт родительских комитетов, когда их миссия незаменима и не может иметь альтернативы? – задаётся вопросом Ерлан Сламбеков, директор лицея-интерната для одарённых девочек «Білім – Инновация» акимата Астаны.

 – Все вопросы, которые могут возникать друг к другу у школы и родителей, решают именно родительские комитеты. Учителя должны дать детям хорошие знания. Их главная задача – учить, как и воспитывать. Без помощи родительских комитетов не обойтись. Они берут на себя многие организационные моменты: встречи с интересными людьми, культурно-досуговые мероприятия. А ещё родительские комитеты осуществляют при необходимости и работу по связям с общественностью, — объясняет руководитель. 

Ерлан Сламбеков приводит пример из собственной практики. Лицей 15 лет (!) не имел собственного здания, кочуя из школы в школу. Родительский комитет эту проблему неустанно озвучивал на самых разных уровнях, в разных инстанциях.

 

— И вот результат — 1 сентября этого года мы впервые шагнули в распахнутые двери собственного здания! Нормальное функционирование любой школы — я думаю, со мной согласятся мои коллеги-директора — без родительских комитетов сложно представить. Попечительский совет собирается 2-3 раза в год, решает более крупные задачи, а родительский комитет работает весь учебный год и решает вопросы сразу по ходу их возникновения, — говорит директор лицея.

Зачем пытаться сломать годами сложившуюся правильную, необходимую практику работы с родителями? Образование детей — это взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, в котором должны участвовать как школа, так и родители. Такое мнение высказала Шолпан Каринова, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК.

— Этот процесс не может быть односторонним. Кроме уроков и учёбы, для детей важны проходящие в школе и классе мероприятия, кружки, секции, которые опять же без согласования с родителями осуществляться не могут. Родители должны знать, чем интересуются их дети. Тем более сегодня, когда в школах, с введением критериального оценивания, растёт важность обратной связи учителей с родителями. В законе «Об образовании» есть 49 статья, где оговариваются права и обязанности, взаимодействие родителей и школ через родительские комитеты, то есть их существование предусмотрено законом, — говорит она. — Безусловно, родительские комитеты не должны заниматься сбором денег, их задача в другом – связи между школой и семьёй. И без этой связи образование не может двигаться вперед. У каждой стороны есть своя роль в образовании детей.

 

Что касается поборов, которые негативно отражаются на нашей системе образования, то Шолпан Каринова напоминает, что мировой практике есть понятие помощи школе, спонсорства и благотворительности. Пора нашему обществу признать это и отличать поборы от благотворительности.

— Если кто-либо желает помочь школе – это только приветствуется. Каждая школа сегодня нормативно имеет право открыть специальный счёт, куда должны поступать средства. И такие школы есть. Директора школ после каждой четверти должны выступить с отчётом перед родительским и попечительским советом, в том числе по организации учебно-воспитательного процесса, по финансовым расходам – куда и в каких объёмах расходовались поступившие бюджетные средства и средства, поступившие на специальный счёт, — говорит она. — Порядок работы попечительских советов определён Министерством образования и науки. Попсоветы, как форма общественного контроля, наделены сегодня большими полномочиями, начиная от назначения директора школы до внесения своих предложений в местные исполнительные органы, и надо сказать, что МОН обозначил чёткое разграничение по тому, чем должны заниматься они и чем должны заниматься родительские комитеты. Здесь всё предельно ясно и понятно.

https://forbes.kz/process/education/pochemu_kazahstanskim_shkolam_nujnyi_roditelskie_komitetyi/

[:]