Церемония объявления номинантовВпервые в истории премии «Оскар» все 24 номинации — от интересных только для специалистов технических (за спецэффекты, звук, костюмы) до важнейших (за лучшие мужскую и женскую роль, лучшую режиссуру и лучший фильм) — были объявлены практически одновременно в прямом эфире.

Объявление было сделано в несуразную рань – 5.30 утра по местному лос-анджелесскому времени, 8.30 по нью-йоркскому, 13.30 по лондонскому, 16.30 по московскому.

Неожиданностей почти нет. Большая часть предсказаний сбылась. Максимальное количество номинаций – по девять – получили фильмы «Гранд Отель Будапешт» и «Бёрдмэн».

Фотогалерею фильмов-номинантов можно посмотреть здесь.

Оба режиссера – и с каждым годом все более и более авторитетный в Голливуде Уэс Андерсон, и давно уже работающий там мексиканец Алехандро Инарриту — претендуют на приз за лучшую режиссуру. Обе картины номинированы и на главный приз – за лучший фильм.

Сцена из "Левиафана"

Шансы «Бёрдмэна» расцениваются выше. И хотя «Гранд Отель Будапешт» — причудливая, невероятно изобретательная и яркая картина, «Бёрдмэн» обладает неоспоримым для голосующих академиков преимуществом. Это едкая, обращенная внутрь кинотеатрального мира самоирония, в которой стареющий исполнитель роли в супербоевиках, потеряв свою голливудскую привлекательность, борется за постановку в бродвейском театре.

Пикантность всей коллизии придает тот факт, что главного героя играет Майкл Китон, в свое время – непобедимый Бэтмэн.

Китона же прочат победителем и в борьбе за лучшую мужскую роль. Хотя значительную конкуренцию ему могут составить два британца, сыгравших удивительно схожие роли выдающихся ученых 20 века: Бенедикт Камбербатч — кибернетического гения Алана Тьюринга в фильме «Игра в имитацию», а Эдди Редмайн — сохранившего творческую энергию вопреки сокрушительной болезни профессора в фильме «Вселенная Стивена Хокинга».

«Игра в имитацию» по количеству номинаций – восемь – уступила лишь двум лидерам. Выдвинута она и на главный приз – за лучший фильм.

Однако, по прогнозам, в борьбе за главного «Оскара» и «Бёрдмэна», и «Гранд Отель Будапешт», и «Игру в имитацию», скорее всего, опередит картина Ричарда Линклейтера «Отрочество».

Наряду с незаурядными художественными достоинствами фильм этот не может не привлечь киноакадемиков и уникальностью положенного в ее основу киноэксперимента. Линклейтер снимал «Отрочество» 12 лет, и на протяжении всех этих лет он прослеживал судьбу мальчика – от 6-летнего ребенка до 18-летнего юноши.

В отличие от других подобных картин, «Отрочество» – лента не документальная, а художественная. Актер-мальчик рос, взрослел, а играть при этом ему нужно было не самого себя, а придуманного автором фильма персонажа. Высокие шансы «Отрочества» подтвердила и награда за лучший фильм в «Золотом глобусе», традиционно считающемся «генеральной репетицией» «Оскаров».

Всего у «Отрочества» шесть номинаций. Столько же у «Американского снайпера» Клинта Иствуда. Реальная история снайпера-виртуоза и американского патриота Криса Койла, уничтожившего в иракской войне 160 иракских повстанцев, сделана с присущими позднему Иствуду мастерством и безупречной художественной убедительностью.

Однако не проявленная до конца политическая позиция режиссера-консерватора может оказаться не по нраву традиционно либерально настроенным голливудским академикам, для большинства из которых война в Ираке – повод для безусловной анафемы.

Что, впрочем, не мешает сыгравшему Койла Брэдли Куперу претендовать на приз за лучшую мужскую роль. Хотя, по общим оценкам, шансов в борьбе с Китоном, Камбербатчем и Римейном у него немного.

Ну а у женщин, несмотря на острую конкуренцию с француженкой Марион Котияйр (бельгийская картина «Два дня и две ночи»), британкой Фелисити Джоунс («Вселенная Стивена Хокинга»), ее соотечественницей Розамунд Пайк («Исчезнувшая») и американкой Риз Уизерспун «(«Дикая»), наибольшие шансы на успех — у Джулианн Мур («Все еще Элис»).

Не причисленная к сонму самых раскрученных звезд, но пользующаяся невероятно высокой репутацией у специалистов, Мур уже четырежды номинировалась на «Оскара», и сообщество академиков почти наверняка удостоит ее главной награды.

Ну а в категории «Лучший фильм на иностранном языке» «Левиафан» Андрея Звягинцева — после триумфа в Канне (лучший сценарий), Лондоне (лучший фильм) и на «Золотом глобусе» (лучший фильм) — выглядит почти бесспорным фаворитом.

Если он действительно станет победителем, «Левиафан» станет лишь пятой советско-российской картиной (после «Войны и мира» Сергея Бондарчука, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова» и «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова), удостоенной этой высокой награды.

http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/01/150115_oscar_nominees

Рубрика: