АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Общественный и партийный контроль в борьбе с коррупцией. Есть успехи[:]

[:ru]

 

Системная и последовательная реализация мер по противодействию коррупции и обеспечению верховенства закона – это одна из приоритетных задач  в достижении определенной Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым долгосрочной стратегической цели – вхождение Казахстана в тридцатку развитых стран мира.

Мировая и отечественная практика показывает, что коррупция и неисполнение законов негативно отражаются на развитии любого, даже самого успешного государства, существенно снижая эффективность государственного управления, функционирования экономики и развития социальной сферы.

В 2017 году Казахстан в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции, составляемом международной рейтинговой организацией «Транспаренси Интернешнл», набрал 31 балл и занял 122 место, улучшив свои показатели по сравнению с 2012 годом на 11 позиций (было 133 место). Основные положительные сдвиги в рейтинге, по мнению международных экспертов, прежде всего связаны с принятием нового антикоррупционного законодательства, внедрением института общественного контроля, осуществлением системной и последовательной работы по устранению причин и условий коррупции, а также совершенствованием процессов оказания государственных услуг.

Анализ реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы показывает, что совершенствование законодательства, расширение круга субъектов борьбы с коррупцией, вовлечение в этот процесс  различных общественных организаций и политических партий,  искоренение правового нигилизма и формирование у граждан антикоррупционного мировоззрения – все это в комплексе дает положительные результаты. Можно выделить главные из них.

Во-первых, создана серьезная правовая основа для укрепления системы профилактики коррупционных правонарушений.

Внедрение новых форм противодействия коррупции, в частности, антикоррупционного мониторинга, анализа коррупционных рисков, формирования антикоррупционных стандартов и антикоррупционной культуры, предотвращения и разрешения конфликта интересов, а также конкретных мер противодействия коррупции в сфере предпринимательства, позволяет осуществлять превентивные меры предотвращения коррупционных проявлений. Как результат, согласно проведенным социологическим исследованиям, в 2017 году почти на 18 процентов возросла доля граждан, выразивших доверие к антикоррупционной политике государства, по сравнению с 2015 годом (с 55,5% до 73,4%). Исследования показывают, что подавляющее большинство населения страны (81,4%) стало относиться к коррупции негативно.

Во-вторых, предприняты серьезные меры для снижения уровня коррупции в органах государственного управления, в правоохранительной и судебной системах. Так, в целях снижения уровня коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных, правоохранительных и судебных органов осуществлена переработка большого количества подзаконных нормативных правовых актов и внутренних актов, которые регулировали правила отбора, карьерного продвижения и условия прохождения службы сотрудников.

В правоохранительных и судебных органах введено полиграфологическое исследование с целью выявления у кандидатов на поступление скрытых противоправных намерений и негативных зависимостей.

В-третьих, за последние годы проведена серьезная модернизация судебной системы. В частности, осуществлен переход к трехуровневой системе правосудия, обеспечена независимость порядка отбора и назначения судей, принят новый этический кодекс судей, внедрена автоматизация судебного делопроизводства и распределения судебных дел, а также стала практикой непрерывная аудио-видеозапись всех судебных процессов.
Кандидаты в судьи теперь не только сдают квалификационный экзамен, но и проходят проверку на полиграфе и психологическое тестирование.

За счет внедрения электронного оповещения участников о заседаниях суда посредством SMS-сообщений значительно сократилось количество  жалоб на несвоевременное оповещение.

Внедрение информационных технологий позволило значительно упростить судопроизводство, снизить бюрократические барьеры и расширить доступ граждан к правосудию.

В результате всех этих новаций, согласно Глобальному индексу конкурентоспособности, по индикатору «Судебная независимость» наша страна улучшила свою позицию, переместившись со 111 на 79 место.

В-четвертых, кардинальные изменения осуществлены в правоохранительных органах, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе. Изменена система отбора кандидатов для работы в этих органах.
Теперь они проходят такой же отбор, как и все госслужащие.

Осуществляются меры по внедрению процедур видеофиксации служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов.  Это позволяет значительно минимизировать возможности для коррупционных проявлений.

Согласно заявлений руководства правоохранительных органов, теперь каждый факт внутренней коррупции будет предаваться широкой огласке с соответствующими уголовно-правовыми последствиями.

В-пятых, совершенствуются процессы оказания государственных услуг и повышается их качество. Так, на сегодня 49 процентов услуг оказываются в режиме онлайн, при этом все лицензии и разрешения предпринимателям уже выдаются в электронной форме.

По всей стране внедрена практика осуществления контроля за качеством оказания услуг вместе с представителями гражданского общества. Это уже помогло улучшить сервис в большинстве ЦОНов и других учреждениях.

В результате повышения уровня автоматизации государственных услуг сокращаются прямые контакты чиновников с гражданами, тем самым минимизируются условия для коррупционных проявлений.

Согласно информации Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, системные меры в сфере повышения качества оказания государственных услуг позволили на две трети сократить уровень бытовой коррупции.

Достижения Казахстана в сфере оказания государственных услуг подтверждаются изменением его позиций в международных рейтингах. Так, в рейтинге ООН по развитию «электронного правительства» Казахстан занял 33 место среди 190 стран мира, а в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка – 36 место среди 190 стран.

В-шестых, реальным показателем борьбы с коррупцией является количество уголовных преследований и санкций за совершенные деяния. Эта тенденция очень позитивна. По официальным данным, за 2017 год было зарегистрировано 2452 коррупционных правонарушения, более половины из которых (1245) составляют факты взяточничества. Из 1146 лиц, привлеченных за коррупцию, предано суду 828. Было пресечено 108 фактов системной коррупции, пресечена деятельность пяти организованных преступных групп. Благодаря принятым мерам в казну государства было возвращено около 14 млрд. тенге.

Для создания атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения наряду с лишением свободы за совершение коррупционных преступлений чаще стали применяться штрафные санкции в кратных размерах,  конфискация имущества, добытого преступным путем, а также пожизненное лишение права занимать  государственные должности. С учетом того, что содержание одного осужденного обходится государству около 900 тыс. тенге в год, вполне разумным является наказание кратным штрафом за взятку, размер которой в несколько раз меньше этой суммы. 

В 2017 году за совершение коррупционных правонарушений 441 лицу назначены штрафы на общую сумму более 2 млрд. тенге.

Важным является тот факт, что привлекаются к ответственности не только госслужащие низового звена, но и высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры национальных компаний. Так, в 2017 году были изобличены 19 руководителей центральных государственных органов и их подведомственных организаций, 98 – областных, 152 – городских и районных органов.

Это дает четкий сигнал всем нашим гражданам, что коррупция наказуема, что виновные неизбежно понесут справедливое наказание,  независимо от занимаемой должности и имущественного положения.

Поэтому конкретные результаты антикоррупционной политики находят широкую поддержку в казахстанском обществе. Как показывают итоги социологических исследований, у большинства наших граждан сформировалось сознание нетерпимости к коррупции. В этой связи вполне очевидным является тот факт, что принимаемые государством меры по формированию антикоррупционной культуры являются достаточно эффективными. Поскольку усиление неприятия коррупции населением является важнейшей составляющей для создания эффективной антикоррупционной системы в нашей стране.

 

Георгий Дубовцев

главный научный сотрудник

КИСИ при Президенте РК.

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

 

 

 

 

 

[:]