Развитие туризма в Казахстане может повлиять на решение многих проблем: улучшение инфраструктуры туризма означает создание новых рабочих мест, увеличение числа зарубежных туристов будет способствовать формированию имиджа современного Казахстана, прибыль от туристической отрасли будет расти.

Но в туристической отрасли немало собственных проблем, которые требуют решения. На днях в Алматы Казахстанская туристская ассоциация (КТА) провела очередное заседание секции въездного и внутреннего туризма.

Предметом обсуждения стало взаимодействие туристского рынка и государственных структур в создании инфраструктуры туризма Алматинского региона. Заседание вела президент Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. Основными проблемами казахстанского туризма являются отсутствие инфраструктуры туризма как таковой и конкуренция среди азиатских стран, в частности Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Также цены на сервис непомерно высоки, в отличие от соседей, а сами услуги не отличаются качеством. Для того чтобы развивать внутренний туризм и приглашать иностранцев к нам отдыхать, надо обеспечить необходимые условия. Если турист захочет приехать к нам, то он, во-первых, столкнется с долгим визовым оформлением, во-вторых, высокими ценами на перелет, в-третьих, с заоблачными ценами на гостиницы. Также туриста должны встречать и провожать до места назначения, а не просто выдавать визу. Это прописано в законодательстве, но, как и многие законы, не исполняется. Отдельные туристические фирмы ограничиваются подачей документов на получение визы для туриста, но с гостиницами или гидами вообще не связываются. Сейчас прокуратура проверяет туристические фирмы с визовой поддержкой, и около десяти компаний уже попали в «черный список»: документы от них в дальнейшем приниматься не будут, деятельность этих компаний будет пресекаться.

С отчетом о деятельности управления туризма, физической культуры и спорта Алматинской области выступила Вера Ежикова: «В Казахстане, в частности в Алматинской области, очень низкие показатели по приему туристов – около тысячи иностранцев и 100–150 казахстанцев. Туристов отпугивают высокие цены и достаточно низкий сервис. Конечно, любителям экстремального спорта и красот природы достаточно разбить палатку, но если человек хочет отдыхать с комфортом – тут мы проигрываем. Существенную помощь нам оказывает «Дорожная карта бизнеса». Необходимо привести в надлежащий вид все автовокзалы – визитные карточки населенных пунктов, особенно Талдыкорганский. Он находится на пути к жемчужине Казахстана – озеру Алаколь. Что касается самой дороги на Алаколь, она тоже оставляет желать лучшего: по трассе то и дело проходит скот, нет никаких ограждений, дорожных знаков, дорога разбита. Да и мусор на побережье уводит туристов на более чистый Иссык-Куль».

Директор ТОО «Туран Азия LLP» Касенханова в своем докладе отметила: «Наша компания существует с 1997 года, и все это время продолжается непрерывная борьба с киргизскими нелегальными турфирмами. Они отправляют иностранцев в Казахстан по более низким ценам, чем наши. Они каким-то образом договариваются с отелями, и те делают скидки их туристам, их машину можно снять за двести долларов на все путешествие, а гида – за тридцать долларов в день! Все это значительно ниже, чем наши расценки, но мы не можем снизить цены. Казалось бы, бизнес, ничего личного. Однако существует закон, который запрещает фирмам из других стран заниматься туризмом в Казахстане. Но даже если конкурентов не будет, мы в настоящий момент не сможем поднять туризм на нужный уровень: у нас просто не хватает кадров. Нет гидов, которые рассказывали бы о достопримечательностях на японском или китайском языках. Нужно бороться с непомерно высокими ценами и поборами. В этом году мы добились, чтобы вход в Алтын-Эмельский национальный парк стал более доступным: теперь стоимость билета едина для всех посетителей. Раньше для иностранных туристов вход составлял почти шесть тысяч тенге».

Нехватка кадров есть и в нацио

нальных парках: хронически не хватает молодежи, которая бы продвигала и популяризировала отдых на природе. В связи с этим студенты Казахстанско-Немецкого университета (КНУ) совместно с КТА уже второй год успешно оказывают помощь Иле-Алатаускому, Алтын-Эмельскому, Чарынскому национальным паркам. Студенты разрабатывают буклеты на разных языках. Они отличаются лаконичностью изложения и красочностью фотографий – такие обязательно заинтересуют туриста. Они небольшого размера – их легко можно уместить в кармане, что тоже очень удобно.

Своей целью волонтеры ставят повышение экологической сознательности и гражданской ответственности людей, продвижение национальных парков, перевод справочных материалов на другие языки и решение кадрового вопроса. Также при КНУ существует кружок гидов, где студенты изучают родные окрестности на немецком языке. Через несколько лет это будут профессиональные экскурсоводы. Ребята уже сейчас подрабатывают в выходные и пользуются успехом: молодых гидов катастрофически не хватает. К решению подобных вопросов государство намерено подойти серьезно: со следующего года в школах будет введен новый предмет «Краеведение».

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал позволит республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Вера БАБЕНКО, Алматы

Источник: Сайт газеты «Литер»

Рубрика: